Нефть и газ будут "качать" в России по-новому. По новому бюджетному правилу
3 655

Нефть и газ будут "качать" в России по-новому. По новому бюджетному правилу

Базовые, нефтегазовые


О кардинальных переменах в отношении к тем, кто осваивает российские недра, речи, как это и было всегда, фактически не идёт. Но меняется многое, хотелось бы, чтобы в пользу бюджета, хотя только практика покажет, так ли это будет в реальности.


Итак, речь идет о законопроекте 448564-8 «О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».

Расшифрую и дальше — в названии закона говорится также и о «приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году(об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году)».

Нормальная практика, так как Закон закрепляет с 2024 г. новую схему для определения базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета в зависимости от стоимости нефти, природного газа, экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5.

Документ был внесён в парламент правительством в конце сентября вместе с бюджетом на 2024-2026 гг. Сейчас Бюджетный кодекс определяет объём базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета в абсолютном выражении — на уровне 8 триллионов рублей с дальнейшей ежегодной индексацией на 4% начиная с 2026 года.

Новый закон предусматривает переход к определению базовых нефтегазовых доходов,
«исходя из базовой цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2027 года.

Базовая экспортная цена на газ природный принимается на уровне среднегодовой экспортной цены на газ природный - 250 долларов США за тысячу метров кубических, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента начиная с 2027 года;

Базовая цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 устанавливается как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 и дизельное топливо класса 5, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть».



Начиная с нового 2024-го


Указанные изменения планируется распространить на правоотношения, возникающие при составлении и утверждении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Законопроектом также предлагается установить в статье 220.1 Бюджетного кодекса, что
«отдельные операции со средствами организаций, определяемых Правительством РФ, осуществляются на отдельных казначейских счетах и отражаются на лицевых счетах указанных организаций в территориальных органах Федерального казначейства с начислением на остатки этих средств дохода в размере до 3 процентов годовых».

Ожидается, что
«привлеченные в настоящее время на единый счёт федерального бюджета в составе внебюджетных средств средства организаций 965,8 млрд. рублей по состоянию на 1 сентября 2023 г. будут находиться на счете продолжительное время. В том числе за счет данных средств Федеральное казначейство в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета (далее - ЕСФБ) предоставляет бюджетам субъектов РФ кредиты на срок до 15 лет.

Предоставление таких бюджетных кредитов по пониженной процентной ставке учтено в рамках ожидаемых доходов федерального бюджета от управления остатками средств на ЕСФБ и едином казначейском счете (ЕКС) в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Ежегодное включение указанной выше нормы в закон приводит к необходимости принятия нового постановления Правительства Российской Федерации, определяющего правила начисления дохода от управления остатками средств организаций». 


Вот почему для обеспечения оперативного использования дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению ухудшения экономики и финансового сектора, предложено продлить один весьма важный норматив. Напомню, что согласно ему общий объем бюджета может быть увеличен в связи с поступлением некоторых видов доходов от ненефтегазового сектора в 2024 году с соответствующим увеличением бюджетных средств резервного фонда Правительства РФ.


Продлевается всё, или почти всё...


В части долговой политики предлагается продлить норму, предоставляющую Правительству Российской Федерации право
«принимать решения о предоставлении в 2024 году государственных гарантий РФ, не предусмотренных программами госгарантий РФ, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ».

Также продлеваются нормы, предусматривающие
- «возможность предоставления государственных кредитов, не предусмотренных соответствующей программой, в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию этой программы и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета».

- «возможность предоставлять по решению высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) юридическому лицу субсидии на финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;»

Также продлевается право Правительства РФ
«вносить изменения в распределение межбюджетных трансфертов на индивидуальные программы социально-экономического развития субъектов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете».

***
«Указанные нормы необходимы в целях обеспечения гибкости бюджетной политики для финансирования мероприятий, связанных с поддержкой граждан и экономики в текущих условиях», - говорится в заключении комитета по бюджету Госдумы.

Продлевается на период 2024-2026 г. действующий норматив распределения акцизов на ГСМ - 25,1% в федеральный бюджет, 74,9% - в бюджеты субъектов РФ. В принятом законе особо отмечено, что
«регионы, получившие кредиты из федерального бюджета, не смогут в 2024 г. размещать собственные средства на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц».

В документе также приведён достаточно обширный перечень исключений. Под ограничение не подпадают
«бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты, на пополнение остатка средств на едином счете, бюджетные кредиты по ставке 3% на срок до 15 лет, предоставляемые в 2023 г. (с лимитом до 315 млрд руб.), а также инфраструктурные кредиты на 2023 г. в объеме до 180 млрд руб».

В части долговой политики предлагается продлить право правительства
«принимать решения о предоставлении в 2024 г. государственных гарантий , не предусмотренных программами государственных гарантий (утверждаются парламентом) на условиях, установленных правительством».

Также продлеваются на 2024 г. возможности
«предоставления государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета».

«внесения изменений в бюджеты ФОМС и Социального фонда по согласованию с правительственной комиссией, но без утверждения поправок в парламенте».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас