Экономическое обозрение

В Западной Африке и далёкой Океании — где ещё есть свой Арцах/Карабах

В Западной Африке и далёкой Океании — где ещё есть свой Арцах/Карабах

Кавказ - горы молодые


К началу октября на территорию Республики Армения прибыло свыше 100 тысяч вынужденных переселенцев, временное жильё пока выделено только для 30 тысяч из них. Как сообщил на недавней сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России Владимир Путин, в бывшей НКР


«сейчас просто нет армян, все ушли. Теперь только тысяча - полторы и всё, там никого нет».

Что будет дальше с оставшимися в поверженном регионе армянами – пока непонятно. Во всяком случае, в Азербайджане широко анонсированы планы вселить в этот регион до 100 тыс. азербайджанцев, включая тех, кто покинул Нагорный Карабах в конце 80-х – начале 90-х.

Поэтому сегодня остаётся открытым вопрос о том, чтобы чувствовали себя спокойно те армяне Карабаха, которые там остались. И хотелось бы верить, что «наличие миротворцев станет для этих людей дополнительным фактором безопасности. Так что я бы не стал говорить, что деятельность российского миротворческого контингента в Карабахе себя исчерпала», - заявил на днях РБК замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин.

Добавив, что вопрос «о модальностях дальнейшего пребывания этого контингента будет решаться по установленным каналам связей между Баку и Москвой». Тем временем, 1 октября на территории региона по приглашению Азербайджана - впервые после 28-летнего перерыва - побывала специальная миссия ООН.


Она была призвана подтвердить, что бакинские власти не будут игнорировать национально-культурные, экономические, религиозные права армянского населения.

«Миссия попытается оценить ситуацию на месте и определить гуманитарные потребности как оставшихся людей, так и людей, которые уезжают. Основное внимание будет уделяться решению гуманитарных вопросов», – пояснил специальный представитель ООН по гуманитарным вопросам и проблемам беженцев Стефан Дюжаррик.

Согласно отчёту миссии, она не получала сообщений «о насилии в отношении гражданских лиц после последнего, в середине сентября, введения режима прекращения огня». Вместе с тем, «коллеги были поражены внезапностью, с которой местное население покинуло свои дома».

Наблюдая «разрушения, а также усилия Баку по экономическому восстановлению» бывшей НКР, представители ООН «подчёркивают необходимость восстановления межнационального доверия, прийти к которому будет в сложившихся условиях чрезвычайно сложно».

На других краях Земли


Ситуация с исходом армян из бывшей Нагорно-Карабахской республики похожа на положение дел сразу в двух далёких от Закавказья регионах, тоже традиционно тревожных. Во-первых - с Западной Сахарой, объявившей независимость от Испании в 1975-м, но вскоре оккупированной, как минимум, на 80 процентов марокканскими войсками.


Там тоже случился «большой исход» - свыше 150 тыс чел. — почти треть жителей Западной Сахары, и в том числе ещё остававшиеся там испанцы, оказались беженцами в соседних Алжире, Мавритании, на близлежащих испанских Канарских островах.

Под давлением ООН Марокко с начала 2000-х годов всё-таки разрешает беженцам возвращаться на эту территорию, если они не связаны с западно-сахарским фронтом ПОЛИСАРИО. Как известно, ещё в 1976 г. этот фронт провозгласил «Западно-сахарскую демократическую республику», представительство которой поныне имеется в России.

Однако возвращаются беженцы, в основном, только в районы, освобожденные от марокканских войск. Примерно то же, что в Карабахе и Западной Сахаре было и сохраняется в Западном Ириане – западной части обширного острова Новая Гвинея.

Восточная часть этого огромного острова с 1975 г. – это республика Папуа - Новая Гвинея (бывшая колония Австралии). Она до осени 1962 года была частью Нидерландов, в то время, как стремление Индонезии контролировать все или почти все нидерландские острова в Тихом океане активно поддерживалось Москвой и Пекином.

В результате, Западный Ириан был сперва передан под контроль ООН, а с мая 1963 г. стал индонезийским. В отличие от Амстердама, не стремившегося к «голландизации» региона, официальная Джакарта, причем до последнего времени, активно вселяла туда выходцев с индонезийских Явы, Суматры, Борнео, Сулавеси. При этом ограничивалось использование в Западном Папуа национального языка и его диалектов.

В результате, в этой части острова возникло партизанское движение, действующее и по сей день. Это так называемое «Объединённое освободительное движение Западного Папуа», провозгласившее ещё в начале 70-х «Республику Западное Папуа». Цель движение проста, как правда — создание единого Папуа.


При этом в австралийскую часть Новой Гвинеи, с 1975 г. ставшую независимой ПНГ устремились десятки тысяч папуасов с бывшей голландской части острова. По ряду данных, до трети численности коренных жителей этого региона стали беженцами в соседних ПНГ, Австралии и даже в Нидерландах.

В мае 2017 г. в заявлении совета министров стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана отмечались случаи депортации коренных жителей Западного Папуа и содержался призыв к ООНовской резолюции о праве на самоопределение этого региона. А власти ПНГ тогда же предложили направить туда миссию ООН для подтверждения ситуации. Но не случилось.

В сентябре 2017 г. на 72-й сессии генассамблеи ООН премьер-министры пяти стран Океании снова заявили о той же ситуации в Западном Папуа, призвав «признать право на самоопределение» региона. Но Джакарта отвергла обвинения, заявив, что «Западное Папуа – неотъемлемая часть Индонезии».

Впрочем, тогда же в комитет ООН по деколонизации была подана петиция о праве на самоопределение, подписанная 1,8 млн. западных папуасов. Интересно, что официальная оценка числа жителей этого региона к началу 2020-х гг. – только 1,3 млн. чел. То есть, петиция была подписана и очень многими беженцами из тревожного региона…

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен