Экономическое обозрение

Страховая медицина в обязательном режиме. К "прозрачному" бюджету ФОМС

Страховая медицина в обязательном режиме. К "прозрачному" бюджету ФОМС
Госдума 15 ноября во втором чтении приняла бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


Когда комитет даёт добро


Представил документ председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Напомним, что «на 2024 год запланирован общий объём доходов ФОМС в размере 3,739 трлн рублей, на 2025 год — 3,932 трлн рублей, на 2026-й — 4,192 трлн рублей. Основным источником доходов бюджета фонда являются страховые взносы на ОМС».

Межбюджетные трансферты фонду из федерального бюджета на 2024 год составят порядка 486,6 млрд рублей, на 2025 год — 504,3 млрд рублей и на 2026 год — 526,2 млрд рублей.


Межбюджетные трансферты из бюджета фонда ОМС бюджету Фонда пенсионного и социального страхования на оплату медпомощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2024 году будут составлять 12,6 млрд рублей, в 2025-м — 12,4 млрд рублей и в 2026 году — 12,3 млрд рублей с учетом прогнозируемого уровня рождаемости.

Из досье finobzor.ru
В документе учтены
- «компенсация выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов; - сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам – 200%, среднему медицинскому персоналу – 100% в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г..

Также учтено «увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября; финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения; мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г.»


«На финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями, запланировано на 2024 год 213,7 млрд. руб., на 2025 год – 228,4 млрд. руб., на 2026 год – 243,6 млрд. руб.»

Предлагается зарезервировать в бюджете Фонда «средства нормированного страхового запаса на 2024 год в сумме 257,6 млрд. руб., на 2025 год – 248,7 млрд. руб., 2026 год – 248,9 млрд. руб. Указанные средства будут направляться:
- на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадрового дефицита;

- на выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения;

- на финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством РФ;

- на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства РФ;


Новые регионы в законе


Документ впервые включает расходы на медицинскую помощь жителям новых регионов. На эти цели планируется потратить 51,8 млрд рублей, свыше 422 млн из которых направят на высокотехнологичную помощь, не включенную в базовую программу ОМС.

В 2024 году в региональные фонды будет направлено 3,12 трлн рублей, на деятельность госклиник — 213,7 млрд рублей.

Что у медиков в запасе


Депутат Алексей Куринный предложил поправку, касающуюся Страхового запаса для обеспечения решений Правительства. Он сказал, что «для понимания, из чего состоит этот резерв был дан в Правительство запрос. И такой документ был получен».

На заседании комитета ошибочно говорили о том, что выплаты работникам госпиталей военных и ещё ряд выплат идут из резерва, предусмотренного для правительства — это 100 миллиардов рублей. На самом деле они отдельно запланированы, отдельно в страховом запасе предусмотрены.

А что такое 100 миллиардов, которые идут «на обеспечение отдельных решений Правительства», совершенно непонятно. Это некий резервный фонд, равный, кстати, Резервному фонду правительства, который находится в составе федерального бюджета, который непонятно, на какие затраты будет или на какие расходы будет предусмотрен».

В этой связи предлагается ту формулировку, которая там сейчас есть, то есть это "на финансовое обеспечение отдельных решений правительства" заменить на формулировку "на финансовое обеспечение повышения оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала".
 

Правильно, понятно и прозрачно


По словам депутата, «на сегодня проблема заработных плат - это самая острая проблема, точнее, кадровая проблема - самая острая проблема, а одной из причин этой кадровой проблемы является низкая заработная плата для медицинских работников.

Поэтому предлагается, чтобы все эти средства резервные, которые непонятно, повторяю ещё раз, на что будут использованы, были направлены на повышение оплаты труда наших медицинских работников во всех регионах Российской Федерации в виде субсидий.

Это будет правильно, понятно, прозрачно, в данном случае, и, опять же, заранее определено в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Ничего иного, к сожалению, представители правительства на заседании комитета назвать не смогли. Все прочие обсуждаемые нами, скажем так, изменения предусмотрены отдельно в составе  нормированного страхового запаса».  


Комментируя поправку, Андрей Макаров заявил, что «в бюджете Фонда учтены расходы на заработную плату медицинских работников, причем с увеличением на темп роста среднемесячной заработной платы на 9,8 процента. Нормированный страховой запас - это, конечно же, не 100 миллиардов. У нас 2024 год - это 257,6 миллиарда, 2025 год - 248,7 миллиарда, 2026 год - 248,9.

Наверняка эти цифры к следующим годам будут меняться. Предлагается заменить лишь одну из целей направления средств нормированного страхового запаса, и вместо того, как сейчас написано, на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации, направить на финансовое обеспечение повышения оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала. Я напоминаю, что это регулируется указом президента, средства с увеличением на 9,8 на это выделены».


Предлагаемая формулировка очень серьезно сужает возможности правительства. Поправка ожидаемо была отклонена.

Автор:

Использованы фотографии: duma.gov.ru, ffoms.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен