
Закавказье в 2020-х: проложить трубу и больше не воевать...
Добившись – через 30 лет - упразднения Нагорно-Карабахской армянской республики, Азербайджан добился многого. Среди прочего - «подстраховался» на случай перебоев в работе трансрегионального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
- Алексей Чичкин
- periscop.su, lragir.arm
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Репутация армянских коньяков на российском рынке оказалась под угрозой
На днях мир алкогольной отрасли потрясла новость, которая не оставила равнодушными любителей крепких напитков в России. Исследование, проведенное Союзом...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

10-километровые очереди фур: Что ищут на границе с Казахстаном
Ужесточение пограничных досмотров стало для многих водителей неожиданным...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Война резервов. Сколько сил осталось у Киева?
Рейтинг ценных бумаг, привязанных к ВВП Украины, упал до дефолтного уровня, — объявило в июне международное агентство S&P Global Ratings. Киев отказался...

7,5 миллиарда рублей ущерба: итоги работы экс-руководителей Дальнегорского ГОКа
В городе Дальнегорск (Приморский край) вновь разгорелись финансовые страсти – общий ущерб от действий бывших руководителей Дальнегорского горно-обогатительного...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Прощай, Запад: полностью импортозамещённый SJ-100 встал на крыло
В России появился полностью импортозамещённый пассажирский самолёт SJ-100. На днях ОАК продемонстрировала его СМИ...