Экономическое обозрение

Закавказье в 2020-х: проложить трубу и больше не воевать...

Закавказье в 2020-х: проложить трубу и больше не воевать...
Добившись – через 30 лет - упразднения Нагорно-Карабахской армянской республики, Азербайджан добился многого. Среди прочего - «подстраховался» на случай перебоев в работе трансрегионального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.


Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.

И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.

При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.

Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.


Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.

Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.

Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.

Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».

В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».

Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.

Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.

Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.

Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).


В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.

При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…

Автор:

Использованы фотографии: periscop.su, lragir.arm

Мы в Мы в Яндекс Дзен

Автогиганты продают или закрывают свои заводы по выпуску электромобилей [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Автогиганты продают или закрывают свои заводы по выпуску электромобилей

В настоящее время многие автопроизводители возрождают планы по разработке и выпуску автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и гибридов на фоне...
[author-avatar][/author-avatar] topcor.ru
Возведение станкостроительного завода продолжается в Подмосковье [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Возведение станкостроительного завода продолжается в Подмосковье

Компания «ДжиЭрСи» продолжает реализацию крупного проекта в Московской области. Речь идет о возведении нового станкостроительного предприятия. Инвестиции в...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Водоснабжение Центральной Азии – спасет ли ситуацию поднятие тарифов? [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Водоснабжение Центральной Азии – спасет ли ситуацию поднятие тарифов?

По оценкам специалистов, Центральная Азия уже через пять лет может войти в состояние острого хронического дефицита водных ресурсов в 5-12 куб. километров, и...
[author-avatar][/author-avatar] ritmeurasia.ru
  • 1 935
В Екатеринбурге запустили серийное производство роутеров [is-owner] Аукцион[/is-owner]

В Екатеринбурге запустили серийное производство роутеров

Компания «Искра Технологии» объявила о запуске серийного производства роутеров на территории Екатеринбурга. Предприятие будет производить для ПАО «Ростелеком»...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Российский СПГ в Европе: альтернативы сомнительны, конкуренты не дремлют [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Российский СПГ в Европе: альтернативы сомнительны, конкуренты не дремлют

Поставка второй технологической линии сжижения для «Арктик СПГ 2» запланирована компанией НОВАТЭК на конец июля. Данный проект станет крупнейшим в России...
[author-avatar][/author-avatar] vpoanalytics.com
«Завод стальных колес» в Тольятти будет наращивать объемы производства [is-owner] Аукцион[/is-owner]

«Завод стальных колес» в Тольятти будет наращивать объемы производства

«Завод стальных колес», располагающийся в городе Тольятти (Самарская область), нарастил собственные производственные мощности, реализовав крупный...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru