Новая страница в атомной энергетике России
По сообщению пресс-службы Белоярской АЭС «успешно завершён первый год эксплуатации энергоблока с реактором БН‑800. Это первый в мире энергоблок, отработавший целый год на топливе из ядерных отходов. Это позволит в десятки раз увеличить топливную базу атомной энергетики. Вчерашние отходы становятся МОКС‑топливом».
На основе новой унмкальной технологии российский атомпром планирует перейти на новую концепцию — двухкомпонентную, что особенно важно для развития безопасной и экологичной отрасли энергетики.
Реакторы на тепловых и быстрых нейтронах смогут работать совместно, и это обеспечит возможность повторного использования отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и дожигания долгоживущих изотопов из него. Также станет реальной наработка нового топлива из оставшихся после обогащения природного урана так называемых урановых хвостов.
«В быстрых реакторах выгорает 11 % загруженного в них ядерного топлива, а в тепловых еще меньше. Остается 89 % топлива, которое называют отработавшим или облученным. Оно имеет определенную радиоактивность, но его можно и нужно снова вовлечь в процесс производства электроэнергии, что блестяще доказала на практике работа реактора БН‑800».
Из досье finobzor.ru
Бридер – реактор-размножитель/
***
По словам директора "Белоярской атомной станции" Ивана Сидорова "«Белоярская АЭС — единственная станция в мире с реакторами на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности. Причём долгожитель реактор БН‑600 успешно производит электроэнергию уже более 43 лет и готовится к продлению срока эксплуатации до 2040 года. А БН‑800, помимо производства электроэнергии, обеспечивает сегодня отработку технологии замкнутого ядерного топливного цикла в промышленных масштабах".
Проектировался этот бридер изначально под топливо МОКС, но загружался постепенно. В 2014 г. большая часть стартовых загрузок составляла обычный оксидный уран, топлива МОКС было только на 16 тепловыделяющих сборок. Бридер был изготовлен на опытном производстве объединения «Маяк» и НИИАР - «Научно-исследовательского института атомных реакторов».
Для реактора БН-800 красноярский Горно-химический комбинат (ГХК) выпускает серийное топливо. Для инъекций используется обеднённый уран, высокофононный плутоний из облученного топлива тепловых реакторов. В начале 2020 г. в реактор загрузили первые 18 тепловыделяющих сборок с топливом МОКС промышленного производства ГХК.
В американском журнале Power, одном из старейших профессиональных журналов, назвали это событие одним из главных в мире энергетики. Через год, по словам Ивана Сидорова, мы загружали более крупную партию и еще 160 тепловыделительных сборок и с тех пор при всех очередных перегрузках используем только новую топливную продукцию.
Как сообщил Иван Сидоров «в сентябре 2022 года активная зона реактора БН‑800 достигла почти полной загрузки: в ней осталось всего лишь несколько тепловыделяющих сборок с прежним урановым топливом, которым просто дали доработать положенный срок. Осенью 2023 года заменили и их».
По мнению Сидорова «у перехода БН‑800 на МОКС‑топливо есть несколько весомых плюсов.
Во-первых, экономика и промышленность нашей страны будут обеспечены чистой атомной электроэнергией на сотни лет.
Во-вторых, появится почти вечный двигатель, не требующий расходования невозобновляемых ресурсов для производства электроэнергии.
В‑третьих, ОЯТ пойдет на повторное использование. Не нужно будет обеспечивать его длительное хранение с особыми условиями.
В‑четвертых, так называемые урановые хвосты, оставшиеся после процесса обогащения урана, используют для производства электроэнергии.
Таким образом, технология, которую в СССР и России разрабатывали более 70 лет, принесет максимальную пользу и сохранит мировое лидерство нашей страны в реакторах на быстрых нейтронах».
