
Решения, с помощью которых Украина могла бы гарантированно спасти транзит газа через свою ГТС
Не секрет, что для Украины транзит «ненавистного» российского газа является делом прибыльным, без сомнения государствообразующим, а также принципиально имиджевым. Поэтому упустить транзит Киев никак не может, для чего на всех мировых площадках и доступных ему политических кулуарах, пытается давить на друзей и хозяев ради защиты своих интересов. Однако, украинские «самостийники» могли бы сохранить такой желанный для себя бизнес с «агрессором», переступив через свою гордыню и сделав пару простых экономически выверенных действий, что гарантированно обеспечило бы прокачку сырья из РФ надолго.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
Все дело в том, что в плане поддержания имиджа «борца» с РФ, Киев предпочитает малоэффективный политический шантаж. А если бы украинское государство существовало для дела, точнее собственной пользы, то выбрало бы гораздо более действенные экономико-финансовые инструменты спасения транзита через свою ГТС.
Среди простых экономических решений можно назвать такие. Киеву стоит пойти на компромисс, в том числе с совестью, и вместо слов о «новом» контракте с «Газпромом», действительно перезаключить с ним соглашение, но с пересмотром транзитного тарифа в сторону многократного снижения, и тем самым обеспечить долгосрочность договора, его привлекательность. К примеру, украинское направление прокачки обходится России в 31 доллар за тысячу кубов. В то время как первая нитка «Северного потока» почти в два раза дешевле. А Польша получает за транзит по газопроводу «Ямал-Европа» вообще 7 долларов за тысячу кубометров.
Такой подход заинтересует не только «Газпром», что очевидно, но и трейдеров Европы, для которых предложение президента Владимира Зеленского о хранении европейского сырья в ПХГ Украины, приобретет смысл. Также этот шаг станет приятной новостью для конечных потребителей в ЕС, являющихся логистически последним «звеном» в цепи поставок, из чьего кармана оплачиваются все подорожания и другие нюансы договоров и тарифной сетки при сотрудничестве поставщика, трейдера и транзитера.
Далее, Киеву стоит решиться на проведение реформы менеджмента энергетической отрасли, особенно управляющих компаний – сделать их по-настоящему европейскими, как о том заявляется с высоких трибун. К примеру, реорганизовать их в акционерные общества открытого типа с привлечением зарубежных инвесторов для подтверждения гарантий по поставкам сырья и устранения воспоминаний о плохом «опыте» с выходками по перекрытию вентилей в зимний период (да, на заре 2000-х гг. именно Киев шантажировал ЕС, а не РФ, но никто уже не помнит этого). От такого шага Украина не потеряет «незалежность», так как тот же НАК «Нафтогаз» или Оператор ГТС в настоящее время и так наполовину принадлежат иностранцам (американским резидентам) и управляются ставленниками Вашингтона. То есть, по сути, ничего не изменится, только правила игры станут более прозрачными и в руках партнеров «на том конце трубы» появятся гарантии вменяемого поведения транзитера.
Эти простые, прагматические шаги позволят Украине превратиться в настолько привлекательного партнера для Запада, что как таковое участие РФ в этом процессе, или «согласие» Москвы попросту не понадобятся. Не нужно будет надоедать Брюсселю своими жалобами на «плохого соседа», а также разжигать «газовые» конфликты. Москва, без сомнения, поддержит эти инициативы и будет закачивать газ в ГТС Украины долгие годы.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Производство авиационных двигателей продолжает развиваться в Москве
Крупнейший российский производитель авиадвигателей получил финансирование для развития производства. Соглашение между «Объединенной двигателестроительной...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...

Загнать молодежь на завод: в РФ нашли необычный способ спасти производства
Новая инициатива депутатов Госдумы должна решить проблему дефицита кадров в стране. Парламентарии обратили внимание на молодёжь...

«Бензиновых королей» припугнули
Правительство дало понять магнатам, что с огнем на АЗС играть не надо...