Где находятся НПЗ и где АЗС - цены не выросли, бензин есть, конкуренции не хватает
17 ноября российское правительство отменило временный запрет на экспорт. Напомним, что он был введён ради стабилизации внутреннего рынка топлива, однако отозвался реальной перспективой частичной разгрузки нефтеперерабатывающих заводов.
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
- Виктор Малышев, Дмитрий Малышев
- neftregaz.ru, minenergo.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Разработчика российских процессоров «Эльбрус» ждут большие перемены
Недавние события вокруг АО «МЦСТ», разработчика российских процессоров «Эльбрус», привлекли внимание общественности. По данным издания «Ведомости», компания...
До чего Путин довёл Россию. Вражеские источники о положении в экономике
Доклад прозвучал на сборище иноагентов-либералов в Вильнюсе. Присутствующие встретили цифры гробовой тишиной....
Американцам прилетела ответка за заморозку российских активов
Крупнейшие банки США спалились на связях с украинскими...
Немцы заговорили о ремонте «Северных потоков», но для РФ это неактуально
Если Европа готова будет восстанавливать газопроводы, значит она пришла мириться...
Мигранты бегут из России: новые правила уничтожают рынок труда
Трудовые мигранты массово покидают Россию, отток достиг «пандемийного» уровня. Главы стран СНГ поднимут вопрос о правах своих граждан в РФ на саммите...
«Турецкий поток»: анализ текущей ситуации
В последние недели внимание газового рынка привлекли данные о снижении загрузки второй нитки магистрального газопровода (МГП) «Турецкий поток». Это событие...
Газпром на дне: что стоит за финансовыми потерями в 583 миллиарда рублей
Компания ПАО «Газпром» возглавила рейтинг Forbes как самая убыточная российская корпорация. Финансовые потери предприятия по итогам прошлого года составили...
АвтоВАЗ объявляет войну: кто победит в битве за российский авторынок?
Глава АвтоВАЗа обратил внимание на необходимость избавиться от демпинга на российском рынке. Он предложил увеличить пошлины на китайские машины....
Шоковый план стабилизации рубля: Центробанк задействует новые меры
Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие недели ожидается стабилизация курса рубля. Для этого ЦБ увеличит продажи валюты....
Импортозамещение конденсаторов поставило под угрозу российскую электронику
Ценовая политика в сфере электроники создала проблему для отрасли. Дороговизна отечественных деталей отрицательно влияет на возможность импортозамещения....
Природные богатства Украины: Макрон колеблется вместе с Ротшильдами
Аппетиты клана тесно связаны с украинскими активами. «Семья» имеет большой интерес на территории Украины к объектам инфраструктуры и логистики, пищевой и...
Российская электроника продолжает быть зависимой от международного рынка ПЭК
Российские производители электроники продолжают сталкиваться с серьезной зависимостью от импорта пассивных электронных компонентов (ПЭК), таких как...
Минивэн мечты: в РФ представили обновленную версию Lada Largus Roof
В России представили обновлённую версию известного минивэна Lada Largus. Автомобиль стал более вместительным и функциональным....
Голландский бизнес зарабатывает в РФ, а деньги тратит на поддержку Украины
Характерный пример нидерландской AkzoNobel - ради прибыли осталась на рынке России, но поддерживает Украину и уверяет, будто чтит санкции....
Кредитная ловушка захлопнулась: ВТБ ограничил выдачу карт новым клиентам
Коммерческий банк ПАО «ВТБ» установил ограничение на выдачу кредитных карт россиянам. Предполагается, что нововведение носит временный характер и не коснётся...
Мрачные перспективы украинской металлургии
ВС РФ развивают успешное наступление на Донбассе, одним из главнейших результатов которого вскоре может стать потеря Украиной Покровска. А вместе с ним и...