Не газом единым: ЕС выгодно решение Минска остановить транзит нефти по «Дружбе»
Власти Белоруссии в среду днем резко ограничили транзит нефти в Европу по международному трубопроводу «Дружба». Официально об этом объявил белорусский оператор нефтяной магистрали «Гомельтранснефть». Предположительная причина – «внеплановый ремонт», а время уменьшения прокачки – до трех суток.
Как известно, трубопровод поставляет нефть в пять стран ЕС: Польшу, Германию, Чехию, Венгрию и Словакию. В данный момент работают все ветки, кроме польской. И хотя указывается «уважительная» причина, в нее мало кто поверил. Виной тому стечение обстоятельств – белорусско-польский кризис на границе и желание главы Белоруссии Александра Лукашенко «отомстить», или, по крайней мере, сделать Европе и Варшаве, в частности, «больно». Поэтому, стоит ли говорить, что почти никто не поверил в названные причины. Все усмотрели в этом элемент шантажа и давления. В общем, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку Белоруссия в плане геополитического веса не самое мощное государство, и все действенные рычаги отпора Западу ей так или иначе предоставляет Россия (транзитные трубопроводы и сырье в них). Но нужно иметь в виду, что износ трубопровода, которому в этом году исполнилось 62 года, составляет более 65%, но это мало кого заинтересует.
После недавних угроз Минска перекрыть газ, который напугал не столько Польшу или ЕС в целом, а Москву, для Лукашенко настало время действовать, но, очевидно, не касаясь болезненных для союзника сфер. Перекрытие поставок «голубого» топлива в Европу во время жесточайшего кризиса в разгар отопительного сезона, было бы равносильно самоубийству. И, судя по всему, выход был найден в виде ограничения поставок нефти. Как бы «по закону военного времени» - с врагом не торгуют. Впрочем, предполагается, что мера временная. Так что не «газом единым» в своем плане войны с ЕС мыслит Минск.
Однако эффект от таких мер будет прямо противоположный: для Европы нефть не столь важна, как газ, тем более в сезон холодов. Именно по этой причине Лукашенко решился на данный авантюрный ход и, одновременно, по этой же причине, такой метод не будет действенный против Варшавы: выбран как бы безопасный вариант шантажа, но одновременно такой подход снижает эффективность предпринятой меры. Однако она может поссорить Москву и Минск, ближайших союзников.
Можно даже не делать акцент на очевидном: Польше выгодно неуклюжее «политическое сумо» Александра Григорьевича, который навредит перекрытием вентиля скорее сам себе и РФ, чем оппонентам - для них эти маневры безопасны. Ведь таким образом будет брошена тень на Москву, что выгодно Западу. Приевшийся штамп о том, что Белоруссия ничего не делает, не посоветовавшись с РФ, тем более в отношениях с ЕС, в очередной раз будет употреблен, что в итоге позволит заклеймить две страны сразу, как бы «автоматически». И неважно, что может иметь место реальный ремонт нефтяной магистрали – выводы Запад сделает свои собственные, очень даже невыгодные для РФ и РБ, а дело уже сделано, вентиль перекрыт, хотя и безрезультатно.
Представляется очевидным, что в случае с остановкой одной из веток «Дружбы» Лукашенко действовал самостоятельно, и Москва к этому решению непричастна: не могло быть даже намека на сценарий «газ не трогай, лучше перекрыть нефть». Это исключено. Имидж надежного делового партнера слишком долго выстраивается, чтобы можно было его терять в одночасье из-за невероятно бесполезных и импульсивных поступков. В любом случае в Европе рады, что Лукашенко попал в тупик, и ищет новые методы шантажа ЕС, которые, впрочем, возвращаются ударом по России, вносят разлад и нервозность в отношения близких союзников.
Как известно, трубопровод поставляет нефть в пять стран ЕС: Польшу, Германию, Чехию, Венгрию и Словакию. В данный момент работают все ветки, кроме польской. И хотя указывается «уважительная» причина, в нее мало кто поверил. Виной тому стечение обстоятельств – белорусско-польский кризис на границе и желание главы Белоруссии Александра Лукашенко «отомстить», или, по крайней мере, сделать Европе и Варшаве, в частности, «больно». Поэтому, стоит ли говорить, что почти никто не поверил в названные причины. Все усмотрели в этом элемент шантажа и давления. В общем, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку Белоруссия в плане геополитического веса не самое мощное государство, и все действенные рычаги отпора Западу ей так или иначе предоставляет Россия (транзитные трубопроводы и сырье в них). Но нужно иметь в виду, что износ трубопровода, которому в этом году исполнилось 62 года, составляет более 65%, но это мало кого заинтересует.
После недавних угроз Минска перекрыть газ, который напугал не столько Польшу или ЕС в целом, а Москву, для Лукашенко настало время действовать, но, очевидно, не касаясь болезненных для союзника сфер. Перекрытие поставок «голубого» топлива в Европу во время жесточайшего кризиса в разгар отопительного сезона, было бы равносильно самоубийству. И, судя по всему, выход был найден в виде ограничения поставок нефти. Как бы «по закону военного времени» - с врагом не торгуют. Впрочем, предполагается, что мера временная. Так что не «газом единым» в своем плане войны с ЕС мыслит Минск.
