Экономическое обозрение

И русский и китайский Северный морской путь

И русский и китайский Северный морской путь

Звонок другу


Впрочем, не самой Россией, как государством, а поставками дешёвых товаров, начиная с нефти и газа и заканчивая рыбой и зерном. Для начала напомню, что прекрасные слова Ломоносова сказанные в 1763 году, звучат так: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".


Вот с Северного океана и начнём. Тем более, что совсем недавно китайский корабль уже прошёл по Северному морскому пути (ГИПЕР). За одну навигацию среди торговых судов - первым, и теперь китайцам остаётся только проложить несколько иной «Один путь» - уже на русский Север.

На очередном восточном форуме, как раз по поводу одного пояса и одного пути, соответствующее предложение уже не в виде идеи, а почти проекта, прозвучало из уст российского президента. Как пристегнуть к газопроводу «Сила Сибири-2» железную дорогу и автомагистраль — это уже дело техники...

Ну и разумеется, денег, которые есть и у России, и тем более — у Китая. Северный морской путь или Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством России он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.

Альтернатива Северному морскому пути —это маршруты, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. И если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Путь наш лежал на Восток


Осваивать Севморпуть русские начали еще в конце X - начале XI веков. Уже тогда новгородские купцы совершали походы через Белое, Баренцево и Карское моря, достигая Югры. Разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции по Северо-Восточному проходу как раз и занимался Ломоносов.


Интересно, что адмирал Колчак в молодости принимал активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике. В 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Позже этот Комитет был введён в состав учреждений Сибревкома.

Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Сегодня основными пользователями СМП сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.

1 августа 2022 года был принят план развития СМП до 2035 года. А при чём тут Китай? Ой, Китай же наш стратегический партнёр. Именно поэтому во время мартовского визита 2023 года товарища Си в Россию и переговоров с Путиным, была достигнута договоренность, что Китай тоже будет осваивать Севморпуть.

Более того, Путин заявил о создании совместного органа России и Китая по Северному морскому пути:

«Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути». Несколько смущает, что наш российский почти на все 100 Севморпуть был подан китайцам на блюдечке с голубой каемочкой… Но продолжим…

А их дорога — на Север


«Сила Сибири-2» рассчитана на значительный рост объёмов добычи газ как раз на севере России. Необходимость в «китайской» трубе оправдана тем, что нужно подкрепить небезызвестные мощности производства СПГ на Ямале возможностью откачивать излишки сразу в трубу.

Но в своём исключительно газовом варианте проект «Сила Сибири-2» представляет собой что-то вроде улицы с односторонним движением. Проблема в том, что для трубопровода априори нет вариантов какого-то востребованного реверса. И это при том, что нив коем случае нельзя исключать возможности раздачи газа по регионам России.

Не потому ли Севморпуть и оказался своего рода целью или конечным, да и начальным тоже, пунктом нового глобального маршрута. Понятно, что для китайской экономики СМП — цель весьма перспективная. Тем более, что походы по нему караванов - это всё-таки и крайне сложно, и слишком дорого.

Позиция западных покупателей сжиженных углеводородных газов (СУГ) практически вынудила российских поставщиков покинуть традиционные для себя рынки сбыта. Логичным ответом России стало перенаправление поставок, однако о полном восстановлении досанкционных уровней добычи и переработки в ближайшее время говорить вряд ли приходится.


Появление китайского покупателя открывает возможности не только наращивания добычи и экспорта газа как сырья, но и реализации СПГ в куда более солидных объёмах, чем сегодня. В перспективе, причём обозримой, развитие зауральской газодобычи может решить и вечную проблему газификации российской глубинки, в том числе и в европейской части страны.

Автор:

Использованы фотографии: bloknot.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен