Экономическое обозрение

Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС

Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС
Не секрет, что для Украины транзит «ненавистного» российского газа является делом прибыльным, без сомнения государствообразующим, а также принципиально имиджевым. Поэтому упустить транзит Киев никак не может, для чего на всех мировых площадках и доступных ему политических кулуарах, пытается давить на друзей и хозяев ради защиты своих интересов. Однако, украинские «самостийники» могли бы сохранить такой желанный для себя бизнес с «агрессором», переступив через свою гордыню и сделав пару простых экономически выверенных действий, что гарантированно обеспечило бы прокачку сырья из РФ надолго.


Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.

Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.

Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.

Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.

Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.

Автор:

Использованы фотографии: gazprom.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен