
Суэцкий канал и река Иордан как факторы войны. За воду?
И вода и транзит
Именно так - казалось бы, ну какое отношение Суэцкий канал может иметь к событиям в Газе. Но вдруг выясняется, что самое непосредственное.
Именно к такому выводу приходишь, знакомясь с одной из наших публикаций Транзит, Суэц и Газа - кровавый след ЦАХАЛ, а также с материалом американского ресурса eurasiareview.com.
Спустя чуть больше месяца после очередного обострения, на этом сайте, который пишет как раз на евразийские темы, опубликована редакционная статья с броским названием «Актуальность израильского канала Бен-Гуриона».
Правда этой «актуальности» уже точно есть 50 лет, но возврат к теме весьма симптоматичен. Прямой конкурент Суэцкому каналу через территорию Израиля будет на 100 км длиннее, но зато сможет одновременно поддерживать движение судов в обе стороны.
Проект неплохо подготовлен, но окончательного маршрута пока нет. На карте хорошо виден маршрут с изгибом в виде головы кобры на самом верху. Это канал обходит сектор Газа.
В том, что потенциально по Святой Земле и рядом с ней есть проекты альтернативных Суэцкому каналу маршрутов, тоже нет ничего нового. Есть и проекты, были и каналы, и акведуки, и сухопутные пути, связывающие между собой моря и реки.
Споры за воду
Вспомним хотя бы не самую давнюю историю воды на Земле обетованной. Тем более, что очень многие сегодня обращают внимание на своеобразное миролюбие Иордании, чья земля — оккупированный Западный берег реки Иордан стал ещё одни полем осенней битвы 2023 г.
Но мало кто вспоминает, что практически сразу после образования Израиль взял под контроль Иордан. Это главная река Палестины, и без неё вряд ли можно. было бы затруднено.
Уже в 1951 г. Иордания приступила к реализации плана ирригационного освоения Иорданской долины, а Израиль начал дренаж болот Гулех. Это вызвало серию перестрелок на границах между Израилем и Сирией.
Спустя два года Израиль начал строить так называемый Национальный водный путь, подававший воду в прибрежную равнину и пустыню Негев. Это оказалось только началом создания системы перераспределения вод в регионе.
Строительство пришлось тормозить водозаборного сооружения из-за военных действий Сирии на границе с Израилем. Последний остаётся в перманентом конфликте с соседями по водам реки Иордан, у которого очень давняя история.
Проект, точнее несколько проектов разрешения «спора за воду» предлагались ещё в середине 1940-х гг. Один из них, известный как «объединённый план Джонстона» в 1955 г. даже одобрили и согласовали и с Израилем, и с арабскими странами.
Как "помирились" Израиль с Иорданией
В плане было как строительство нескольких плотин и каналов, так и скрупулёзное распределение водных ресурсов между странами бассейна. Но план Джонстона не принял Советом Лиги арабских государств, где считали, что арабы не нуждаются во всесторонней программе развития водного хозяйства с участием евреев.
Но мирный процесс продолжился, и Израилю удалось фактически отрезать Иорданию от братьев по крови и по вере. Страны при посредничестве США регулярно вели переговоры о совместном пользовании вод реки Иордан. И это при формальном состоянии войны друг с другом из-за оккупации Западного берега Иордана.
Обострения при этом случались регулярно. После 1956 г и кризиса на Суэцком канале, в 1959-м и на рубеже 1963 и 1964 гг., когда в итоге дело наконец дошло до сооружения плотины на реке Ярмук. Год спустя арабы перекрыли верхнее течение реки Иордан, что аукнулось им в 1967-м и 1973 годах.
Израиль закрепился в верховьях Иордана и как-то смог убедить всех, что снижение стока реки было естественным. Только в 1994 году между Израилем и Иорданией был подписан Мирный договор, где не было отдельных особых слов про воду, но тема подразумевалась как бы сама собой.
Но сегодня мало кто вспоминает, что и сектор Газа можно и не огибать, а пройти напрямую. А для этого надо сектор просто ликвидировать и включить его землю в территорию Израиля.
Цена вопроса
Расклад по деньгам такой. В 2014 г. Египет расшил узкие места на Суэцком канале, построив дополнительно 72 км водных путей. Стройка шла год и обошлась в 4,2 млрд. долл. в ценах того времени. Тем же темпом израильский канал можно построить за четыре года.
Прибавим к египетским затратам долларовую инфляцию за прошедший период. Сейчас это стоило бы шесть миллиардов. Израильский канал в четыре раза длиннее. Значит его примерная стоимость не меньше 25 млрд. долл. А если спрямить его через Газу, то и того меньше.
В этом году Египет получит доход от Суэцкого канала почти в 10 млрд. долл. Если канал Бен-Гуриона уведёт к себе половину трафика, то доход в пять миллиардов окупит затраты на строительство за пять лет.
Это очень и очень хороший результат. Для инфраструктурных проектов просто феноменальный. Под такую окупаемость найти финансирование труда не составит. Так что Израилю есть за что бороться. Осталось не так много, надо выселить палестинцев из Газы.
- Иван Греков
- dzeninfra.ru, picabu.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Военный локомотив РФ в ступоре: промышленные гиганты останавливаются
Пострадали железнодорожный, строительный, автомобильный и горнодобывающий секторы....

