
Россия почти перестала перекачивать газ в Европу: пострадают потребители в ЕС и американский СПГ
Поставки российского трубопроводного газа в начале нового года упали до рекордного низкого уровня за последние шесть лет. РФ почти перестала качать газ в Европу. В начале текущего месяца «Газпром» по продажам обошла Норвегия и американский СПГ. Теплая погода и относительно высокая цена продолжают бить по спросу на российское сырье. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
- Николай Грицай
- @ MarineTraffic.com / Manuel Hernandez
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

Правительство РФ резко увеличит число мест в СИЗО. Для кого готовят?
Планируется масштабное расширение вместимости мест для содержания временно задержанных и арестованных. Выделены огромные бюджетные средства....

Чужой среди своих: в РФ вернут государству американскую долю в военном предприятии
Времена слишком изменились, чтобы позволять одному из главных противников владеть технологическими секретами....

В России готовятся полностью заменить мигрантов
Использование труда иностранных рабочих всегда будет связано как с позитивными моментами для государства, так и грозящей опасностью....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

Рынок в упадке: китайский автопром прощается с Россией
Происходит постепенный откат в автомобильном секторе после всплеска нескольких волн роста поставок....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

В Венгрии разочарованы сроками ремонта нефтепровода «Дружба»
Российская сторона делает все возможное и даже больше, однако сохраняется опасность повторных ударов украинских БПЛА по критически важной магистрали....

Российский завод по добыче гелия выдержал атаку украинских БПЛА
Киев проводит целенаправленные атаки на энергетическую и промышленную инфраструктуру России. Подобные демонстративные акции имеют также целью сорвать мирный...

Новая мегаплотина Китая начнет водную войну в Индии
Пекин строит самую большую в мире плотину вверх по течению Индии, но говорит, что не будет отводить воду....

«Младший брат» МС-21: Ростех разрабатывает новый самолёт
«Ростех» анонсировал создание необычной версии уже знакомого лайнера. Его назвали «младшим братом» флагманской модели...

В авиастроительной отрасли России грядут перемены
Но без промышленной революции от них вряд ли будет толк...

«Ни рубля на СВО не отправили!»: в Госдуме нашли, кого ещё обложить налогом
В Госдуме заговорили о необходимости радикальной перестройки налоговой системы и пополнении списка облагаемых ресурсов...

Засуха как национальная ЧС: от Сибири до Черноземья погиб урожай
Россия оказалась во власти засухи. Погодная аномалия высветила множество насущных проблем, которые нуждаются в оперативном решении...

Третья беда России: Пенсия по-русски и по-американски, почувствуйте разницу
Сворованных у страны денег хватило бы, чтобы наши пенсионеры жили если не как в Америке, то как в Эстонии...