
Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС
Не секрет, что для Украины транзит «ненавистного» российского газа является делом прибыльным, без сомнения государствообразующим, а также принципиально имиджевым. Поэтому упустить транзит Киев никак не может, для чего на всех мировых площадках и доступных ему политических кулуарах, пытается давить на друзей и хозяев ради защиты своих интересов. Однако, украинские «самостийники» могли бы сохранить такой желанный для себя бизнес с «агрессором», переступив через свою гордыню и сделав пару простых экономически выверенных действий, что гарантированно обеспечило бы прокачку сырья из РФ надолго.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

Китай начал массово возвращать российскую нефть обратно
Местные бизнесмены не прочь подзаработать на том, что уже стало предметом заработка и принесло прибыль....

Десять миллионов пустых домов: Италия превратилась в одну большую заброшку
Проблемы европейской республики накапливаются с кумулятивным эффектом, они не решаются десятилетиями....

Взялись за газ: ВСУ пытались сделать «факел» из крупнейшего в мире ГПЗ в Оренбурге
Враг пытается наносить удары хаотично и по обширной территории, стараясь добиться системного кризиса в отрасли....

Спасет от Китая: обнаружен крупнейший в мире сырьевой «склад», сокровище ЕС
У Европы все есть под боком, однако она хочет быть в зависимости от других стран....

В Америке тоже кризис: крупнейшие НПЗ США останавливаются и без атак беспилотников
Как долго продлится остановка и в чем причина до сих пор не известно. Атак с воздуха не наблюдалось....

Из-за отказа Моди в море развернут вспять танкеры с российской нефтью
Руководство азиатского гиганта меняет свои собственные решения быстрее, чем меняется погода в океане....

Нефтегазовые гиганты РФ должны бюджету 9 трлн, но «раскулачивают» малый бизнес
Проблема с дефицитом госказны приобретает катастрофическую модель. По хаотическому движению чиновников понятно – ситуация серьезная. Но ищут, как обычно,...

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...

«У нас всё забирают»: Запорожские фермеры пытаются достучаться до Кремля
«Новым территориям» срочно требуются прокураторы...

Помирит врагов: сокровище стоимостью 90 миллиардов долларов, спрятанное в отходах
На данный момент его пытаются использовать только и исключительно частные лица, а не государства....

VW на грани банкротства, прекращен выпуск двух популярных моделей
Крупнейшей автомобильной компании Европы не хватает более десяти миллиардов евро на стабильную работу в следующем году....

Победить в СВО: кто поставит Путину "подножку"?
Для победы в СВО России необходима полноценная мобилизация экономики – об этом все чаще говорят военные и политические эксперты. Однако этот процесс...