
Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС
Не секрет, что для Украины транзит «ненавистного» российского газа является делом прибыльным, без сомнения государствообразующим, а также принципиально имиджевым. Поэтому упустить транзит Киев никак не может, для чего на всех мировых площадках и доступных ему политических кулуарах, пытается давить на друзей и хозяев ради защиты своих интересов. Однако, украинские «самостийники» могли бы сохранить такой желанный для себя бизнес с «агрессором», переступив через свою гордыню и сделав пару простых экономически выверенных действий, что гарантированно обеспечило бы прокачку сырья из РФ надолго.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...