Мадуро предлагает Трампу нефть и золото, разрыв с РФ в обмен на сохранение власти
Нельзя сказать, что Каракас «продался» Вашингтону, просто власти латиноамериканской страны прекрасно понимают свои шансы на выживание в войне с США....

Шантаж США сработал: турецкого пашу отлучили от собственного и российского газа
Бывший ситуативный союзник России скорыми темпами отходит от Москвы и возвращается в лоно Вашингтона....

Теперь ВСУ взялись за газовую инфраструктуру: атакован крупнейший ГПЗ на юге РФ
Стоит ли ожидать теперь повышения цен на газ и его дефицита? Вероятно, это только начало новой кампании врага....

Удар по военному НПЗ и дефицит бензина в 57 регионах РФ
Атаки беспилотников противника расширяют географию топливного кризиса и обновляют рекорды досягаемости....

Война неизбежна: маленькая Венесуэла заменит большую Россию для Китая и Индии
Мировая экономика вскоре ощутит революционный сдвиг в логистике энергоносителей, который будет даже глубже, чем в 2022-м году....

Скоро начнут падать: гражданский авиафлот РФ потерял половину воздушных судов
Авиаотрасль России находится на перепутье, дальше может быть или трудное позитивное развитие, или совершенно негативный прогноз....

Плохой признак: доллар доживает свои последние дни в истории
Американская национальная валюта, полюбившаяся во всем мире, станет первой жертвой разрушения устоев....

Украина жестко расплатилась за атаки по российским НПЗ
На Украину надвигается «черная зима», очень плохое время для пребывания в городах и крупных поселениях....

Позор Финляндии и США: ледоколы для Америки построят украинские рабы
Председатель промышленности Финляндии заранее предупредил о последствиях, если в Вашингтоне узнают правду....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Москва разгадала уловку США с оружейным плутонием
Госдума денонсировала соглашение с США по утилизации плутония. Согласно документу, стороны должны были уничтожить по 34 тонны избыточного оружейного плутония....

«Правительство судного дня»: в ФРГ повысят пенсионный возраст с 65 сразу до 73 лет
Пенсионеров много, а Украина одна – в Берлине решили помогать «уникальному» союзнику, а не собственным гражданам....

Российский «убийца» Starlink: раскрыли, как и когда запустят «звёздный щит»
Россия создает свой собственный «звёздный щит». В РФ рассказали, когда российский спутниковый интернет сможет бросить вызов Starlink...

Никто не уйдет обиженным: Россия выплачивает репарации Украине
В европейском колхозе разброд и метания, несется по Европарламенту вековечный стон: «Где деньги, Зин?» В смысле — где взять деньги на Украину. Тумбочку не...

Атаки на НПЗ ведут к катастрофе, России следует пересмотреть принципы СВО
С начала осени в ряде регионов России возникла нехватка топлива на АЗС. В отрасли объясняют дефицит ростом цен на бирже, снижением производственных мощностей и...