Эпоха Строгановых. Начало
10 373

Эпоха Строгановых. Начало

Строгановы — эту фамилию не забыли в России и после всех глобальных перемен.


Государевы купцы


Знаменитое художественное училище (на фото ниже) получило имя одного из представителей рода ещё при Романовых, и оно вернулось к нему в 1945 году. Между тем, начинали Строгановы, по большому счёту, с не самого выгодного договора с властью.


В наше время его назвали бы концессионным или государственно-частным партнёрством. Столетия назад, когда власть Рюриковичей в Московском государстве была абсолютно неоспоримой, подобные договоры представляли собой уступки государством земель в управление в обмен на развитие и удержание новых границ за Россией.

Первые шаги навстречу представителей государства и купцов Строгановых были сделаны в середине XV века, когда Русь ещё не до конца сбросила с себя оковы татаро-монгольского ига. Впрочем, задолго до революции эти богатейшие купцы успели растерять большинство привилегий, таких как своя армия, свои налоги, свои законы.

Как и другие предприниматели, Строгановы веками не получали от правительства России ни копейки, но регулярно получали заказы, сохраняя за собой право управлять освоенными землями и торговать природными ресурсами. Вкладывая при этом средства в освоение новых территорий, организацию производства, построение логистических бизнес-цепочек и содержание собственной армии — прообраза нынешних ЧВК.

От таких, как Строгановы, власть получала новые земли, охрану границ растущей империи, налоги и подати с новых территорий, а также стабильные поставки в центральную Россию богатств Сибири, таких как соль, лес, уголь, металлы, пушнина.

Представители династии Строгановых получали проценты от сборов налогов и податей в казну; имея монопольное право разработки месторождений и копий Сибири, промышленники получали 100% прибыли от добытых природных ресурсов и продажи пушнины.

Сотрудничество купцов и промышленников Строгановых и российской власти насчитывало несколько веков, причём формы этого сотрудничества зависели от потребностей и своеобразия исторического момента. Ещё в середине XV века Лука Кузьмич Строганов поучаствовал средствами в выкупе из ордынского плена великого князя Василия II Темного -

"по великому к нему усердию, знатною суммою денег, не жалея своих пожитков".

И англичане под надзором


В полную же силу семейный бизнес развернулся в конце XV века, когда Федор Строганов переселился из Новгорода на Урал в Сольвычегодск. Сын Федора, Аника, увеличил доставшийся ему в наследство соляной промысел, а также сталь развивать другие виды деятельности.

По поручению царя Аника Строганов наблюдал за торговлей англичан через Белое море и Северную Двину и закупал у них товары по заказам царского двора, естественно, с выгодой для себя. Иностранцам же купец продавал меха, что тоже приносило крупный доход.

Кроме того, на протяжении некоторого времени род Строгановых ведал сбором податей в крае. Так частное предприятие выполняло определенные государственные функции в отдаленных от центра страны регионах.

Иван IV Грозный выделил среднему сыну Аники Строганова Григорию «для всего рода» три с половиной миллиона десятин земли на Северо-Западном Урале. В жалованной грамоте от 4 апреля 1558 года Григорий получал освобождение от налогов, особую юрисдикцию, право на создание собственного войска «для бережения от Нагайских людей и от иных орд» и на строительство городов:

«И аз царь и Великий князъ Иван Васильевич всея Руси Григорья Аникеева сына Строганова пожаловал, велел есмя ему на том пустом месте… городок поставите, где бы место было крепко и усторожливо, и на городе пушки и пищали учинити, и пушкарей и пищальников и воротников велел ему устроити собою для бережения от Нагайских людей и от иных орд…»

Полученные Строгановыми привилегии были аналогичны привилегиям, данным через 50 лет британской Ост-индской компании. Иван Грозный оказался прогрессивным правителем с точки зрения освоения новых земель. Деловые связи с властью в его время давали предпринимателям простор для извлечения коммерческой выгоды:

- они могли создавать свободные от податей торгово-промышленные поселения, обязываясь при этом участвовать в оборонных мероприятиях и блюсти общегосударственные интересы.

- в итоге, уже к концу XV века Строгановы владели более чем 10 миллионами десятин земли, пожертвованных царем или захваченных самовольно.


Купцы продолжали добычу соли на Урале, основав промыслы Соли Камской. Имея право беспошлинной торговли, являясь практически монополистами-солепромышленниками в этом регионе, Строгановы поставляют соль по всему Поволжью и центральной России, а также активно торгуют пушниной, рыбой, другими товарами сибирских промыслов.

Богатства семьи росли, росли и их привилегии. Строгановы получили право феодального иммунитета (особый суд, невмешательство воевод и в их внутренние дела). На их землях разрешался свободный беспошлинный торг. Крестьяне после истечения льготных лет вносили оброки и несли государственные повинности не прямо в казну, а через Строгановых. Все это привлекало людей для заселения строгановских земель.

Многочисленные вольности, дарованные Строгановым, могут вызвать недоумение, если вспомнить, что происходило это во времена царя Ивана IV Грозного, крайне подозрительно относившегося к попыткам умалить его властные прерогативы, чего на самом деле практически не было.

Однако необходимо помнить, что Иван Васильевич обладал своеобразным «властным» мышлением. Ему был глубоко чужд сложившийся веками уклад русской жизни, и требовались нестандартные радикальные меры, чтобы перекроить этот вековой уклад на собственный лад.

Так появилась опричнина, и страна оказалась разделена на две половины: собственно государство – земщину и личный удел, который государь выпросил у земщины в «концессию», - опричнину (от слова «опричь» - кроме, помимо). Рядом с собственно Россией образовалась еще одна – та, что «помимо» первой.


Соль земли Русской


Опричнина Грозного вела настоящую необъявленную войну против земщины (Государства Российского). Однако этот незаурядный монарший «креатив» приносил лишь смуту и разрушение, не достигая поставленных им целей. Однако через учреждение опричнины, царь немалого и добился. Так, среди прочего, он стал контролировать главнейшие центры соляной промышленности.

В 1566 году по челобитью Строгановых их земли были взяты в опричнину: фактически это был филиал Большой опричнины. В 1568 году Строгановы из опричнины получили жалованную грамоту на неосвоенные земли по реке Чусовой. Однако в 1571 году опричнина была упразднена, и тогда же Строгановых начали преследовать неприятности.

В 1579 году истекло 20 лет беспошлинной торговли, в Пермский край прибыли царские чиновники и обложили строгановские деревни налогами. В конце Ливонской войны царь стал взыскивать с купцов крупные суммы в счёт экстренного во­енного налога.

В казну требовалось всё больше денег, доходы Строгановых сокращались. Даже соляные варницы, приносившие Строгановым большую часть доходов, простаивали наполовину. Тогда же у привыкших к бесконтрольной монополии Строгановых появились потенциальные соперники.

Еще в 1568 году царь Иван Грозный, пытаясь выйти из состояния внешней изоляции, за­ключил союз с Англией. В рамках сотрудничества между двумя странами английская Московская компания получила от царя первые в русской истории концессии на разработку желе­зных руд в северных уездах, право свободного проез­да в Персию, разрешение чеканить английскую монету в России и прочие преференции.

Однако королевский двор в Лондоне отказался санкциони­ровать договор о союзе. Тогда Иван IV объявил недействительны­ми все грамоты и привилегии, дарованные английской компании. Если бы британцы знали об англофилии Грозного и использовали подходящий момент, Строгановым, возможно, пришлось бы потесниться.

Продолжение следует
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас