
Дефолт НАК «Нафтогаз Украина» - реальные причины и возможные последствия
Нельзя сказать, что это событие было неожиданным. В «Нафтогазе» к банкротству готовились давно и, можно сказать, основательно. Несмотря на то, что по оценкам многих специалистов финансовое положение компании было вполне удовлетворительным, даже на фоне ведущихся в стране боевых действий, его руководством был инициирован процесс переговоров с держателями евробондов, с целью отсрочки выплат по ним на два года.
Однако, кредиторы, которые 26 июля этого года должны были получить сумму в размере 335 миллионов долларов плюс проценты за еврооблигации, размещенные в 2019 году, пойти на уступки отказались, ссылаясь на образцово-показательную отчетность «Нафтогаза» за прошлый год. Размера прибыли, фигурировавшей в ней, было вполне достаточно для погашения долгов.
Вскоре в НАК «Нафтогаз Украина» также признали, что средства необходимые для выплат аккумулированы и находятся на счетах предприятия. Дело за малым – получить разрешения от Верховной Рады. Тем не менее, такого разрешения законодательный орган «незалежной» не дал, чем, собственно, и спровоцировал технический дефолт компании.
Версий случившегося много. В качестве одной из них рассматриваются политические дрязги чиновников, а именно руководителя злосчастного «Нафтогаза» Юрия Витренко и премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля. Однако, даже если между представителями «политического бомонда» и существуют какие-то разногласия, то к дефолту компании отношение они, скорее всего, имеют крайне опосредованное, если вообще имеют.
Второй вариант происходящего более правдоподобен. Заключается он в том, что правительство «незалежной» своим запретом вполне сознательно загнало «Нафтогаз» в дефолт, имея намерения точно таким же образом запустить процесс банкротства других государственных предприятий. В принципе, зерно истинны в этом есть, поскольку с подачи Кабинета министров Украины такие организации как «Укравтодор» и «Укрэнерго» обратились к инвесторам с просьбой об отсрочке на те же два года, что ранее пытался выторговать «Нафтогаз». На очереди «Укрэксимбанк» и «Укрзализниця».
Логика проста – Украина более не может обслуживать свой госдолг, и на фоне этого госпредприятия исправно выполняющие свои обязательства по кредитам будут резко диссонировать. Как бы то ни было, существует еще и третье объяснение дефолтных настроений в «незалежной», и скорее всего оно-то наиболее близко к реальному положению дел. Украинские власти очень обеспокоены резким снижением дотаций от Запада.
Несмотря на то, что на словах «партнеры» Украины все также щедры, и готовы вбрасывать в экономику страны сотни миллионов долларов и евро, в реальности финансирование киевского режима существенно ослабло. Дефицит бюджета растет в геометрической прогрессии, а уверенности в том, что Запад будет его гасить и дальше, у Киева нет. Разрешить «Нафтогазу» и прочим госкомпания осуществлять расчеты по ценным бумагам означает неминуемую потерю страной валютных средств. Этого в сложившихся обстоятельствах власти «незалежной» допустить не могут.
Последствия таких действий уже озвучил народный депутат Украины Ярослав Железняк. По его мнению, дефолт «Нафтогаза» в первую очередь отразится на рейтинге компании, «подмоченная» репутация которой еще долгое время будет делать ее нежеланным партнером и неблагонадежным заемщиком. Если компании и удастся в будущем найти новых кредиторов, то ссуды ей они будут предоставлять под завышенные проценты, с учетом возможного риска. В свою очередь это ляжет неподъемным грузом на плечи абсолютно всех граждан Украины, поскольку обязательно отразится на газовых тарифах – утверждает депутат.
Более того, «Нафтогаз» как компания-монополист должна была обеспечить закупку 5 миллионов кубометров газа, и гарантировать Украине нормальный отопительный сезон. В том, что это возможно Железняк сомневается, поскольку закупки «голубого топлива» планировали осуществлять за счет все тех же кредитов Запада. После принудительного дефолта «Нафтогаза» получить их будет в разы сложнее, если вообще возможно.
Украина имеет все шансы на то, что к отопительному сезону она подойдет и без денег, и без газа. В том случае если украинским властям все-таки удастся изыскать финансирование на закупку «голубого топлива», положение дел это не улучшит. В настоящий момент свободных объемов газа на мировых рынках практически нет. Что уж говорить об необходимых «незалежной» 5 миллионах кубометров.
