В Турцию через Армению? – нонсенс для Азербайджана
Азербайджану не нужен сухопутный коридор через Армению
Проект создания Зангезурского коридора через территорию Армении потерял привлекательность для Баку, «вместо него мы можем использовать маршрут через Иран», - заявил на днях помощник президента Азербайджана Гаджиев.
По его данным, восстановление транспортного сообщения с Арменией «всё еще находится на рассмотрении, но от армянской стороны потребуется продемонстрировать, что она действительно заинтересована в этом».
Скорее всего, азербайджанская сторона вообще не заинтересована в транзите через Армению, что затрудняет экономические связи РФ по сухопутным маршрутам с Арменией. Поскольку они возможны через Азербайджан (ввиду бездействия с 1992 года традиционного маршрута РФ-Абхазия-Грузия-Армения).
Что касается иранской «альтернативы» для Баку, Азербайджан и Иран 6 октября 2023 года подписали протокол о намерениях по строительству «через территорию Ирана новой железнодорожной линии и железнодорожных мостов между Восточным Зангезурским экономическим районом (западный Азербайджан, включая Нагорный Карабах) и Нахичеванской автономной республикой Азербайджана».
Точные контуры этой линии и сроки ее создания пока не обозначены.
Касательно же Зангезурского коридора, - ранее предусматривалось восстановление действовавшего до конца 80-х автомобильного маршрута через Нагорный Карабах, Лачинский коридор, далее через южноармянский Зангезур – к Нахичевани.
Еще в середине 80-х Армянская ССР предлагала построить на том же маршруте параллельную железную дорогу, но в Баку отказались, полагая, что железная дорога здесь усилит присутствие Еревана в Нагорном Карабахе.
После известных мирных соглашений 2020-21 гг. в Азербайджане стали выступать за восстановление здесь же автоперевозок и за создание стальной магистрали. С акцентом на то, что самопровозглашенная НКР должна быть упразднена.
По ряду данных, такой подход Баку к этим вопросам предусматривал обеспечение азербайджанской экстерриториальности авто- и железнодорожного маршрута, с чем, разумеется, не соглашались в Ереване и в существовавшей еще НКР. Затем, в первом полугодии 2023 г. вопрос об экстерриториальности ушел на второй план.
Армянская сторона, в свою очередь, давно предлагает восстановить работу «Транссиба Закавказья» (ТЗ) и его ответвлений между Арменией и Азербайджаном: это железная дорога вдоль границ обеих стран с Турцией и Ираном: Ереван-Ерасх-Нахичевань-Джульфа.
В Джульфе начинается ответвление в Иран, созданное еще в начале 20 века и работавшее до 1990 года включительно. Дальнейшая география ТЗ- Ордубад-Мегри-Агарак (Армения)-Минджевань-Горадиз-Имишли-Алят-Баку (Азербайджан).
Плюс к тому, между северо-западным Азербайджаном и северо-востоком Армении имеется созданная в начале 80-х железная дорога Газах (Азербайджан) – Иджеван (Армения) протяженностью лишь 45 км. Она тоже бездействует с конца 80-х.
Армения по-прежнему предлагает совместно восстановить эту артерию, которая, заметим, не только с «символической» протяженностью в сравнении с ТЗ. Но и обеспечивает кратчайшее железнодорожное расстояние между Арменией и РФ. Однако в Баку пока не планируют восстанавливать эту магистраль.
А так называемый «Зангезурский коридор» был выгоден Азербайджану прежде всего политически, ибо проходит через Нагорный Карабах, уже «освобожденный» от армян. Падение же интереса к этому маршруту связано с тем, что в Баку, похоже, не считают политически выгодным восстановление транзита через Армению и по «Транссибу Закавказья».
Хотя железнодорожное расстояние между основной частью Азербайджана и Нахичеванской автономией по ТК почти наполовину короче, в сравнении с маршрутом через северо-западный Иран.
Пока еще неофициальный отказ Баку от коридоров через Армению обусловлен тем, что Азербайджан стремится к транспортному сообщению со своим главным союзником - Турцией - НЕ через Армению.
