Китайская инициатива «Один пояс, один путь»: политика важнее экономики
2 526

Китайская инициатива «Один пояс, один путь»: политика важнее экономики

Изменения к концепции


После проведения Третьего форума «Один пояс, один путь» (ОПОП) Китай может расширить цели своей инициативы до помощи развивающимся странам в индустриализации. При этом в течение первого десятилетия существования ОПОП Китай уже расширил её цели.


В Пекине решили перейти от финансирования развития логистической и транспортной инфраструктуры для возрожденного «Шелкового пути» к финансированию любого инфраструктурного проекта, который поддерживает Пекин и который финансируется за счет китайских средств. Постоянно меняющиеся цели ОПОП свидетельствуют о том, что конечная цель инициативы может стать скорее политической, чем экономической.

Изначально предполагалось, что ОПОП будет финансировать развитие логистической и транспортной инфраструктуры, необходимой для более эффективного соединения Азии, Европы и других регионов. Все страны-участницы ОПОП должны были получить прибыль. Естественно, что Китай и Европа, которые являются конечными пунктами ОПОП, должны были получить выгоду.

Естественно, что они должны были выиграть от увеличения товарооборота в обоих направлениях. Страны, расположенные между ними, также должны были получить выгоду, став перевалочными центрами и, при наличии других инвестиций, новыми звеньями международных цепочек поставок с добавленной стоимостью.

Однако за десять лет цели ОПОП неуклонно расходятся с первоначальным видением. Вместо того чтобы сосредоточиться на логистической и транспортной инфраструктуре, необходимой для возрождения древнего «Шелкового пути», Пекин, похоже, готов применить знамя ОПОП к любому инфраструктурному проекту, который он примет, а китайские деньги поддержат.

В преддверии Третьего форума ОПОП появились признаки того, что цели инициативы могут вновь расшириться. Учитывая ослабление интереса развивающихся стран к инфраструктурным проектам, Пекин может сместить акцент ОПОП в сторону помощи развивающимся странам в индустриализации путем финансирования заводов и других промышленных объектов.

Делегаты форума вполне могут приветствовать такое изменение. Однако постоянно меняющиеся цели ОПОП наводят на мысль, что конечная цель инициативы может стать скорее политической, чем экономической.


План A: Торговля по «Шёлковому пути»


На презентации ОПОП в 2013 г. генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин произнес лирическую речь о новом «трансконтинентальном Шелковом пути, соединяющем Восток и Запад». Замысел ОПОП казался ясным: воскресить древний Шелковый путь в виде новых аэропортов, морских портов, железных и автомобильных дорог.

От этого выиграют все участники. Китай получит выгоду от европейского промышленного и высокотехнологичного экспорта. Европа выиграет от китайского потребительского экспорта. Страны, находящиеся между ними, получат выгоду от современной инфраструктуры, став перевалочными центрами и, возможно, развивая новые отрасли производства и услуг с высокой добавленной стоимостью, подобно тому, как это сделал Сингапур в 1980-х годах. как это сделал Сингапур в 1980-х и 1990-х годах.

Экономическую логику, лежащую в основе схемы ОПОП, легко понять. Снизив торговые барьеры за счет более современной логистической и транспортной инфраструктуры, страны смогут максимально использовать свои конкурентные преимущества, чтобы получить выгоду от участия в глобализации экономики.

Хотя ОПОП всегда имела политическое измерение, оно не было явным. По крайней мере, на начальном этапе ОПОП не бросает прямого вызова Соединенным Штатам и либеральному экономическому порядку Запада. Напротив, проект должен был дополнить этот порядок.

Это оказалось убедительным аргументом: к нему присоединились Греция, Италия и еще более 150 стран. И хотя крупнейшие европейские экономики воздержались от присоединения, они все равно стремились к расширению торговли с Китаем.

Однако со временем европейские страны стали проявлять настороженность. Постепенно они осознали, что Китай не ограничивается экспортом потребительских товаров. Китайские фирмы уверенно продвигались вверх по цепочке создания стоимости и вытесняли своих европейских конкурентов в самых разных отраслях - от полупроводников до солнечных батарей и ветряных турбин.

Китай даже начал устанавливать технические стандарты на значительных территориях Африки и Азии. В то же время европейские правительства начали задумываться о том, как Китай может поступить с ними после того, как они стали свидетелями экономического запугивания Пекином Австралии в 2020 году.

В результате энтузиазм европейцев в отношении ОПОП ослабел. И вместо того, чтобы напомнить Европе об экономических выгодах и неполитических целях ОПОП, Китай в 2021 г. прекратил грузовое железнодорожное сообщение через Литву после спора с ней по поводу Тайваня.

План B: Инфраструктура для всех



С самого начала ОПОП Пекин стимулировал китайские банки выдавать кредиты под его вывеской. Вскоре они отошли от концепции Си «Шелковый путь». Они начали выдавали кредиты на всевозможные инфраструктурные проекты, от электростанций до шахт по добыче полезных ископаемых. Многие кредиты были структурированы таким образом, чтобы Пекин получал от них «выигрыш».

