
И русский и китайский Северный морской путь
Звонок другу
Впрочем, не самой Россией, как государством, а поставками дешёвых товаров, начиная с нефти и газа и заканчивая рыбой и зерном. Для начала напомню, что прекрасные слова Ломоносова сказанные в 1763 году, звучат так: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".
Вот с Северного океана и начнём. Тем более, что совсем недавно китайский корабль уже прошёл по Северному морскому пути (ГИПЕР). За одну навигацию среди торговых судов - первым, и теперь китайцам остаётся только проложить несколько иной «Один путь» - уже на русский Север.
На очередном восточном форуме, как раз по поводу одного пояса и одного пути, соответствующее предложение уже не в виде идеи, а почти проекта, прозвучало из уст российского президента. Как пристегнуть к газопроводу «Сила Сибири-2» железную дорогу и автомагистраль — это уже дело техники...
Ну и разумеется, денег, которые есть и у России, и тем более — у Китая. Северный морской путь или Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством России он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Альтернатива Северному морскому пути —это маршруты, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. И если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Путь наш лежал на Восток
Осваивать Севморпуть русские начали еще в конце X - начале XI веков. Уже тогда новгородские купцы совершали походы через Белое, Баренцево и Карское моря, достигая Югры. Разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции по Северо-Восточному проходу как раз и занимался Ломоносов.
Интересно, что адмирал Колчак в молодости принимал активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике. В 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Позже этот Комитет был введён в состав учреждений Сибревкома.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Сегодня основными пользователями СМП сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
1 августа 2022 года был принят план развития СМП до 2035 года. А при чём тут Китай? Ой, Китай же наш стратегический партнёр. Именно поэтому во время мартовского визита 2023 года товарища Си в Россию и переговоров с Путиным, была достигнута договоренность, что Китай тоже будет осваивать Севморпуть.
Более того, Путин заявил о создании совместного органа России и Китая по Северному морскому пути:
«Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути». Несколько смущает, что наш российский почти на все 100 Севморпуть был подан китайцам на блюдечке с голубой каемочкой… Но продолжим…
А их дорога — на Север
«Сила Сибири-2» рассчитана на значительный рост объёмов добычи газ как раз на севере России. Необходимость в «китайской» трубе оправдана тем, что нужно подкрепить небезызвестные мощности производства СПГ на Ямале возможностью откачивать излишки сразу в трубу.
Но в своём исключительно газовом варианте проект «Сила Сибири-2» представляет собой что-то вроде улицы с односторонним движением. Проблема в том, что для трубопровода априори нет вариантов какого-то востребованного реверса. И это при том, что нив коем случае нельзя исключать возможности раздачи газа по регионам России.
Не потому ли Севморпуть и оказался своего рода целью или конечным, да и начальным тоже, пунктом нового глобального маршрута. Понятно, что для китайской экономики СМП — цель весьма перспективная. Тем более, что походы по нему караванов - это всё-таки и крайне сложно, и слишком дорого.
Позиция западных покупателей сжиженных углеводородных газов (СУГ) практически вынудила российских поставщиков покинуть традиционные для себя рынки сбыта. Логичным ответом России стало перенаправление поставок, однако о полном восстановлении досанкционных уровней добычи и переработки в ближайшее время говорить вряд ли приходится.
Появление китайского покупателя открывает возможности не только наращивания добычи и экспорта газа как сырья, но и реализации СПГ в куда более солидных объёмах, чем сегодня. В перспективе, причём обозримой, развитие зауральской газодобычи может решить и вечную проблему газификации российской глубинки, в том числе и в европейской части страны.
- Анна Козырева, Виктор Малышев
- bloknot.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Жителей квартир в МКД ждут жёсткие штрафы: меры коснутся домовых чатов
Адвокат рассказал об особенностях общения в общедомовых чатах МКД. Юрист пояснил при каких обстоятельствах можно получить тюремный срок...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...