Иван Сидоров уверен, что «теперь, когда стабильная работа на МОКС‑топливе доказана, на основе опыта эксплуатации энергоблоков Белоярской АЭС с реакторами БН‑600 и БН‑800 создается серийный энергоблок с быстрым реактором следующего поколения — БН‑1200М. Головной энергоблок этой серии будет построен на Белоярской АЭС под № 5.
Основная задача при создании реактора БН‑1200М — достижение экономических характеристик, сопоставимых с показателями серийного реактора на тепловых нейтронах ВВЭР аналогичной мощности. Эта задача успешно решается учеными, конструкторами и проектировщиками. А с учетом того, что энергоблоки с реакторами БН совместно с выработкой электрической и тепловой энергии будут производить новое топливо и минимизировать радиоактивные отходы, их эффективность оценивается еще выше».
«МОКС‑топливо называют топливом будущего потому, что реализация замкнутого ядерного топливного цикла в промышленных масштабах позволит в десятки раз увеличить топливную базу атомной энергетики России и сократить образование радиоактивных отходов, — говорит директор Белоярской АЭС Иван Сидоров. — Наш следующий шаг на пути к новой двухкомпонентной ядерной энергетике, в которой реакторы на быстрых и на тепловых нейтронах будут работать совместно, обмениваясь топливом, — сооружение энергоблока с реактором БН‑1200М. Он объединит все лучшие наработки и БН‑600, и БН‑800 и позволит в полной мере воплотить все экологические и экономические преимущества технологии реакторов на быстрых нейтронах».
Из досье finobzor.ru
МОКС‑топливо (англ. MOX — mixed oxide) — это смешанное оксидное ядерное топливо, состоящее из изотопов урана и плутония. В природном уране содержится 99,3 % урана‑238, остальное — уран‑235, используемый в топливе для реакторов на тепловых нейтронах.
***
Большая часть сырья отправляется на хранение или утилизируется как радиоактивные отходы. МОКС‑топливо позволит вовлечь в производство 238-й изотоп, что в десятки раз увеличит топливную базу атомной энергетики. Кроме того, реакторы на быстрых нейтронах, работая на МОКС‑топливе, способны нарабатывать плутоний, которого хватит, чтобы обеспечить себя и при необходимости другие реакторы новым топливом.
Производство МОКС‑топлива в промышленных масштабах для реактора БН‑800 действует на Горно-химическом комбинате в городе Железногорске Красноярского края, где сосредоточены сразу три ключевых этапа замыкания ядерного топливного цикла: хранение ОЯТ, его переработка и производство МОКС‑топлива.
На основе новой унмкальной технологии российский атомпром планирует перейти на новую концепцию — двухкомпонентную, что особенно важно для развития безопасной и экологичной отрасли энергетики.
Реакторы на тепловых и быстрых нейтронах смогут работать совместно, и это обеспечит возможность повторного использования отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и дожигания долгоживущих изотопов из него. Также станет реальной наработка нового топлива из оставшихся после обогащения природного урана так называемых урановых хвостов.
«В быстрых реакторах выгорает 11 % загруженного в них ядерного топлива, а в тепловых еще меньше. Остается 89 % топлива, которое называют отработавшим или облученным. Оно имеет определенную радиоактивность, но его можно и нужно снова вовлечь в процесс производства электроэнергии, что блестяще доказала на практике работа реактора БН‑800».
Бридер-долгожитель и бридер-инноватор
Из досье finobzor.ru
Бридер – реактор-размножитель/
***
По словам директора "Белоярской атомной станции" Ивана Сидорова "«Белоярская АЭС — единственная станция в мире с реакторами на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности. Причём долгожитель реактор БН‑600 успешно производит электроэнергию уже более 43 лет и готовится к продлению срока эксплуатации до 2040 года. А БН‑800, помимо производства электроэнергии, обеспечивает сегодня отработку технологии замкнутого ядерного топливного цикла в промышленных масштабах".
