Есть ли жизнь после санкций?
3 019

Есть ли жизнь после санкций?

В последнее время в экспертном сообществе все чаще обсуждается вопрос о перспективах российской экономики после окончания Специальной военной операции. При наличии разнообразных прогнозов, общее настроение аналитиков нельзя назвать оптимистическим.


Любые военные действия рано или поздно заканчиваются. Противоборствующие стороны начинают жить в системе новых международных отношений, выстраиваемых с позиций победителей или побежденных, хотя имеются многочисленные примеры «замороженных» конфликтов. Пока не ясно, в каком виде будут формализованы итоги СВО, но можно предположить, как они будут воздействовать на отечественную экономику.

На данный момент российская экономика подверглась беспрецедентному количеству санкций в отношении государственных и частных структур, а также конкретных физических лиц. При любом исходе СВО инициаторы санкций останутся на стороне Украины, и санкционные нормы будут постепенно отменяться в течение десятилетий (напомним, что поправка Джонсона – Вэника 1974 года в отношении России была отменена только в 2012 году).

Эти санкции станут дополнительным фактором торможения российской экономики. Аналогичные процессы можно наблюдать и в Китае, азиатское государство сталкивается со значительными трудностями в получении доступа к новым технологиям.

Развитию экономики будет препятствовать сокращение российского экспорта в новых структурно-логистических условиях. Российские углеводороды вытесняются с рынков конкурентами, поставки по сохранившимся нефте- и газопроводам будут постепенно увеличиваться, но лишь в незначительной арифметической прогрессии. Потери инфраструктуры Украины и «Северных потоков» не будет полностью компенсированы иными цепочками поставок в условиях ограничительных барьеров. Перестройка поставок газа в формате СПГ потребует значительных инвестиций, которые повлекут значительные издержки для отрасли и могут не окупиться в условиях потенциальных санкций.

Помимо углеводородов Россия может потерять позиции на рынке сельскохозяйственной продукции (пшеница), полезных ископаемых (алмазов), металлургии (алюминий) и многого другого.

Подобное снижение не сможет компенсироваться развитием внутреннего рынка, который из-за своих небольших объемов не готов освоить весь объем или будет испытывать дискомфорт в условиях дезинфляционных процессов. Параллельные процессы укрепления рубля могут стать дополнительным фактором сокращения экспорта.

Санкционные факторы станут условием дальнейшего вытеснения России с высокотехнологичных рынков. Например, по данным Nikkei, количество заказов Роскосмоса на запуск спутников из Европы и других стран упало на 90%. Вернуться в эту нишу при наличии жесткой конкуренции со стороны других стран и частных компаний не удастся.

Взаимоотношения в мировой экономике изменились. На смену прагматизму приходит политическая целесообразность, направленная на сдерживание конкурентов. Это касается не столько России, сколько Китая, и приводит к формационной перестройке цепочки экономических отношений. Вместо традиционного направления «Восток – Запад» появляются два направления: «Запад – Запад» (США, Британское содружество, Евросоюз) и «Глобальный Юг – Север» (БРИКС).

Однако развитие торговых отношений «Глобальный Юг – Север», например, «Россия – Китай» имеет серьезные ограничения в своем развитии. По мнению экспертов, плато будет достигнуто уже в 2025 году, а затем возможно снижение товарооборота из-за стагнации российской экономики.

Ситуация в промышленности также выглядит противоречиво. Уход с российского рынка крупных иностранных инвесторов в промышленной сфере не может быть компенсирован китайскими или индийскими инвесторами. После окончания СВО встанет вопрос о том, что делать с реинкарнированным ВПК, поскольку доступ России на международный рынок оружия будет закрыт, особенно для тех видов вооружений, которые успешно проявили себя в условиях боевых действий.

Отдельной темой являются вопросы возврата замороженных российских активов, а также выплаты компенсаций, репараций и контрибуций.

Конечно, Россия не будет полностью вычеркнута из мировой экономики и финансовой сферы. Продолжаются поставки углеводородов, иных полезных ископаемых, пшеницы и других товаров. Перестройка экономики в условиях санкций дала значительный толчок внутреннему производству и восстановлению ряда отраслей промышленности. Необходимость преодоления дефицита кадров с необходимостью потребует технологических и станкоинструментальных инноваций. Поэтому для российского правительства основной задачей становится геоэкономическое прогнозирование, когда принятие решений «на опережение» должно сочетаться с оперативными ответами на сиюминутные вызовы со стороны недружественных стран и конкурентов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас