Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры стали сильнейшим ударом не только по отечественной, но и по мировой экономике за последние годы. Российский бизнес, особенно малые и средние предприятия, очень тяжело переживал ситуацию с ограничительными мерами еще летом 2020 года: так, в Москве, по некоторым данным, более половины предприятий общественного питания не возобновили свою работу после окончания режима самоизоляции.
Для бизнеса нерабочие дни или всё-таки локдаун сопряжены с потерей дохода от сокращения или полного прекращения потока клиентов. Соответственно, появляются проблемы с арендными платежами, выплатой зарплаты сотрудникам, уплатой налогов и коммунальных платежей. Иногда возникают такие долги, что проще обанкротиться: например, в первом полугодии 2021 года количество банкротств физических лиц в России выросло более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что государство должно компенсировать бизнесу потери, понесенные из-за введения нерабочих дней. Но многие экономисты считают, что влияние нерабочих дней в ноябре 2021 года на экономику сильно преувеличено: во-первых, в начале ноября и так праздничные дни, во-вторых, начало ноября никогда не играло особо важной роли в экономическом плане. Поэтому потери от нерабочих дней вряд ли превысят 0,05–0,35% годового ВВП. Правда, и это миллиарды рублей потерь, о которых в прогнозах говорят экономисты.
Не стоит забывать и о том, что по многим направлениям у бизнеса, напротив, наблюдается подъем. Так, пандемия дала мощнейший толчок развитию процессов цифровизации российского бизнеса. Онлайн-торговля стала очень выгодным делом, соответственно, стали появляться новые стартапы в сфере цифровых технологий, онлайн-торговли. Кроме того, нерабочие дни способствовали дальнейшему развитию сферы доставки: сегодня она очень востребована, а работа курьера превратилась в массовую и довольно неплохо оплачиваемую.
Таким образом, не стоит выстраивать исключительно негативные прогнозы. В Минэкономразвития, к примеру, утверждают, что рост ВВП России по итогам 2021 года должен составить 4,2%. Российская экономика, как рассчитывают в министерстве, превысит допандемийный уровень развития. Даже по итогам первых восьми месяцев 2021 года ВВП вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На целый ряд направлений, и это касается, в первую очередь, стратегических отраслей промышленности, нерабочие дни не оказывают практически никакого влияния, так как добывающие и производственные предприятия продолжают работать. Что же касается торговли или индустрии общественного питания, то и здесь, как мы отмечали выше, находят новые решения.
Другое дело, что не всем предпринимателям эти решения по карману: маленькие кафе не потянут организацию собственной доставки и им будет очень сложно конкурировать с мощными сетями, обладающими и качественными онлайн-платформами для заказа товаров, и эффективными службами доставки.
Такая же ситуация наблюдается и в других направлениях малого бизнеса, однако, будем откровенны, строгость законов часто компенсируется необязательностью их исполнения: многие вспомнят, как в непродуктовых магазинах в разгар пандемии появились на прилавках соль, туалетная бумага или макароны – и вот уже магазин торгует продуктами или жизненно необходимыми товарами, закрытию, соответственно, не подлежит.

Америку берут под контроль русские гангстеры. Об этом доложили Путину
Коллективный Запад крышует нашу мафию, думая, что она тоже противостоит Кремлю...