Проектировался этот бридер изначально под топливо МОКС, но загружался постепенно. В 2014 г. большая часть стартовых загрузок составляла обычный оксидный уран, топлива МОКС было только на 16 тепловыделяющих сборок. Бридер был изготовлен на опытном производстве объединения «Маяк» и НИИАР - «Научно-исследовательского института атомных реакторов».
Для реактора БН-800 красноярский Горно-химический комбинат (ГХК) выпускает серийное топливо. Для инъекций используется обеднённый уран, высокофононный плутоний из облученного топлива тепловых реакторов. В начале 2020 г. в реактор загрузили первые 18 тепловыделяющих сборок с топливом МОКС промышленного производства ГХК.
В американском журнале Power, одном из старейших профессиональных журналов, назвали это событие одним из главных в мире энергетики. Через год, по словам Ивана Сидорова, мы загружали более крупную партию и еще 160 тепловыделительных сборок и с тех пор при всех очередных перегрузках используем только новую топливную продукцию.
Как сообщил Иван Сидоров «в сентябре 2022 года активная зона реактора БН‑800 достигла почти полной загрузки: в ней осталось всего лишь несколько тепловыделяющих сборок с прежним урановым топливом, которым просто дали доработать положенный срок. Осенью 2023 года заменили и их».
По мнению Сидорова «у перехода БН‑800 на МОКС‑топливо есть несколько весомых плюсов.
Во-первых, экономика и промышленность нашей страны будут обеспечены чистой атомной электроэнергией на сотни лет.
Во-вторых, появится почти вечный двигатель, не требующий расходования невозобновляемых ресурсов для производства электроэнергии.
В‑третьих, ОЯТ пойдет на повторное использование. Не нужно будет обеспечивать его длительное хранение с особыми условиями.
В‑четвертых, так называемые урановые хвосты, оставшиеся после процесса обогащения урана, используют для производства электроэнергии.
Таким образом, технология, которую в СССР и России разрабатывали более 70 лет, принесет максимальную пользу и сохранит мировое лидерство нашей страны в реакторах на быстрых нейтронах».
Иван Сидоров уверен, что «теперь, когда стабильная работа на МОКС‑топливе доказана, на основе опыта эксплуатации энергоблоков Белоярской АЭС с реакторами БН‑600 и БН‑800 создается серийный энергоблок с быстрым реактором следующего поколения — БН‑1200М. Головной энергоблок этой серии будет построен на Белоярской АЭС под № 5.
Основная задача при создании реактора БН‑1200М — достижение экономических характеристик, сопоставимых с показателями серийного реактора на тепловых нейтронах ВВЭР аналогичной мощности. Эта задача успешно решается учеными, конструкторами и проектировщиками. А с учетом того, что энергоблоки с реакторами БН совместно с выработкой электрической и тепловой энергии будут производить новое топливо и минимизировать радиоактивные отходы, их эффективность оценивается еще выше».
«МОКС‑топливо называют топливом будущего потому, что реализация замкнутого ядерного топливного цикла в промышленных масштабах позволит в десятки раз увеличить топливную базу атомной энергетики России и сократить образование радиоактивных отходов, — говорит директор Белоярской АЭС Иван Сидоров. — Наш следующий шаг на пути к новой двухкомпонентной ядерной энергетике, в которой реакторы на быстрых и на тепловых нейтронах будут работать совместно, обмениваясь топливом, — сооружение энергоблока с реактором БН‑1200М. Он объединит все лучшие наработки и БН‑600, и БН‑800 и позволит в полной мере воплотить все экологические и экономические преимущества технологии реакторов на быстрых нейтронах».
МОКС‑топливо
Из досье finobzor.ru
МОКС‑топливо (англ. MOX — mixed oxide) — это смешанное оксидное ядерное топливо, состоящее из изотопов урана и плутония. В природном уране содержится 99,3 % урана‑238, остальное — уран‑235, используемый в топливе для реакторов на тепловых нейтронах.
