Экономическое обозрение

Коммунальные мечты министра Решетникова

Коммунальные мечты министра Решетникова

ПРЯМАЯ РЕЧЬ




Что есть истина


И что же глаголет устами министра? По утверждению главы экономического ведомства Максима Решетникова, дело обстоит именно так, что индексация тарифов ЖКХ отставала от инфляции.

Хотя буквально каждый из нас убеждён, поскольку успел прочувствовать на себе, что коммунальные тарифы, как минимум, не остают от роста наших доходов. А с ростом цен идут, по крайней мере, нога в ногу, а по ощущениям, как у синоптиков - точно опережают.

Накануне глава Минэкономразвития РФ на редкость позитивно и оптимистично выступил на «правительственном часе в Госдуме, ответив и на вопросы депутатов.

Среди прочего, пришлось отвечать и на вопрос депутата Владимира Кошелева (фракция ЛДПР), касающийся повышения тарифов ЖКХ  в  2024 году и жалоб граждан на  рост тарифов  и на  проблемы  ЖКХ, например, на перебои с горячей водой, с электроэнергией, цены на которые постоянно поднимаются. И министр ответил следующее:

«У нас за последние пять лет рост тарифов ЖКХ составил 28 процентов. Для сравнения: накопленная инфляция составила 41 процент, рост доходов населения - 50 процентов. То есть,  мы понимаем, что все последние годы у нас индексация тарифов ЖКХ отставала даже от инфляции.

А  если мы посмотрим рост доходов ещё в низко доходных категориях граждан, то понятно, что там дополнительные социальные выплаты и так далее, там темпы были ещё выше, чем средний рост доходов граждан. Это подтверждается ещё и тем, что у нас число получателей субсидий на ЖКХ снизилось на 600 тысяч домохозяйств - это почти там, почти 20 процентов».


Министр заодно напомнил, что субсидии получают те, у кого  расходы на ЖКХ  больше 22 процентов от доходов. По его мнению, это говорит о том, что, действительно, у нас темпы индексации ЖКХ достаточно ощутимо  отстают от инфляции. И, скорее, можно говорить о том, что ЖКХ как отрасль недополучает ресурсы, чем то, что мы её перефинансируем.


Не отрываясь от людей, не отрываясь от контроля


При этом, по словам Максима Решетникова, «в целом за эту сферу отвечают регионы, и  мы видим, что очень многие регионы устанавливают тарифы ещё даже ниже того предельного уровня, который мы до них доводим.

Другой момент, что у нас при этом, устанавливая заниженные тарифы, многие регионы приходят и просят потом бюджетные субсидии, потому что все, все трубы развалились, надо ремонтировать и так далее, и так далее. Поэтому мы выступаем за построение экономически эффективной модели в ЖКХ.

При этом эта модель, в чём вы абсолютно правы, не может быть оторвана от потребителя, не может быть оторвана от контроля. И это контроль, который должны осуществлять не только службы по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, прокуратура и так далее.

Это, в том числе, и то, что должно находиться под контролем региональных парламентов, значит под контролем товариществ собственников жилья и так далее».


В заключении своего ответа министр предложил, чтобы  процесс формирования инвестиционных программ, процесс их обсуждения и процесс, соответственно, формирования тарифов,  был максимально публичным и подконтрольным региональным парламентам, особенно когда губернаторы просят дополнительные ресурсы для того, чтобы инвестировать в ЖКХ. 

Автор:

Использованы фотографии: economy.gov.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен