
Россия почти перестала перекачивать газ в Европу: пострадают потребители в ЕС и американский СПГ
Поставки российского трубопроводного газа в начале нового года упали до рекордного низкого уровня за последние шесть лет. РФ почти перестала качать газ в Европу. В начале текущего месяца «Газпром» по продажам обошла Норвегия и американский СПГ. Теплая погода и относительно высокая цена продолжают бить по спросу на российское сырье. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
- Николай Грицай
- @ MarineTraffic.com / Manuel Hernandez
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Индо-пакистанский инцидент грозит импорту России
Недавние события на границе Индии и Пакистана вызывают серьезные опасения касательно стабильности поставок товаров в Россию из этих стран. Как показали...

«Амурский газохимический комплекс»: гигант скоро будет в строю
Близится к завершению строительство крупнейшего кластера – «Амурского газохимического комплекса» (АГХК). Уже готово 75% проекта, о чем сообщил руководитель...

«Надо домой отправлять»: в РФ резко высказались о бунтах мигрантов в Москве
Управляющая компания столицы вынудила уволиться десятки мигрантов-дворников. По словам местных жителей, иностранцы работали добросовестно....

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Энергетика Арктики: почему Россия все еще не забрала всю эту нефть?
Когда мы слышим слово «Арктика», перед глазами сразу встают льды до горизонта, суровые морозы и белые медведи где-то вдали. Однако мало кто задумывается, что...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Прибалтика не приходит в себя после выхода из энергокольца с Россией
Прибалтика продолжает испытывать более высокие цены на электроэнергию после выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией. Оптовая стоимость на рынке...

Куда бегут из России дворники с кассирами
Рекрутеры фиксируют их острую нехватку практически по всей стране, но даже удачный советский опыт невостребован...

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

В Приморье стартует строительство очередного малотоннажного комплекса СПГ
Компания «Аврора СПГ Спасск-Дальний» (входит в ГК «Аврора СПГ»), являющаяся резидентом Свободного порта Владивосток (СПВ), планирует в ближайшее время...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Страны Прибалтики стали морить голодом русских
«Людей намеренно ставят перед перспективой голода». Такими словами политологи описывают отношение властей стран Прибалтики к русским пенсионерам – им...