
Закавказье в 2020-х: проложить трубу и больше не воевать...
Добившись – через 30 лет - упразднения Нагорно-Карабахской армянской республики, Азербайджан добился многого. Среди прочего - «подстраховался» на случай перебоев в работе трансрегионального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
Хотя было время, когда и Еревану предлагали участвовать в этом проекте. В 1996 году нефтяные компании США и Великобритании, разрабатывающие с середины 90-х нефтегазовые запасы в каспийском регионе Азербайджана, дали понять правительству Армении, что пора пойти на уступки Баку по Нагорному Карабаху.
И только ради того, чтобы нефтепровод из Азербайджана к турецкому Джейхану проходил через Нагорный Карабах и далее через Армению, причём с ответвлением с юга Армении в Нахичеванскую автономию Баку. Дело том, что этот маршрут был дешевле почти на четверть по строительным затратам и короче примерно на столько же.
При этом Армении обещали построить НПЗ севернее Еревана, поскольку в этой стране, в отличие от Азербайджана и Грузии - поныне нет собственной нефтепереработки. Хотя заметим, что создание НПЗ в Армении – это был еще советский проект первой половины 50-х. С нефтепроводом туда из Батуми.
Но этот проект не поддерживали в Азербайджане, а влияние его руководства в союзном центре традиционно было куда сильнее, чем армянских коллег. Потому данный проект не был реализован и в дальнейшем.
Армянская сторона в конце 90-х после непродолжительной серии консультаций отвергла предложенный западными компаниями проект. Поскольку он означал фактически отказ Еревана от поддержки армянской самопровозглашенной НКР.
Хотя ещё с 1993 г. Турция, для давления на Ереван в нефтетранзитном и карабахском вопросах ввела железнодорожную блокаду Армении, что сохраняется и по сей день. В то же время, в Армении и Иране началась в конце 90-х проработка проекта северного трансиранского нефтепровода.
Он должен был вести в пограничный с Ираном армянский город Мегри, где планировалось построить НПЗ, и далее – через Армению – к грузинскому порту Батуми и к батумскому НПЗ. Технико-экономическое обоснование было разработано в начале 2000-х.
Эти вопросы кратко разъяснил СМИ первый замглавы МИД Шаварш Кочарян ещё в феврале 2020 г.: «Это очень интересный проект, который выгоден всем его участникам. Его реализация остаётся актуальной». Но до сих пор она отсутствует.
Ваге Давтян, директор Института энергетической безопасности Армении, главной причиной пробуксовки такого проекта считает «санкции США против Ирана и возможность косвенных санкций за сотрудничество с Ираном».
В связи с этим, эксперт сомневается, что банки обеих стран «смогут финансировать столь масштабную сделку». Тем более что иранские банки «находятся под жесточайшими санкциями США», а доминирующая часть финансирования здесь «наверняка приходится именно на Тегеран».
Соответственно, трубу к Джейхану в обход Армении и уже бывшей Нагорно-Карабахской республики провели к началу 2000-х гг. через Азербайджан и Грузию (общая протяженность 1768 километров, из них 443 км в Азербайджане, 249 - в Грузии, 1076 – в Турции). А ввели в действие с 2006 года.
Но центральный азербайджанский участок это артерии проходит лишь в 35-45 км от северо-восточной границы НКР, теперь уже ликвидированной. В этой связи, неудивительно стремление Азербайджана, как и западных компаний, «обезопасить» эту магистраль от возможных операций со стороны активных сторонников Арцаха-Карабаха.
Приведет ли прекращение войны в Нагорном Карабахе хотя бы к возобновлению поставок в Армению нефти и нефтепродуктов из Азербайджана? Пока нет оснований полагать, что это возможно.
Хотя бы потому, что в Азербайджане по-прежнему высказываются предложения насчёт экстерриториальной, подчиняющейся Баку, кратчайшей железной дороги в Нахичевань и далее в Турцию – через Нагорный Карабах и Зангезурский коридор (то есть через Южную Армению).
В Ереване такой проект с данным статусом, разумеется, отвергают. К тому же, очевидно, что новая нефтяная труба к Джейхану не нужна и потому не планируется и в отдалённой перспективе.
При этом в некоторых западных СМИ предполагают, что в случае окончательного «отхода» Армении от России, не исключено ответвление от артерии Баку-Джейхан в Армению. С возможным созданием того же НПЗ вблизи Еревана, планировавшегося, но так и построенного в советский период…
- Алексей Чичкин
- periscop.su, lragir.arm
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...