Однако эффект от таких мер будет прямо противоположный: для Европы нефть не столь важна, как газ, тем более в сезон холодов. Именно по этой причине Лукашенко решился на данный авантюрный ход и, одновременно, по этой же причине, такой метод не будет действенный против Варшавы: выбран как бы безопасный вариант шантажа, но одновременно такой подход снижает эффективность предпринятой меры. Однако она может поссорить Москву и Минск, ближайших союзников.
Можно даже не делать акцент на очевидном: Польше выгодно неуклюжее «политическое сумо» Александра Григорьевича, который навредит перекрытием вентиля скорее сам себе и РФ, чем оппонентам - для них эти маневры безопасны. Ведь таким образом будет брошена тень на Москву, что выгодно Западу. Приевшийся штамп о том, что Белоруссия ничего не делает, не посоветовавшись с РФ, тем более в отношениях с ЕС, в очередной раз будет употреблен, что в итоге позволит заклеймить две страны сразу, как бы «автоматически». И неважно, что может иметь место реальный ремонт нефтяной магистрали – выводы Запад сделает свои собственные, очень даже невыгодные для РФ и РБ, а дело уже сделано, вентиль перекрыт, хотя и безрезультатно.
Представляется очевидным, что в случае с остановкой одной из веток «Дружбы» Лукашенко действовал самостоятельно, и Москва к этому решению непричастна: не могло быть даже намека на сценарий «газ не трогай, лучше перекрыть нефть». Это исключено. Имидж надежного делового партнера слишком долго выстраивается, чтобы можно было его терять в одночасье из-за невероятно бесполезных и импульсивных поступков. В любом случае в Европе рады, что Лукашенко попал в тупик, и ищет новые методы шантажа ЕС, которые, впрочем, возвращаются ударом по России, вносят разлад и нервозность в отношения близких союзников.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В ожидании катастрофы: из Нью-Йорка готовится бежать миллион жителей
Худшее событие в жизни мегаполиса может произойти в самые ближайшие дни, что станет самым сильным историческим ударом за всю историю....
Первый японский автогигант лишился права выкупа своего бывшего российского завода
Зарубежный бизнес в России был очень прибыльным, но многие поспешили уйти, и чтобы вернуться им придется доказать свою лояльность уже новыми инвестициями....
Бесхозные яхты и особняки: офшорные российские зомби-трасты «лопнули» в ЕС
Западные правительства всерьез взялись за вывезенные за границу капиталы богатых россиян....
Лебединая песня сланца: в США ставят последние рекорды добычи и режут нефтяные вышки
Снижение стоимости сырья не приводит к снижению добычи, хотя и уничтожает сланцевую отрасль....
Германия взвела «газовую бомбу» для всей Европы
В Европе на энергетическом рынке наступило затишье перед бурей. Осталось совсем немного до того, как пузырь успокоения лопнет....
Русофобия смертельна: приграничные с РФ города Финляндии вымирают
Экономические проблемы некогда процветающего европейского государства только нарастают....
Правительство разрешило Узбекистану вылов и вывоз рыбы из СЭЗ РФ
Установлены весьма щедрые квоты на ловлю в водоемах исключительной экономической зоны Дальневосточного бассейна....
Близится переворот: Трамп санкциями против России уничтожил правительство Болгарии
Ограничения Вашингтона рикошетом бьют по всем, кому угодно, кроме России. Проявлять милосердие Трамп не намерен....
Европа разорена: власти позволили мигрантам съесть весь бюджетный пирог
Рядовые граждане Европы невольно отдали свои накопления и пенсию на откуп миграционной политике и черной дыре на Украине....
Нью-Йорк выбрал коммуниста. Что теперь будет?
5 ноября на выборах мэра Нью-Йорка одержал победу Зохран Мамдани - член демократической партии с социалистическими взглядами. Каковы основные положения...
Света не будет: Москва «перекрыла кран» халявному электричеству Хельсинки
Следующим шагом должен стать Сайменский канал...
«Витает леденящий страх»: экономика ЕС идет под откос – Euractiv
Брюссель подписывается под американскими и собственными антироссийскими инициативами, которые ему не по зубам....
Возрождение автогиганта в Петербурге: General Motors подготовили к старту
Власти анонсировали запуск обновлённого автозавода General Motors в Петербурге. Площадку подготовили к возрождению...
Импортозамещение на крыльях: три новых российских самолёта на низком старте
«Байкал», «Освей», «Ладога» - Россия готовит три авиационные новинки, которые станут важным шагом для развития региональных авиаперевозок...
Россия «взлетает» заново: даже в СССР не делали четыре типа самолетов одновременно
Западное давление и санкции приводят не только к негативу, но и упорному желания стать независимым и сильным....
Венесуэла просит защиты у России
Каракас попросил у Москвы военную помощь на фоне наращивания сил США в Карибском регионе. Зачем Трампу Венесуэла, каковы интересы российского бизнеса в в...