«Транссиб Закавказья» и, соответственно, Азербайджан издавна состыкован с Турцией через Армению (линия Гюмри-Ахурян-Догукапы). То есть, снятие Анкарой железнодорожной блокады Армении (действует с 1993 г.) восстановит сообщение Азербайджана с Турцией через Армению.
Проект Азербайджан-Иран-Нахичевань нацелен и на то, чтобы через Иран «выходить» на Турцию. Тем более, что железная дорога между Ираном и Турцией проходит невдалеке от Нахичеванской автономии Баку.
Можно предположить, что данный проект инициирован Баку совместно с Анкарой. Потому в планы Турции не входит снять блокаду Армении, ибо в этом случае строительство железной дороги в Нахичевань через Иран будет проблематичным, если не излишним…
- Алексей Балиев
- vestikavkaza.ru, stylishbag.ru,
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В ожидании катастрофы: из Нью-Йорка готовится бежать миллион жителей
Худшее событие в жизни мегаполиса может произойти в самые ближайшие дни, что станет самым сильным историческим ударом за всю историю....
Первый японский автогигант лишился права выкупа своего бывшего российского завода
Зарубежный бизнес в России был очень прибыльным, но многие поспешили уйти, и чтобы вернуться им придется доказать свою лояльность уже новыми инвестициями....
Бесхозные яхты и особняки: офшорные российские зомби-трасты «лопнули» в ЕС
Западные правительства всерьез взялись за вывезенные за границу капиталы богатых россиян....
Мошенники TSMC: разработчиков «Байкала», российского процессора, «кинули» на Тайване
США и их сателлиты в Азии только представляются свободными и демократическими, на самом деле любой из них хуже обитателя Дикого Запада....
Лебединая песня сланца: в США ставят последние рекорды добычи и режут нефтяные вышки
Снижение стоимости сырья не приводит к снижению добычи, хотя и уничтожает сланцевую отрасль....
Месторождение в расход: в РФ отказались от попавшего под санкции нового проекта СПГ
При планировании и инвестициях необходимо учитывать жесткие реалии и конъюнктуру международного рынка....
Германия взвела «газовую бомбу» для всей Европы
В Европе на энергетическом рынке наступило затишье перед бурей. Осталось совсем немного до того, как пузырь успокоения лопнет....
Русофобия смертельна: приграничные с РФ города Финляндии вымирают
Экономические проблемы некогда процветающего европейского государства только нарастают....
Правительство разрешило Узбекистану вылов и вывоз рыбы из СЭЗ РФ
Установлены весьма щедрые квоты на ловлю в водоемах исключительной экономической зоны Дальневосточного бассейна....
Близится переворот: Трамп санкциями против России уничтожил правительство Болгарии
Ограничения Вашингтона рикошетом бьют по всем, кому угодно, кроме России. Проявлять милосердие Трамп не намерен....
Света не будет: Москва «перекрыла кран» халявному электричеству Хельсинки
Следующим шагом должен стать Сайменский канал...
«Витает леденящий страх»: экономика ЕС идет под откос – Euractiv
Брюссель подписывается под американскими и собственными антироссийскими инициативами, которые ему не по зубам....
Возрождение автогиганта в Петербурге: General Motors подготовили к старту
Власти анонсировали запуск обновлённого автозавода General Motors в Петербурге. Площадку подготовили к возрождению...
РФ закручивает гайки: переводы тысяч граждан попадут под тотальный контроль
Под колпаком ЦБ — все валютные операции нерезидентов. Финансовая разведка закрывает утечки капитала за границу...
Цена спешки: крупный СПГ-трейдер с огромной скидкой выкупит зарубежные активы «Лукойла»
Распродажа – лучшее время делать покупки, это потребительское правило работает и на уровне масштабного энергетического бизнеса....
Венесуэла просит защиты у России
Каракас попросил у Москвы военную помощь на фоне наращивания сил США в Карибском регионе. Зачем Трампу Венесуэла, каковы интересы российского бизнеса в в...