
Не газом единым: ЕС выгодно решение Минска остановить транзит нефти по «Дружбе»
Власти Белоруссии в среду днем резко ограничили транзит нефти в Европу по международному трубопроводу «Дружба». Официально об этом объявил белорусский оператор нефтяной магистрали «Гомельтранснефть». Предположительная причина – «внеплановый ремонт», а время уменьшения прокачки – до трех суток.
Как известно, трубопровод поставляет нефть в пять стран ЕС: Польшу, Германию, Чехию, Венгрию и Словакию. В данный момент работают все ветки, кроме польской. И хотя указывается «уважительная» причина, в нее мало кто поверил. Виной тому стечение обстоятельств – белорусско-польский кризис на границе и желание главы Белоруссии Александра Лукашенко «отомстить», или, по крайней мере, сделать Европе и Варшаве, в частности, «больно». Поэтому, стоит ли говорить, что почти никто не поверил в названные причины. Все усмотрели в этом элемент шантажа и давления. В общем, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку Белоруссия в плане геополитического веса не самое мощное государство, и все действенные рычаги отпора Западу ей так или иначе предоставляет Россия (транзитные трубопроводы и сырье в них). Но нужно иметь в виду, что износ трубопровода, которому в этом году исполнилось 62 года, составляет более 65%, но это мало кого заинтересует.
После недавних угроз Минска перекрыть газ, который напугал не столько Польшу или ЕС в целом, а Москву, для Лукашенко настало время действовать, но, очевидно, не касаясь болезненных для союзника сфер. Перекрытие поставок «голубого» топлива в Европу во время жесточайшего кризиса в разгар отопительного сезона, было бы равносильно самоубийству. И, судя по всему, выход был найден в виде ограничения поставок нефти. Как бы «по закону военного времени» - с врагом не торгуют. Впрочем, предполагается, что мера временная. Так что не «газом единым» в своем плане войны с ЕС мыслит Минск.
Однако эффект от таких мер будет прямо противоположный: для Европы нефть не столь важна, как газ, тем более в сезон холодов. Именно по этой причине Лукашенко решился на данный авантюрный ход и, одновременно, по этой же причине, такой метод не будет действенный против Варшавы: выбран как бы безопасный вариант шантажа, но одновременно такой подход снижает эффективность предпринятой меры. Однако она может поссорить Москву и Минск, ближайших союзников.
Можно даже не делать акцент на очевидном: Польше выгодно неуклюжее «политическое сумо» Александра Григорьевича, который навредит перекрытием вентиля скорее сам себе и РФ, чем оппонентам - для них эти маневры безопасны. Ведь таким образом будет брошена тень на Москву, что выгодно Западу. Приевшийся штамп о том, что Белоруссия ничего не делает, не посоветовавшись с РФ, тем более в отношениях с ЕС, в очередной раз будет употреблен, что в итоге позволит заклеймить две страны сразу, как бы «автоматически». И неважно, что может иметь место реальный ремонт нефтяной магистрали – выводы Запад сделает свои собственные, очень даже невыгодные для РФ и РБ, а дело уже сделано, вентиль перекрыт, хотя и безрезультатно.
Представляется очевидным, что в случае с остановкой одной из веток «Дружбы» Лукашенко действовал самостоятельно, и Москва к этому решению непричастна: не могло быть даже намека на сценарий «газ не трогай, лучше перекрыть нефть». Это исключено. Имидж надежного делового партнера слишком долго выстраивается, чтобы можно было его терять в одночасье из-за невероятно бесполезных и импульсивных поступков. В любом случае в Европе рады, что Лукашенко попал в тупик, и ищет новые методы шантажа ЕС, которые, впрочем, возвращаются ударом по России, вносят разлад и нервозность в отношения близких союзников.
Как известно, трубопровод поставляет нефть в пять стран ЕС: Польшу, Германию, Чехию, Венгрию и Словакию. В данный момент работают все ветки, кроме польской. И хотя указывается «уважительная» причина, в нее мало кто поверил. Виной тому стечение обстоятельств – белорусско-польский кризис на границе и желание главы Белоруссии Александра Лукашенко «отомстить», или, по крайней мере, сделать Европе и Варшаве, в частности, «больно». Поэтому, стоит ли говорить, что почти никто не поверил в названные причины. Все усмотрели в этом элемент шантажа и давления. В общем, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку Белоруссия в плане геополитического веса не самое мощное государство, и все действенные рычаги отпора Западу ей так или иначе предоставляет Россия (транзитные трубопроводы и сырье в них). Но нужно иметь в виду, что износ трубопровода, которому в этом году исполнилось 62 года, составляет более 65%, но это мало кого заинтересует.
После недавних угроз Минска перекрыть газ, который напугал не столько Польшу или ЕС в целом, а Москву, для Лукашенко настало время действовать, но, очевидно, не касаясь болезненных для союзника сфер. Перекрытие поставок «голубого» топлива в Европу во время жесточайшего кризиса в разгар отопительного сезона, было бы равносильно самоубийству. И, судя по всему, выход был найден в виде ограничения поставок нефти. Как бы «по закону военного времени» - с врагом не торгуют. Впрочем, предполагается, что мера временная. Так что не «газом единым» в своем плане войны с ЕС мыслит Минск.
Однако эффект от таких мер будет прямо противоположный: для Европы нефть не столь важна, как газ, тем более в сезон холодов. Именно по этой причине Лукашенко решился на данный авантюрный ход и, одновременно, по этой же причине, такой метод не будет действенный против Варшавы: выбран как бы безопасный вариант шантажа, но одновременно такой подход снижает эффективность предпринятой меры. Однако она может поссорить Москву и Минск, ближайших союзников.
Можно даже не делать акцент на очевидном: Польше выгодно неуклюжее «политическое сумо» Александра Григорьевича, который навредит перекрытием вентиля скорее сам себе и РФ, чем оппонентам - для них эти маневры безопасны. Ведь таким образом будет брошена тень на Москву, что выгодно Западу. Приевшийся штамп о том, что Белоруссия ничего не делает, не посоветовавшись с РФ, тем более в отношениях с ЕС, в очередной раз будет употреблен, что в итоге позволит заклеймить две страны сразу, как бы «автоматически». И неважно, что может иметь место реальный ремонт нефтяной магистрали – выводы Запад сделает свои собственные, очень даже невыгодные для РФ и РБ, а дело уже сделано, вентиль перекрыт, хотя и безрезультатно.
Представляется очевидным, что в случае с остановкой одной из веток «Дружбы» Лукашенко действовал самостоятельно, и Москва к этому решению непричастна: не могло быть даже намека на сценарий «газ не трогай, лучше перекрыть нефть». Это исключено. Имидж надежного делового партнера слишком долго выстраивается, чтобы можно было его терять в одночасье из-за невероятно бесполезных и импульсивных поступков. В любом случае в Европе рады, что Лукашенко попал в тупик, и ищет новые методы шантажа ЕС, которые, впрочем, возвращаются ударом по России, вносят разлад и нервозность в отношения близких союзников.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Катастрофа на рынке труда: дефицит работников в РФ бьёт исторический рекорд
Рынок труда в России столкнулся с беспрецедентным дефицитом кадров, который побил исторический рекорд. Острая нехватка специалистов подрывает производственные...

