
Где находятся НПЗ и где АЗС - цены не выросли, бензин есть, конкуренции не хватает
17 ноября российское правительство отменило временный запрет на экспорт. Напомним, что он был введён ради стабилизации внутреннего рынка топлива, однако отозвался реальной перспективой частичной разгрузки нефтеперерабатывающих заводов.
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
- Виктор Малышев, Дмитрий Малышев
- neftregaz.ru, minenergo.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Терминал СПГ ушел из Германии в Египет: у немцев получился долгострой
Регазификационное судно-танкер покинуло Германию и отправилось в Египет. Немецкий оператор сдал терминал в субаренду, чтобы помочь африканской стране...

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Жителей квартир в МКД ждут жёсткие штрафы: меры коснутся домовых чатов
Адвокат рассказал об особенностях общения в общедомовых чатах МКД. Юрист пояснил при каких обстоятельствах можно получить тюремный срок...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....