И русский и китайский Северный морской путь
Звонок другу
Впрочем, не самой Россией, как государством, а поставками дешёвых товаров, начиная с нефти и газа и заканчивая рыбой и зерном. Для начала напомню, что прекрасные слова Ломоносова сказанные в 1763 году, звучат так: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".
Вот с Северного океана и начнём. Тем более, что совсем недавно китайский корабль уже прошёл по Северному морскому пути (ГИПЕР). За одну навигацию среди торговых судов - первым, и теперь китайцам остаётся только проложить несколько иной «Один путь» - уже на русский Север.
На очередном восточном форуме, как раз по поводу одного пояса и одного пути, соответствующее предложение уже не в виде идеи, а почти проекта, прозвучало из уст российского президента. Как пристегнуть к газопроводу «Сила Сибири-2» железную дорогу и автомагистраль — это уже дело техники...
Ну и разумеется, денег, которые есть и у России, и тем более — у Китая. Северный морской путь или Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством России он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Альтернатива Северному морскому пути —это маршруты, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. И если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Путь наш лежал на Восток
Осваивать Севморпуть русские начали еще в конце X - начале XI веков. Уже тогда новгородские купцы совершали походы через Белое, Баренцево и Карское моря, достигая Югры. Разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции по Северо-Восточному проходу как раз и занимался Ломоносов.
Интересно, что адмирал Колчак в молодости принимал активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике. В 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Позже этот Комитет был введён в состав учреждений Сибревкома.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Сегодня основными пользователями СМП сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
1 августа 2022 года был принят план развития СМП до 2035 года. А при чём тут Китай? Ой, Китай же наш стратегический партнёр. Именно поэтому во время мартовского визита 2023 года товарища Си в Россию и переговоров с Путиным, была достигнута договоренность, что Китай тоже будет осваивать Севморпуть.
Более того, Путин заявил о создании совместного органа России и Китая по Северному морскому пути:
«Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути». Несколько смущает, что наш российский почти на все 100 Севморпуть был подан китайцам на блюдечке с голубой каемочкой… Но продолжим…
А их дорога — на Север
«Сила Сибири-2» рассчитана на значительный рост объёмов добычи газ как раз на севере России. Необходимость в «китайской» трубе оправдана тем, что нужно подкрепить небезызвестные мощности производства СПГ на Ямале возможностью откачивать излишки сразу в трубу.
Но в своём исключительно газовом варианте проект «Сила Сибири-2» представляет собой что-то вроде улицы с односторонним движением. Проблема в том, что для трубопровода априори нет вариантов какого-то востребованного реверса. И это при том, что нив коем случае нельзя исключать возможности раздачи газа по регионам России.
Не потому ли Севморпуть и оказался своего рода целью или конечным, да и начальным тоже, пунктом нового глобального маршрута. Понятно, что для китайской экономики СМП — цель весьма перспективная. Тем более, что походы по нему караванов - это всё-таки и крайне сложно, и слишком дорого.
Позиция западных покупателей сжиженных углеводородных газов (СУГ) практически вынудила российских поставщиков покинуть традиционные для себя рынки сбыта. Логичным ответом России стало перенаправление поставок, однако о полном восстановлении досанкционных уровней добычи и переработки в ближайшее время говорить вряд ли приходится.
Появление китайского покупателя открывает возможности не только наращивания добычи и экспорта газа как сырья, но и реализации СПГ в куда более солидных объёмах, чем сегодня. В перспективе, причём обозримой, развитие зауральской газодобычи может решить и вечную проблему газификации российской глубинки, в том числе и в европейской части страны.
- Анна Козырева, Виктор Малышев
- bloknot.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
До чего Путин довёл Россию. Вражеские источники о положении в экономике
Доклад прозвучал на сборище иноагентов-либералов в Вильнюсе. Присутствующие встретили цифры гробовой тишиной....
Удар по экономике: АвтоВАЗ заявил о катастрофическом вымывании средств
Вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин рассказал о том, что компания обеспокоена утечкой большей части прибыли в Китай...
Мигранты бегут из России: новые правила уничтожают рынок труда
Трудовые мигранты массово покидают Россию, отток достиг «пандемийного» уровня. Главы стран СНГ поднимут вопрос о правах своих граждан в РФ на саммите...
Российская электроника продолжает быть зависимой от международного рынка ПЭК
Российские производители электроники продолжают сталкиваться с серьезной зависимостью от импорта пассивных электронных компонентов (ПЭК), таких как...
АвтоВАЗ объявляет войну: кто победит в битве за российский авторынок?
Глава АвтоВАЗа обратил внимание на необходимость избавиться от демпинга на российском рынке. Он предложил увеличить пошлины на китайские машины....
Импортозамещение конденсаторов поставило под угрозу российскую электронику
Ценовая политика в сфере электроники создала проблему для отрасли. Дороговизна отечественных деталей отрицательно влияет на возможность импортозамещения....
Природные богатства Украины: Макрон колеблется вместе с Ротшильдами
Аппетиты клана тесно связаны с украинскими активами. «Семья» имеет большой интерес на территории Украины к объектам инфраструктуры и логистики, пищевой и...
«Хватит тратиться на футбол» – «Газпрому» предложено отчитаться за убытки
«Газпрому» пора отказаться от содержания дорогостоящих спортивных клубов, и отчитаться перед народом о своём финансовом состоянии...
Минивэн мечты: в РФ представили обновленную версию Lada Largus Roof
В России представили обновлённую версию известного минивэна Lada Largus. Автомобиль стал более вместительным и функциональным....
50-кубитный ионный квантовый компьютер создали в России
В России создан самый мощный 50-кубитный ионный квантовый суперкомпьютер. Проект представляет собой настоящий технологический прорыв, который сможет сделать...
В Перми запустили импортозамещающее производство подшипников
«Научно-производственное объединение "Керамет"» приступило к производству гидродинамических подшипников скольжения с композитным покрытием в Перми....
Казахстан. Референдум по АЭС для обмана Москвы
Сразу скажу – смысла в проведении референдума о строительстве АЭС в Казахстане изначально никакого не было. И это лишь стремление правящей верхушки переложить...
Челябинское метро сжирает миллиарды, как голодный крокодил
Метро в Челябинске строили по инерции, метротрамвай — от безвыходности...
«Позор позорный»: Самый дорогой курорт Крыма не смог отреставрировать пляжи
Туристы отмечают растущее благоустройство прибрежных городов Крыма. Чего не скажешь о Ялте, где после прошлогоднего «шторма века» не привели в порядок пляжи....
Завод по выпуску лазерных станков появится в Подмосковье
Компания «Лидермаш Станки» планирует построить на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Дубна» в Московской области предприятие, специализирующееся на...
Государство хочет кремировать россиян вместе с частниками
Ради постройки новых крематориев в России придется менять законы...