Возможно, на Украине все еще надеются на газовый ленд-лиз от США. Однако, как показывает практика, даром или себе в ущерб американцы ничего не будут делать, в том числе и поставлять украинцам газ, на который в той же Европе совершенно спокойно найдутся реальные покупатели с реальными деньгами.
Однако, кредиторы, которые 26 июля этого года должны были получить сумму в размере 335 миллионов долларов плюс проценты за еврооблигации, размещенные в 2019 году, пойти на уступки отказались, ссылаясь на образцово-показательную отчетность «Нафтогаза» за прошлый год. Размера прибыли, фигурировавшей в ней, было вполне достаточно для погашения долгов.
Вскоре в НАК «Нафтогаз Украина» также признали, что средства необходимые для выплат аккумулированы и находятся на счетах предприятия. Дело за малым – получить разрешения от Верховной Рады. Тем не менее, такого разрешения законодательный орган «незалежной» не дал, чем, собственно, и спровоцировал технический дефолт компании.
Версий случившегося много. В качестве одной из них рассматриваются политические дрязги чиновников, а именно руководителя злосчастного «Нафтогаза» Юрия Витренко и премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля. Однако, даже если между представителями «политического бомонда» и существуют какие-то разногласия, то к дефолту компании отношение они, скорее всего, имеют крайне опосредованное, если вообще имеют.
Второй вариант происходящего более правдоподобен. Заключается он в том, что правительство «незалежной» своим запретом вполне сознательно загнало «Нафтогаз» в дефолт, имея намерения точно таким же образом запустить процесс банкротства других государственных предприятий. В принципе, зерно истинны в этом есть, поскольку с подачи Кабинета министров Украины такие организации как «Укравтодор» и «Укрэнерго» обратились к инвесторам с просьбой об отсрочке на те же два года, что ранее пытался выторговать «Нафтогаз». На очереди «Укрэксимбанк» и «Укрзализниця».
Логика проста – Украина более не может обслуживать свой госдолг, и на фоне этого госпредприятия исправно выполняющие свои обязательства по кредитам будут резко диссонировать. Как бы то ни было, существует еще и третье объяснение дефолтных настроений в «незалежной», и скорее всего оно-то наиболее близко к реальному положению дел. Украинские власти очень обеспокоены резким снижением дотаций от Запада.
Несмотря на то, что на словах «партнеры» Украины все также щедры, и готовы вбрасывать в экономику страны сотни миллионов долларов и евро, в реальности финансирование киевского режима существенно ослабло. Дефицит бюджета растет в геометрической прогрессии, а уверенности в том, что Запад будет его гасить и дальше, у Киева нет. Разрешить «Нафтогазу» и прочим госкомпания осуществлять расчеты по ценным бумагам означает неминуемую потерю страной валютных средств. Этого в сложившихся обстоятельствах власти «незалежной» допустить не могут.
Последствия таких действий уже озвучил народный депутат Украины Ярослав Железняк. По его мнению, дефолт «Нафтогаза» в первую очередь отразится на рейтинге компании, «подмоченная» репутация которой еще долгое время будет делать ее нежеланным партнером и неблагонадежным заемщиком. Если компании и удастся в будущем найти новых кредиторов, то ссуды ей они будут предоставлять под завышенные проценты, с учетом возможного риска. В свою очередь это ляжет неподъемным грузом на плечи абсолютно всех граждан Украины, поскольку обязательно отразится на газовых тарифах – утверждает депутат.
Более того, «Нафтогаз» как компания-монополист должна была обеспечить закупку 5 миллионов кубометров газа, и гарантировать Украине нормальный отопительный сезон. В том, что это возможно Железняк сомневается, поскольку закупки «голубого топлива» планировали осуществлять за счет все тех же кредитов Запада. После принудительного дефолта «Нафтогаза» получить их будет в разы сложнее, если вообще возможно.
Украина имеет все шансы на то, что к отопительному сезону она подойдет и без денег, и без газа. В том случае если украинским властям все-таки удастся изыскать финансирование на закупку «голубого топлива», положение дел это не улучшит. В настоящий момент свободных объемов газа на мировых рынках практически нет. Что уж говорить об необходимых «незалежной» 5 миллионах кубометров.
Возможно, на Украине все еще надеются на газовый ленд-лиз от США. Однако, как показывает практика, даром или себе в ущерб американцы ничего не будут делать, в том числе и поставлять украинцам газ, на который в той же Европе совершенно спокойно найдутся реальные покупатели с реальными деньгами.
- Александр Харалужный
- офис НАК "Нафтогаз Украина" naftogaz.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...