Россия почти перестала перекачивать газ в Европу: пострадают потребители в ЕС и американский СПГ
Поставки российского трубопроводного газа в начале нового года упали до рекордного низкого уровня за последние шесть лет. РФ почти перестала качать газ в Европу. В начале текущего месяца «Газпром» по продажам обошла Норвегия и американский СПГ. Теплая погода и относительно высокая цена продолжают бить по спросу на российское сырье. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
В описанном «плачевном» положении скорее виноваты русофобия и политика, нежели экономика. А также «чистый» рынок энергоресурсов ЕС. Конкретно сейчас на фоне потепления в Европе, трейдеры и участники отраслевого рынка очень возбуждены и рады массивным поступлениям «газа свободы» из США в ГТС своих стран. В среднем в сутки через регазификационные терминалы проходит более 300 миллионов кубометров.
Для сравнения, в «обычный» год российский холдинг поставлял в Европу более 500 миллионов кубометров ежесуточно, ныне (без учета Турции), «Газпром» прокачивает лишь 250 миллионов кубометров, то есть на 50% меньше, чем ранее. Но от такого положения дел пострадает лишь американский СПГ и потребители ЕС, и вот почему.
Бросающаяся из крайности в крайность Европа сама обрекла себя на энергокризис и закрытие производства. Теперь же с жадностью набросившись на, очевидно, весьма ограниченные поставки американского СПГ, она заставила «пугливый» и прислушивающийся к любым новостям рынок отреагировать снижением цены. Разумеется, цены в ЕС на сырье все еще достаточно высоки, но они все равно ниже азиатских показателей. Судя по всему, сланцевикам опять придется метаться и менять «прописку» груза во время плавания.
Иными словами, первая массированная партия сжиженного топлива сделала хуже американским поставщикам. А отправленная в ЕС вторая партия, которая достигнет берегов ЕС через полторы-две недели, может и вовсе перевернуть рынок с ног на голову. Вреда от сложившегося дисбаланса, когда газ из РФ не поступает, а вся надежда на ограниченные и временные поставки из-за океана, будет больше, чем пользы.
Тем более, сезон холодов начнется во второй половине января и, традиционно, продолжится в феврале, когда спрос на топливо возрастет в разы. На сколько хватит привезенного сырья из США? С учетом того, что при стандартной штатной норме прокачки, трубопроводный газ из РФ покрывает объемы топлива, привезенного целой флотилией танкеров (суммарно, с учетом будущих поставок, не более 5,5 млрд кубов после регазификации), за десять суток. В виду ограниченности, импортное сжиженное топливо пойдет на прямое потребление, а не для закачки в ПХГ, так как его все равно не хватит для решения проблемы европейских запасов.
Если и этого аргумента будет недостаточно, то стоит учитывать статистику. Каждый год в январе превалируют «европейские премии» на газ, а ближе к концу первого месяца и в феврале – азиатские. Так что с учетом «опыта» американских поставщиков по развороту танкеров во время плавания, успех СПГ скорее психологический, нежели фактический, и о вытеснении российского газа с рынка ЕС речи не идет. Тем более вторая партия может и не прибыть в ЕС по указанным выше причинам.
- Николай Грицай
- @ MarineTraffic.com / Manuel Hernandez
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещенные двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Госдума в панике: рабочие руки не найти даже при ЗП в 300 тысяч рублей
Госдума акцентирует внимание на дефиците квалифицированных рабочих готовых трудиться за 300 тысяч рублей в месяц....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Комплекс по переработке ядерных отходов возвели в Красноярском крае
В городе Железногорск (Красноярский край) на территории предприятия ФГУП «Горно-химический комбинат» (ГХК), входящего в состав государственной корпорации...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Где аппараты МРТ? Минпромторг РФ раскрыл провальные данные импортозамещения
Минпромторг раскрыл низкие показатели импортозамещения медоборудования в России. В ведомстве заявили, что поставленные правительством задачи не достигнуты....
Производство чипов запустили на заводе «Арсенал»
В Краснознаменске (Московская область) произошло значимое событие, которое уже в самое ближайшее время должно повлиять на развитие отечественной...
Грузовики БАЗ начали производить в Петербурге
Бывшее предприятие Scania-MAN начало производство новых грузовиков БАЗ. Машины этой марки были известны только военно-промышленному комплексу (ВПК), но теперь...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Почему горят российские SuperJet: безопасность полётов под угрозой
Сразу два самолёта Superjet российской авиакомпании «Азимут» совершили аварийную посадку за одни сутки. Появились версии причин происшествий...