Закавказье в 2020-х: проложить трубу и больше не воевать...
Добившись – через 30 лет - упразднения Нагорно-Карабахской армянской республики, Азербайджан добился многого. Среди прочего - «подстраховался» на случай перебоев в работе трансрегионального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
- Алексей Чичкин
- periscop.su, lragir.arm
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В ожидании катастрофы: из Нью-Йорка готовится бежать миллион жителей
Худшее событие в жизни мегаполиса может произойти в самые ближайшие дни, что станет самым сильным историческим ударом за всю историю....
Первый японский автогигант лишился права выкупа своего бывшего российского завода
Зарубежный бизнес в России был очень прибыльным, но многие поспешили уйти, и чтобы вернуться им придется доказать свою лояльность уже новыми инвестициями....
Бесхозные яхты и особняки: офшорные российские зомби-трасты «лопнули» в ЕС
Западные правительства всерьез взялись за вывезенные за границу капиталы богатых россиян....
Мошенники TSMC: разработчиков «Байкала», российского процессора, «кинули» на Тайване
США и их сателлиты в Азии только представляются свободными и демократическими, на самом деле любой из них хуже обитателя Дикого Запада....
Лебединая песня сланца: в США ставят последние рекорды добычи и режут нефтяные вышки
Снижение стоимости сырья не приводит к снижению добычи, хотя и уничтожает сланцевую отрасль....
Месторождение в расход: в РФ отказались от попавшего под санкции нового проекта СПГ
При планировании и инвестициях необходимо учитывать жесткие реалии и конъюнктуру международного рынка....
Германия взвела «газовую бомбу» для всей Европы
В Европе на энергетическом рынке наступило затишье перед бурей. Осталось совсем немного до того, как пузырь успокоения лопнет....
Русофобия смертельна: приграничные с РФ города Финляндии вымирают
Экономические проблемы некогда процветающего европейского государства только нарастают....
Правительство разрешило Узбекистану вылов и вывоз рыбы из СЭЗ РФ
Установлены весьма щедрые квоты на ловлю в водоемах исключительной экономической зоны Дальневосточного бассейна....
Близится переворот: Трамп санкциями против России уничтожил правительство Болгарии
Ограничения Вашингтона рикошетом бьют по всем, кому угодно, кроме России. Проявлять милосердие Трамп не намерен....
Света не будет: Москва «перекрыла кран» халявному электричеству Хельсинки
Следующим шагом должен стать Сайменский канал...
«Витает леденящий страх»: экономика ЕС идет под откос – Euractiv
Брюссель подписывается под американскими и собственными антироссийскими инициативами, которые ему не по зубам....
Возрождение автогиганта в Петербурге: General Motors подготовили к старту
Власти анонсировали запуск обновлённого автозавода General Motors в Петербурге. Площадку подготовили к возрождению...
РФ закручивает гайки: переводы тысяч граждан попадут под тотальный контроль
Под колпаком ЦБ — все валютные операции нерезидентов. Финансовая разведка закрывает утечки капитала за границу...
Венесуэла просит защиты у России
Каракас попросил у Москвы военную помощь на фоне наращивания сил США в Карибском регионе. Зачем Трампу Венесуэла, каковы интересы российского бизнеса в в...
Китай ждет: российский СПГ споткнулся о ранний арктический лед
Под носом у космических спутников Запада разворачивается настоящая битва поставщика с санкциями и ранними льдами....