
Россия почти перестала перекачивать газ в Европу: пострадают потребители в ЕС и американский СПГ
Поставки российского трубопроводного газа в начале нового года упали до рекордного низкого уровня за последние шесть лет. РФ почти перестала качать газ в Европу. В начале текущего месяца «Газпром» по продажам обошла Норвегия и американский СПГ. Теплая погода и относительно высокая цена продолжают бить по спросу на российское сырье. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
- Николай Грицай
- @ MarineTraffic.com / Manuel Hernandez
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...