
Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС
Не секрет, что для Украины транзит «ненавистного» российского газа является делом прибыльным, без сомнения государствообразующим, а также принципиально имиджевым. Поэтому упустить транзит Киев никак не может, для чего на всех мировых площадках и доступных ему политических кулуарах, пытается давить на друзей и хозяев ради защиты своих интересов. Однако, украинские «самостийники» могли бы сохранить такой желанный для себя бизнес с «агрессором», переступив через свою гордыню и сделав пару простых экономически выверенных действий, что гарантированно обеспечило бы прокачку сырья из РФ надолго.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Катастрофа на рынке труда: дефицит работников в РФ бьёт исторический рекорд
Рынок труда в России столкнулся с беспрецедентным дефицитом кадров, который побил исторический рекорд. Острая нехватка специалистов подрывает производственные...

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

Белоруссия хочет восстановить железнодорожную связь с Литвой и Польшей
Представители Белорусской железной дороги на 39-м заседании Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (Организации...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Промышленное производство в России: итоги первого квартала 2025 года
Четвертый квартал 2024 года завершился на оптимистичной ноте для отечественной промышленности, однако результаты первого квартала 2025 года выглядят менее...

Новая Россия: металлургия Донбасса бьёт рекорды
Донецкий металлургический завод (ДНР) побил свой 10-летний рекорд по выплавке стали, в Запорожской области активно развивается птицеводство, в Херсонской...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

Очередь к стенке: страшные уроки Курска для нового "Смерша"
Очевидно, что в воюющей стране экономические преступления, влияющие на политическую и социальную обстановку, должны предотвращаться, пресекаться и караться с...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Урожай в России под угрозой срыва: всему виной оказались мигранты
Россия заявила о вероятных трудностях в агросекторе. Нехватка иностранной рабочей силы может негативно сказаться на плодоовощном урожае....

На рынок коммерческой недвижимости в Москве надвигается кризис
Коммерческая недвижимость в Москве, на которую последние годы возлагались большие надежды, двигается к резкому торможению. Прогнозы специалистов говорят о...

Блэкаут в Европе случился из-за отсутствия российского оборудования
Вот уже второй день все гадают, почему значительная часть Европы оказалась погружена во тьму 28 апреля. Без электроэнергии остались Испания, Португалия,...

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

Распродажа Украины: порт Черноморск в Одесской области уйдет Польше
Делегация Минразвития Украины презентовала в Варшаве представителям польского бизнеса и чиновникам проект концессии порта Черноморск в Одесской области (в...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....