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

Белоруссия хочет восстановить железнодорожную связь с Литвой и Польшей
Представители Белорусской железной дороги на 39-м заседании Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (Организации...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Промышленное производство в России: итоги первого квартала 2025 года
Четвертый квартал 2024 года завершился на оптимистичной ноте для отечественной промышленности, однако результаты первого квартала 2025 года выглядят менее...

Новая Россия: металлургия Донбасса бьёт рекорды
Донецкий металлургический завод (ДНР) побил свой 10-летний рекорд по выплавке стали, в Запорожской области активно развивается птицеводство, в Херсонской...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

Очередь к стенке: страшные уроки Курска для нового "Смерша"
Очевидно, что в воюющей стране экономические преступления, влияющие на политическую и социальную обстановку, должны предотвращаться, пресекаться и караться с...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Урожай в России под угрозой срыва: всему виной оказались мигранты
Россия заявила о вероятных трудностях в агросекторе. Нехватка иностранной рабочей силы может негативно сказаться на плодоовощном урожае....

На рынок коммерческой недвижимости в Москве надвигается кризис
Коммерческая недвижимость в Москве, на которую последние годы возлагались большие надежды, двигается к резкому торможению. Прогнозы специалистов говорят о...

Блэкаут в Европе случился из-за отсутствия российского оборудования
Вот уже второй день все гадают, почему значительная часть Европы оказалась погружена во тьму 28 апреля. Без электроэнергии остались Испания, Португалия,...

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

Распродажа Украины: порт Черноморск в Одесской области уйдет Польше
Делегация Минразвития Украины презентовала в Варшаве представителям польского бизнеса и чиновникам проект концессии порта Черноморск в Одесской области (в...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....