***
Большая часть сырья отправляется на хранение или утилизируется как радиоактивные отходы. МОКС‑топливо позволит вовлечь в производство 238-й изотоп, что в десятки раз увеличит топливную базу атомной энергетики. Кроме того, реакторы на быстрых нейтронах, работая на МОКС‑топливе, способны нарабатывать плутоний, которого хватит, чтобы обеспечить себя и при необходимости другие реакторы новым топливом.
Производство МОКС‑топлива в промышленных масштабах для реактора БН‑800 действует на Горно-химическом комбинате в городе Железногорске Красноярского края, где сосредоточены сразу три ключевых этапа замыкания ядерного топливного цикла: хранение ОЯТ, его переработка и производство МОКС‑топлива.
- от редакции по материалам СМИ
- work.vk.com, zelengarden.ru? neftegaz.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Уйти, чтобы остаться: вернётся ли Хюндай в Россию?
Южнокорейские автомобили на дополнительную сумму в 2 млрд долл. США транзитом проходят через Казахстан и Киргизию, а затем продаются по всей России, что,...
Курск, инфляция и упадок Дальнего Востока
В.В. Путин выступил на Восточном экономическом форуме. Он заверил нас, что инфляция падает, Дальний Восток процветает, а экономика показывает небывалые темпы...
Сибирь обложила мигрантов «красными флажками». Но кто работать будет?
Кадровый вопрос губернаторов беспокоит меньше, главное — не прогневить Москву...
Вслед за Казахстаном Узбекистан продается Западу
Идёт передача стратегических активов в руки транснациональных корпораций, и это ставит экономику страны под контроль США, ЕС и Великобритании....
Путин дал понять Boeing: Титан нам самим нужен. Никель и уран — тоже
Зачем нам поставлять никель странам НАТО, если они из него делают оружие против нас же? Пусть утрутся...
Путин послал «Байкалу» сигнал, но самолет без двигателя не взлетит
Производство отечественной замены Ан-2 тормозится из-за отсутствия мотора и неверных оценок чиновников...
Пекин ставит крест на инвестициях в РФ: что будут делать автопроизводители?
Пекин рекомендовал своим автопроизводителям не вкладывать деньги в российское производство. Строительство новых заводов под отдельным запретом....
Иностранные акционеры «Русагро» не одобрили переезд в РФ: что стоит за решением?
Недавно стало известно, что зарубежные держатели акций агрохолдинга «Русагро» не согласовали процесс перерегистрации компании с кипрской юрисдикции на...
В России подводят первые итоги сбора зерна и зернобобовых
В министерстве сельского хозяйства Российской Федерации заявили, что на конец августа на территории страны было собрано практически 80 миллионов тонн зерна и...
«Летучие голландцы» с деньгами из России плывут мимо Копенгагена
Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры...
Выстоит или обвалится российская экономика?
Западные страны избегают торговли с Российской Федерацией после событий 2022 года, что, по мнению европейских экономистов, может серьезно подорвать...
Во Владивостоке приступили к серийному выпуску туристических автобусов
Компания «Соллерс» (крупный российский автомобилестроитель) сообщила о запуске новой промышленной линии сборки междугородних и комфортабельных туристических...
Пенсии под угрозой: АП планирует сократить бюджетное финансирование пенсий
Администрация президента России ищет способы оптимизации бюджета Социального фонда. Под ударом могут оказаться пенсионеры....
Российские власти будут финансировать строительство микроэлектронных заводов
Власти Российской Федерации уже в обозримом будущем планируют приступить к финансированию проектов, связанных со строительством и реконструкцией отечественных...
Энергосистема страны работает на пределе, поэтому тарифы будут расти
В XXI веке России по-прежнему светит «лампочка Ильича» — ленинский план ГОЭРЛО...
Странная война с ценами у депутатов и ФАС
Стоимость социально значимых продуктов питания предлагается регулировать, а на квадратный метр жилья законодатели почему-то не смотрят...