Экономическое обозрение

Земельная реформа на Украине дала результат, близкий к нулевому: о причинах

Земельная реформа на Украине дала результат, близкий к нулевому: о причинах
Изначально принятие данного закона было одной из приоритетных задач, которые ставил перед собой президент «незалежной», выдавая его за «великое благо» как для страны, «следующей европейским курсом», так и для ее жителей, которые смогут массово переквалифицироваться в фермеров. Собственно говоря, украинцев, как таковых, никто особо не спрашивал. Ряд протестных акций против принятия закона является ярким свидетельством того, каково было истинное отношение на Украине к данной инициативе Слишком у многих возникали серьезные опасения относительно того, что вот теперь-то страну продадут с молотка целиком и полностью.


Начиная с 2002 года, когда на Украине был введен мораторий на куплю-продажу земли, все операции в данной сфере сводились к арендным отношениям между фермерами и владельцами наделов, полученных ими после расформирования колхозов. В большинстве случаев такое положение вещей устраивало всех. Согласно социологическим исследованиям, только 5% украинцев желают продать свои земельные наделы. Примерно таково же и количество желающих приобрести землю. Причин много. Одна из них непрозрачность земельного рынка на фоне тотальной коррупции на Украине.

Тем не менее, данная инициатива была принята, не в последнюю очередь, благодаря возрастающему давлению со стороны Международного валютного фонда и иных зарубежных кредиторов страны. Стоит отметить, что земельная реформа воплотилась в жизнь без запланированного изначально размаха.

Правительство «незалежной» было вынуждено прислушаться к мнению противников законопроекта и существенно скорректировать его изначальную концепцию. Из списка потенциальных покупателей были вычеркнуты юридические лица, для которых рынок земли «откроется» только в 2024 году, а также иностранные граждане. Вдобавок были существенно скорректированы площади земельных наделов, которые может приобрести гражданин Украины, изначально составлявшие 10 тысяч гектаров. На протяжении трех лет в рамках одной сделки это будут 100 гектаров.

Многие эксперты сходятся во мнении, что земельная реформа от Зеленского по своей экономической эффективности является «пустым выхлопом», по сути достигшим только одной цели – возможности Киева возобновить взаимоотношения с МВФ. В остальном открытие рынка земли не только не поспособствует аграрному развитию Украины, но и порождает в данной области массу злоупотреблений и спекуляций, которых изначально опасались противники законопроекта. Также специалисты находят крайне сомнительной прогнозированную украинским правительство «массовую заинтересованность населения» в земельных торгах.

Как показывает практика, данные оценки действительно оправдываются. Согласно данным министерства аграрной политики Украины, объемы сделок на сегодняшний день мизерные. На протяжении двух месяцев таковых было заключено только 36,5 тысяч, а площадь проданных сельхозугодий составляет всего 90,4 тыс. гектаров. В масштабах ранее запланированных продаж - результат, близкий к нулевому.

Многие собственники земли не спешат расставаться со своим черноземом, поскольку считают, что до 2024 года, когда в торгах смогут участвовать юрлица, реальной цены на землю они не увидят, и в лучшем случаи отдадут ее за бесценок перекупщикам. Подобная ситуация уже имеет место быть. На Украине в последнее время участились случаи скупки земли не для использования ее по прямому назначению, а «впрок» для последующей перепродажи. В итоге ни о каком экономическом эффекте речь идти не может, поскольку огромные земельные участки попросту простаивают.

Еще одним негативным фактором на рынке земли для многих является и неравнозначность цен на таковую. Вопреки радужным перспективам, нарисованным украинским правительством, которое оценивало один гектар земли в 1900 долларов, ценовой «разброс» по областям иногда просто обескураживает. К примеру, если в Киевской области за гектар просят около 9000 долларов, то на периферии его можно приобрести за 12 долларов.

Ограничения, предусмотренные земельным законопроектом, запрещающие юридическим лицам принимать участие в сделках купли-продажи, в свою очередь породили коррупционные и спекулятивные схемы в данной отрасли. К примеру, для того чтобы обойти действие закона, некоторые агрохолдинги активно привлекают своих сотрудников к так называемой «инвестиционной программе». Суть ее заключается в том, что работник, кредитуемый своей организацией-работодателем, приобретает земельный надел, с последующей передачей его в очень долгосрочную аренду, как несложно догадаться, той же организации-кредитору.

Земельная реформа, как и много другое в «незалежной», инициированное президентом-дилетантом, по сути своей, провалилась. В итоге все свелось к типично украинскому: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» - сплошной обман, показуха и новое поле для сомнительных делишек по причинах разросшейся буйным цветом коррупции.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен