
И русский и китайский Северный морской путь
Звонок другу
Впрочем, не самой Россией, как государством, а поставками дешёвых товаров, начиная с нефти и газа и заканчивая рыбой и зерном. Для начала напомню, что прекрасные слова Ломоносова сказанные в 1763 году, звучат так: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".
Вот с Северного океана и начнём. Тем более, что совсем недавно китайский корабль уже прошёл по Северному морскому пути (ГИПЕР). За одну навигацию среди торговых судов - первым, и теперь китайцам остаётся только проложить несколько иной «Один путь» - уже на русский Север.
На очередном восточном форуме, как раз по поводу одного пояса и одного пути, соответствующее предложение уже не в виде идеи, а почти проекта, прозвучало из уст российского президента. Как пристегнуть к газопроводу «Сила Сибири-2» железную дорогу и автомагистраль — это уже дело техники...
Ну и разумеется, денег, которые есть и у России, и тем более — у Китая. Северный морской путь или Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством России он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Альтернатива Северному морскому пути —это маршруты, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. И если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Путь наш лежал на Восток
Осваивать Севморпуть русские начали еще в конце X - начале XI веков. Уже тогда новгородские купцы совершали походы через Белое, Баренцево и Карское моря, достигая Югры. Разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции по Северо-Восточному проходу как раз и занимался Ломоносов.
Интересно, что адмирал Колчак в молодости принимал активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике. В 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Позже этот Комитет был введён в состав учреждений Сибревкома.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Сегодня основными пользователями СМП сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
1 августа 2022 года был принят план развития СМП до 2035 года. А при чём тут Китай? Ой, Китай же наш стратегический партнёр. Именно поэтому во время мартовского визита 2023 года товарища Си в Россию и переговоров с Путиным, была достигнута договоренность, что Китай тоже будет осваивать Севморпуть.
Более того, Путин заявил о создании совместного органа России и Китая по Северному морскому пути:
«Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути». Несколько смущает, что наш российский почти на все 100 Севморпуть был подан китайцам на блюдечке с голубой каемочкой… Но продолжим…
А их дорога — на Север
«Сила Сибири-2» рассчитана на значительный рост объёмов добычи газ как раз на севере России. Необходимость в «китайской» трубе оправдана тем, что нужно подкрепить небезызвестные мощности производства СПГ на Ямале возможностью откачивать излишки сразу в трубу.
Но в своём исключительно газовом варианте проект «Сила Сибири-2» представляет собой что-то вроде улицы с односторонним движением. Проблема в том, что для трубопровода априори нет вариантов какого-то востребованного реверса. И это при том, что нив коем случае нельзя исключать возможности раздачи газа по регионам России.
Не потому ли Севморпуть и оказался своего рода целью или конечным, да и начальным тоже, пунктом нового глобального маршрута. Понятно, что для китайской экономики СМП — цель весьма перспективная. Тем более, что походы по нему караванов - это всё-таки и крайне сложно, и слишком дорого.
Позиция западных покупателей сжиженных углеводородных газов (СУГ) практически вынудила российских поставщиков покинуть традиционные для себя рынки сбыта. Логичным ответом России стало перенаправление поставок, однако о полном восстановлении досанкционных уровней добычи и переработки в ближайшее время говорить вряд ли приходится.
Появление китайского покупателя открывает возможности не только наращивания добычи и экспорта газа как сырья, но и реализации СПГ в куда более солидных объёмах, чем сегодня. В перспективе, причём обозримой, развитие зауральской газодобычи может решить и вечную проблему газификации российской глубинки, в том числе и в европейской части страны.
- Анна Козырева, Виктор Малышев
- bloknot.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...