
Где находятся НПЗ и где АЗС - цены не выросли, бензин есть, конкуренции не хватает
17 ноября российское правительство отменило временный запрет на экспорт. Напомним, что он был введён ради стабилизации внутреннего рынка топлива, однако отозвался реальной перспективой частичной разгрузки нефтеперерабатывающих заводов.
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
- Виктор Малышев, Дмитрий Малышев
- neftregaz.ru, minenergo.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Стал известен жесткий невыполнимый ультиматум Индии по закупке российской нефти
Нью-Дели повел себя совсем не как партнер и друг Москвы по трудным временам противостояния Западу....

Россия возродила сталинский ГУЛАГ – Reuters
Западные аналитики нашли лазейку, которой может воспользоваться правительство для помощи национальной экономике....

РФ все равно богаче: торговля телом и запрещенными препаратами спасла бюджет ЕС
Брюсселю приходится выкручиваться и допускать явления, которые в любое другое время могли бы показаться несмываемым позором....

Во Владивостоке рушится империя: Генпрокуратура наложила вето на 80 млрд
У клана Пушкарёвых во Владивостоке Генпрокуратура РФ намерена забрать активы и имущество на 80 млрд рублей...

«Год ремонта насмарку»: Трипольскую ГЭС Киев больше не восстановит, нет денег
Объекты энергетики Украины страдают даже больше, чем российские от атак украинских БПЛА....

Есть 20 кланов, которым отдана «на кормление» вся Россия
821 объект недвижимости и больше 5 миллиардов рублей — награбленное экс-мэром Владивостока поражает воображение бывалых следователей...

Прокуратура на тропе войны против империи российского «кондитерского» олигарха
Государство может изъять многомиллиардные активы группы компаний в свою собственность....

Что хорошо государству – то населению смерть, или почему рекордно обрушили рубль
Национальное платежное средство продолжает неприятно удивлять, покоряя вершины антирекордов....

Китай не колебался: нанесен мощный удар по европейской промышленности
Китай, крупнейший покупатель свинины из ЕС, решил ввести антидемпинговые пошлины. Это создает серьезную проблему для производителей мяса, вынужденных искать...

Обрушение близко: неожиданные технологии завели американскую энергосистему в крах
Еще немного и Штаты накроет всеобщий блэкаут, страна погрузится во тьму за считанные секунды....

Властям РФ впервые с весны удалось случайно залатать дыру в бюджете
Теперь правительству необходимо превратить редкий позитив в постоянную тенденцию....

Россия готова зеркально ответить: названа сумма активов Запада в РФ
Названа сумма западных активов, которые будут изъяты в России в случае непродуманных действий ЕС и партнёров...

«Сюрприз» из канализации: Росстат показал пугающие цифры по всей стране
Износ канализационных сетей в стране достиг 46%. В отдельных регионах цифра перевалила за 70%, что ставит под угрозу экологию и безопасность жителей...

Уголь уходит в прошлое: эксперты раскрыли, что придёт на смену шахтам в ДНР
Экономика ДНР сегодня стоит между двумя полюсами: убыточным угольным наследием и перспективными промышленными проектами...

Уникальное ядерное топливо будущего запущено в серийное производство в России
Сырье прошло все стадии испытаний и показало высокий результат, в то время как у конкурентов нет ничего подобного даже на стадии разработки....

«Мы отучим их барыжничать!»: в Госдуме объявили войну управляющим компаниям
ЛДПР объявила войну пеням за ЖКХ. В партии рассказали, почему коммунальные службы не должны быть приравнены к банковским организациям...