Уголь России и уголь вне России. Тенденции и перспективы
2 526

Уголь России и уголь вне России. Тенденции и перспективы

НЕДРА

Про предложение и спрос



Несмотря на то, что технологический прогресс идет в гору и мы все больше говорим о цифровизации и автоматизации производственных и бизнес-процессов, традиционные индустриальные отрасли по-прежнему играют значимую роль в развитии мировой экономики. Призывы политиков и экоактивистов к сокращению потребления угля и внедрению возобновляемых источников энергии не дали ожидаемого эффекта.

Почти три четверти роста мировой экономики в последние годы приходится на развивающиеся страны, а многие из них делают ставку на уголь, который является важным энергетическим активом и по-прежнему занимает лидирующие позиции в энергогенерации.

По данным Международного энергетического агентства, мировое потребление угля выросло с 7,9 млрд тонн в 2021 году до рекордных 8,3 млрд тонн в 2022-м. Спрос на уголь как на самое доступное топливо на фоне энергокризиса продолжает расти, и наиболее заметен у двух его крупнейших потребителей — Китая и Индии.

В то же время в развитых странах Северной Америки и Азии сохраняется тренд на снижение потребления: в США спрос на уголь сократился на 7% и опустился до 457 млн тонн, в Южной Корее – на 5,3%, на Тайване – на 6,4%.

Нетипичная ситуация по результатам 2022 года сложилась в Европе, энергетический сектор которой в наибольшей степени пострадал из-за усложнившейся экономической ситуации и обострения отношений с Россией.

Резко возросшие цены на газ и стремление сократить энергетическую зависимость от России привело к росту спроса на уголь – так, в ЕС в целом, он увеличился на 0,9% до 448 млн тонн.

Производство угля также растет за счет КНР: по данным Национального бюро статистики (NBS), Китай в декабре 2022 года впервые за один месяц произвел 400 млн тонн продукции. Это больше, чем любая другая страна (за исключением Австралии, России, Индонезии, Индии и США) производит за целый год.

Рост спроса на уголь продолжается и в 2023 году. За первое полугодие спрос возрос примерно на 1,5% – на 1% в энергетике и на 2% в других секторах. В большей степени это происходит за счет сохраняющегося прироста в Китае, Индии и Индонезии. Однако согласно прогнозам Международного энергетического агентства, второе полугодие «нейтрализует» прирост первого.

Про демпинг и дисконт


Эксперты МЭА ожидают, что спрос на уголь со стороны энергетического сектора сократится на 0,4% и составит около 5 597 млн тонн, в то время как в неэнергетическом секторе рост продолжится, и общий объем спроса составит 2 791 млн тонн за весь 2023 год. Таким образом, мировой спрос на уголь достигнет отметки 8 388 млн тонн, то есть рост составит 0,4%.

Однако тенденция к росту спроса сохранится в развивающихся странах. Так, по подсчетам экспертов Международного энергетического агентства, спрос на уголь в Китае в 2023 году вырастет примерно на 3,5% до 4 679 млн тонн, при этом спрос со стороны энергетического сектора вырастет на 4,5%, а спрос со стороны неэнергетических отраслей вырастет на 2%.

Изменения в мировой экономической обстановке, в том числе на рынке энергоносителей, оказали влияние на производство и структуру экспорта российского угля. Санкционное давление привело к тому, что производство угля в России в 2022 году незначительно сократилось – по данным Международного энергетического агентства, объем производства составил 442 млн тонн, что на 0,2% меньше относительно 2021 года.


Экспорт угля из России, по данным Минэнерго, сократился на 1% и претерпел серьёзные структурные изменения. В 2021 году на страны ЕС, Японию и Южную Корею приходилось порядка 40% от всего объема экспорта российского угля. После введения санкций со стороны западных стран и их союзников, в том числе в Азии, Россия начала переориентацию поставок.

Так, в 2022 году выросли поставки в Китай (на 25,6% до 67,3 млн тонн) и экспорт в Индию (в три раза до 20,1 млн тонн). Для переориентации поставок Россия прибегла к серьёзному дисконту, который в определённые моменты достигал порядка 60%.

Ещё одним вызовом больше


Однако изменение структуры рынка и появление новых игроков не могут не сказаться на положении России в длительной перспективе. Отраслевые эксперты считают, что к началу 2030-х годов обозначится тренд на рост экспортных поставок в Юго-Восточную Азию.

При этом помимо России участие в этом процессе примут и другие игроки, одним из крупных конкурентов для России может стать Индонезия.

Ожидается, что к 2030 году также оформится новая структура ключевых потребителей российского угля – порядка 30% поставок придется на Индию, 20-25% будет займут европейские страны, не входящие в ЕС, примерно такая же доля придется на страны Юго-Восточной Азии, а к 2050 году на этот регион будет приходиться более 60% российского энергетического угля.

Российские поставщики, вероятно, изберут Азию в качестве ключевого направления для расширения рынка, однако стоит осознавать, что выход на этот рынок будет сопряжен с конкуренцией с уже имеющимися там игроками – в частности, Индонезией и Австралией.

Ещё одним вызовом при реализации этого сценария станут инфраструктурные ограничения внутри страны, в частности, пропускная способность железных дорог. Поэтому успех российского продвижения на азиатский рынок во многом зависит от развития транспортного сектора.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас