Уголь России и уголь вне России. Тенденции и перспективы
НЕДРА
Про предложение и спрос
Несмотря на то, что технологический прогресс идет в гору и мы все больше говорим о цифровизации и автоматизации производственных и бизнес-процессов, традиционные индустриальные отрасли по-прежнему играют значимую роль в развитии мировой экономики. Призывы политиков и экоактивистов к сокращению потребления угля и внедрению возобновляемых источников энергии не дали ожидаемого эффекта.
Почти три четверти роста мировой экономики в последние годы приходится на развивающиеся страны, а многие из них делают ставку на уголь, который является важным энергетическим активом и по-прежнему занимает лидирующие позиции в энергогенерации.
По данным Международного энергетического агентства, мировое потребление угля выросло с 7,9 млрд тонн в 2021 году до рекордных 8,3 млрд тонн в 2022-м. Спрос на уголь как на самое доступное топливо на фоне энергокризиса продолжает расти, и наиболее заметен у двух его крупнейших потребителей — Китая и Индии.
В то же время в развитых странах Северной Америки и Азии сохраняется тренд на снижение потребления: в США спрос на уголь сократился на 7% и опустился до 457 млн тонн, в Южной Корее – на 5,3%, на Тайване – на 6,4%.
Нетипичная ситуация по результатам 2022 года сложилась в Европе, энергетический сектор которой в наибольшей степени пострадал из-за усложнившейся экономической ситуации и обострения отношений с Россией.
Резко возросшие цены на газ и стремление сократить энергетическую зависимость от России привело к росту спроса на уголь – так, в ЕС в целом, он увеличился на 0,9% до 448 млн тонн.
Производство угля также растет за счет КНР: по данным Национального бюро статистики (NBS), Китай в декабре 2022 года впервые за один месяц произвел 400 млн тонн продукции. Это больше, чем любая другая страна (за исключением Австралии, России, Индонезии, Индии и США) производит за целый год.
Рост спроса на уголь продолжается и в 2023 году. За первое полугодие спрос возрос примерно на 1,5% – на 1% в энергетике и на 2% в других секторах. В большей степени это происходит за счет сохраняющегося прироста в Китае, Индии и Индонезии. Однако согласно прогнозам Международного энергетического агентства, второе полугодие «нейтрализует» прирост первого.
Про демпинг и дисконт
Эксперты МЭА ожидают, что спрос на уголь со стороны энергетического сектора сократится на 0,4% и составит около 5 597 млн тонн, в то время как в неэнергетическом секторе рост продолжится, и общий объем спроса составит 2 791 млн тонн за весь 2023 год. Таким образом, мировой спрос на уголь достигнет отметки 8 388 млн тонн, то есть рост составит 0,4%.
Однако тенденция к росту спроса сохранится в развивающихся странах. Так, по подсчетам экспертов Международного энергетического агентства, спрос на уголь в Китае в 2023 году вырастет примерно на 3,5% до 4 679 млн тонн, при этом спрос со стороны энергетического сектора вырастет на 4,5%, а спрос со стороны неэнергетических отраслей вырастет на 2%.
Изменения в мировой экономической обстановке, в том числе на рынке энергоносителей, оказали влияние на производство и структуру экспорта российского угля. Санкционное давление привело к тому, что производство угля в России в 2022 году незначительно сократилось – по данным Международного энергетического агентства, объем производства составил 442 млн тонн, что на 0,2% меньше относительно 2021 года.
Экспорт угля из России, по данным Минэнерго, сократился на 1% и претерпел серьёзные структурные изменения. В 2021 году на страны ЕС, Японию и Южную Корею приходилось порядка 40% от всего объема экспорта российского угля. После введения санкций со стороны западных стран и их союзников, в том числе в Азии, Россия начала переориентацию поставок.
Так, в 2022 году выросли поставки в Китай (на 25,6% до 67,3 млн тонн) и экспорт в Индию (в три раза до 20,1 млн тонн). Для переориентации поставок Россия прибегла к серьёзному дисконту, который в определённые моменты достигал порядка 60%.
Ещё одним вызовом больше
Однако изменение структуры рынка и появление новых игроков не могут не сказаться на положении России в длительной перспективе. Отраслевые эксперты считают, что к началу 2030-х годов обозначится тренд на рост экспортных поставок в Юго-Восточную Азию.
При этом помимо России участие в этом процессе примут и другие игроки, одним из крупных конкурентов для России может стать Индонезия.
Ожидается, что к 2030 году также оформится новая структура ключевых потребителей российского угля – порядка 30% поставок придется на Индию, 20-25% будет займут европейские страны, не входящие в ЕС, примерно такая же доля придется на страны Юго-Восточной Азии, а к 2050 году на этот регион будет приходиться более 60% российского энергетического угля.
Российские поставщики, вероятно, изберут Азию в качестве ключевого направления для расширения рынка, однако стоит осознавать, что выход на этот рынок будет сопряжен с конкуренцией с уже имеющимися там игроками – в частности, Индонезией и Австралией.
Ещё одним вызовом при реализации этого сценария станут инфраструктурные ограничения внутри страны, в частности, пропускная способность железных дорог. Поэтому успех российского продвижения на азиатский рынок во многом зависит от развития транспортного сектора.
- Виктор Коновалов
- fabricators.ru, gmk.center
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Каспийская платформа Филановского атакована: Киев впервые ударил по нефтедобыче РФ
Украина не унимается и после фактической потери своей энергосистемы провоцирует Москву на продолжение ответных ударов....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Полный запрет: ЕС все же отобрал у Украины шампанское и коньяк
Киев все больше теряет самостоятельность и становится послушной колонией Запада....
Тревога в ЕС: русские березки завоевывают Европу
Серьезную выгоду, как обычно, получает Москва, этот факт вынужденно признают на Западе....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
МС-21 — возможный следующий шаг, которого США опасаются больше всего
Россия впервые после развала Советского Союза может создать производство собственных самолетов за границей. Воспользоваться нашим технологическим...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
Украина стала «лысой» и задыхается, но зато «рекордные прибыли»
Союзник Запада стал наибеднейшим государством Европы. Это увядший рай, который живет только на деньги спонсоров....
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Рынок – убили, автопром – не спасли. Последствия нового утильсбора
Новые правила утильсбора перевернули рынок: мощные и гибридные автомобили оказались в верхней налоговой категории, цены на кроссоверы взлетели до уровней...