Китайские банки получали проценты по кредитам, доходы от которых в основном шли китайским строительным компаниям, которые создавали инфраструктуру, зачастую отвечающую китайским коммерческим интересам. Со своей стороны Пекин, похоже, больше стремился заявить о своих заслугах в создании инфраструктуры, чем о том, насколько точно она соответствует первоначальному замыслу Си.

Конечно, по мнению Пекина, наибольшие успехи в рамках ОПОП были достигнуты в Африке. Возможно, это связано с тем, что инфраструктура, создаваемая в Африке, в первую очередь не предназначалась для поддержки торговли между Азией и Европой. Скорее, она предназначалась для поддержки африканской торговли в более широком смысле.

Тем не менее, по данным базы данных ООН Comtrade, с 2013 по 2021 год общий объем торговли тридцати ведущих торговых стран Африки практически не изменился. В то время как у одних стран торговый баланс улучшился, у других он значительно ухудшился, в частности, у Анголы – одного из крупнейших получателей финансирования по линии ОПОП.

К сожалению, для таких стран, как Ангола, развитие инфраструктуры само по себе не гарантирует экономического успеха. К моменту проведения Второго форума ОПОП в 2019 году уже стали широко известны примеры таких стран, как Пакистан и Шри-Ланка, находящихся в состоянии долгового кризиса. Даже те страны, которые когда-то были заинтересованы в ОПОП, например Малайзия, отступили.

Таким образом, Пекин использовал этот форум для того, чтобы успокоить опасения по поводу этой инициативы. Но насколько далеко ОПОП отошла от своего первоначального экономического видения, можно судить по длинному и запутанному списку результатов форума, который не имел практически никакого отношения к торговым путям между Азией и Европой.

План С: дальше индустриализация?


Для того чтобы возродить ОПОП во второй раз Пекин вполне может вновь расширить сферу действия инициативы. Уже в августе 2023 г. Си заявил, что услышал озабоченность развивающихся стран, особенно африканских. Они не хотят больше логистической и транспортной инфраструктуры. Вместо этого им нужна индустриализация.

Китай может помочь в этом. Си заверил: «Китай будет лучше использовать свои ресурсы для сотрудничества с Африкой и инициативы бизнеса, чтобы поддержать Африку в развитии ее производственного сектора и осуществлении индустриализации и диверсификации экономики».

Насколько успешным будет создание новых промышленных мощностей в Африке? Время покажет. Конечно, некоторые исследования предсказывают, что рост населения Африки будет стимулировать спрос на новые товары. С другой стороны, за последние тридцать лет рост ВВП Африки едва превышал рост ее населения.

Это означает, что доля африканцев, способных потреблять новые товары, существенно не увеличилась. И если усилия Китая по стимулированию африканской индустриализации увенчаются успехом, то большая часть новых товаров может не потребляться в Африке, а поступать в развитые страны, где они будут конкурировать с китайскими товарами.

Это может подорвать статус Китая как «мировой фабрики». Уже сейчас промышленная база Китая демонстрирует признаки напряженной адаптации к снижению мирового спроса. Принятие Пекином в этом году более слабого юаня говорит о том, что Китай не отказался от своей экспортно-сырьевой экономики, несмотря на его заявления о переориентации на потребление.

Таким образом, если экономические цели ОПОП будут смещены в сторону масштабных проектов индустриализации в развивающихся странах, то в долгосрочной перспективе они могут противоречить интересам самого Китая, что вряд ли можно назвать здравой экономической логикой.

Политика Экономики «Трубного звука»


Китайская инициатива ОПОП должна преодолеть затяжные экономические последствия пандемии COVID-19 и замедления мировой торговли, не говоря уже о заявлениях о том, что она способствовала возникновению обременительных долгов (а возможно, и дефицита) в некоторых странах, в которые она инвестировала.

Пекин может рассматривать свою поддержку индустриализации развивающихся стран как способ вызвать новый интерес к инициативе. Какой бы путь ни выбрал Китай для реализации ОПОП, чем более запутанной будет ее экономическая логика, тем более выраженным будет ее политическое измерение. Хотя экономические цели ОПОП могут постоянно меняться, но политические цели остаются неизменными.

В целом, Пекин всегда рассматривал инициативу как способ получения политической поддержки и создания новых сфер влияния. В этом отношении ОПОП оказалась в определенной степени успешной. Китай использовал свои инвестиции в ОПОП для получения политической поддержки в различных регионах мира, в ООН и даже среди американских союзников в Европе.

Безусловно, Китай эффективно использовал ОПОП, чтобы убедить несколько стран отказаться от дипломатического признания Тайваня (например, Панаму в 2017 г., Доминиканскую Республику в 2018 г., Соломоновы Острова в 2019 г., Кирибати в 2020 г, Никарагуа - в 2022 году, Гондурас - в 2023 году).


Конечно, использование экономического сотрудничества в качестве политического инструмента не является для Пекина непривычной тактикой. Недавно это было продемонстрировано на саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в августе 2023 г., когда Китай (и Россия) стремились расширить состав участников группы БРИКС и тем самым усилить свое политическое влияние.

Индия и ЮАР, два других члена БРИКС, пытались заставить группу пересмотреть свое решение. Они опасались, что такое расширение превратит экономическую группу в политический блок. Им это не удалось, и верх одержал Китай. Политические цели перевесили экономические. Похоже, что это может быть справедливо и в отношении ОПОП.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас