Где находятся НПЗ и где АЗС - цены не выросли, бензин есть, конкуренции не хватает
17 ноября российское правительство отменило временный запрет на экспорт. Напомним, что он был введён ради стабилизации внутреннего рынка топлива, однако отозвался реальной перспективой частичной разгрузки нефтеперерабатывающих заводов.
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
Отмена запрета на экспорт бензина из РФ уже дала первые результаты. Эксперты считают, что на нормализацию регулирования топливного рынка уйдёт не больше двух-трёх недель, однако о долгосрочном снижении цен на АЗС говорить пока рано.
Проблемы с ценами на АЗС традиционно корреспондируются с темой демонополизации российской нефтепереработки, что отсылает нас к истории приватизации отрасли. Напомним, что её результатом вместо создания эффективно работающей конкурентной среды стал достаточно примитивный «распил».
Впоследствии он, как известно, только усугубился из-за устранения конкурентов, таких как ТНК и ЮКОС.
Однако так же, если не сильнее, на ценах сегодня отражается резкое повышение нормативов биржевых продаж, позволившее снять угрозу закрытия части мощностей НПЗ ради повышения оптовых цен. Учесть необходимо и снижение акцизов и облегчение региональных нормативов предоставления земли под строительство новых АЗС.
Такой подход помог сдержать сиюминутный, возникший явно под воздействием падения рубля, рост оптовых и розничных цен. Правительству теперь можно обойтись вовсе без предоставления субсидий под развитие розничной сети автозаправок.
Напомним, что биржевые цены на топливо в России достаточно долго держались на рекордных уровнях, начав расти ещё весной, до сильного отката курса рубля. На высоких уровнях цены продержались практически весь высокий сезон.
Падение рубля грозило и вовсе обвалить рынок топлива, традиционно завязанный на валютные курсы. Успокоить ситуацию помогло несколько запоздалое решение Правительства РФ ввести с 21 сентября полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Несмотря на риск закрытия избыточных мощностей на НПЗ, которым стало не хватать для сбыта внутреннего рынка, 6 октября были утверждены дополнительные меры.
Среди них нельзя не выделить возврат к выплатам по демпферу в полном объёме. Имея в резервах значительные средства, вряд ли стоит уподобляться собаке на сене. Сработало и снятие запрета на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В начале октября были также повышены нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 до 15%, дизтоплива - до 12,5%.
Наконец, введена была также и заградительная пошлина на экспорт для торгующих компаний, которые не производят топлива. Она составила 50 тысяч рублей за тонну, что стало причиной для реализации значительных излишков не на внешнем, а на внутреннем рынке.
Однако в настоящее время ситуация ещё остаётся непростой и крайне противоречивой. Скачки цен как в оптовом секторе, так и на АЗС отмечаются регулярно и почти повсеместно.
Так, в пятницу цена марки Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась по сравнению с пятницей предыдущей недели на 3,3%, до 48,6 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — на 1,7%, до 51,8 тыс. руб. за тонну. Стоимость зимнего дизеля на бирже сократилась на 3%, до 72,2 тыс. руб. за тонну.
"Для того, чтобы цены на топливо снизились всерьёз и надолго, отрасли не хватает рыночной конкуренции между производителями". К такому мнению склоняются сегодня многие, кто изучает рынок, к примеру эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Родионов считает, что "отмена запрета на экспорт бензина позволит нормализовать регулирование топливного рынка, но не станет серьезным стимулом для снижения цен. Но это не поможет решить ключевую проблему отрасли - отсутствия реальной конкуренции в производстве топлива».
Топливный рынок по-прежнему работает в режиме ручного управления, у НПЗ отсутствуют реальные основания для того, чтобы снижать цены из-за постоянно возникающих проблем со сбытом. Внутренний рынок не способен компенсировать потери на экспорте.
Тем не менее, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убеждён, что, "вопреки опасениям, отмена запрета на экспорт бензина из РФ не сможет толкнуть цены на АЗС вверх".
Проблема роста стоимости бензина внутри страны была, по мнению ряда экспертов, связана скорее не с экспортными сложностями, а с неполными выплатами по демпферу. Сейчас они восстановлены и продавать бензин внутри страны стало не многим менее выгодно, чем за рубеж.
Продажа за рубли снова практически не уступает торговле за валюту, поскольку рубль укрепился, причём весьма существенно, как к доллару и евро, так и к юаню, в котором сегодня, в силу известных причин, связанных с санкциями и потолком цен, поступает весьма значительная часть доходов от экспорта.
Остаётся отметить, что из пресс-службы правительства сообщили о том, что на минувшей неделе прошло межведомственное совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл профильный вице-премьер Александр Новак.
В сообщении сказано, что «в ходе совещания представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита.
В большей части регионов продолжается плановое снижение цен на бензин и дизельное топливо в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой. Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах».
- Виктор Малышев, Дмитрий Малышев
- neftregaz.ru, minenergo.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....
Квантовые технологии в России выходят на новый уровень
В России активно развиваются квантовые вычисления, и в 2025 году на суд общественности будут представлены несколько квантовых компьютеров, разработанных на...