
Борьба за уголь: в центре внимания полуостров Тамань
На Тамани, местности известной своими виноградниками и добывающими нефть вышками, уже несколько месяцев продолжается интенсивные разногласия. На этот раз спор не касается цены на алкоголь, а сконцентрирован вокруг стоимости перегрузки угля.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Мертворожденный»: в «Газпроме» признали крах проекта газового хаба с Турцией, закрыв вопрос навсегда
Геополитическая обстановка заставила признать то, что было изначально заметно, и что отказывались принимать как реальность....

Крупнейший НПЗ России прекратил прием сырой нефти, ожидается глобальная цепная реакция
В России слишком мало хранилищ для запасов нефтепродуктов, что играет на руку врагу....

Первый шаг к отмене пенсий? В Госдуме посоветовали пенсионерам стать «самостоятельными» и обеспечивать себя
Подобные высказывания народных избранников – не что иное как замаскированный сигнал о финансовых проблемах....

Российская делегация привезла с собой на Аляску чемоданы долларов
Госсекретарь США выдал публике неприглядную изнанку короткого визита главы державы на Аляску....

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

В США выпускников лучших вузов массово выставляют за дверь
Одни из лучших специалистов остаются без работы и это становится массовым явлением. Им приходится бороться за выживание....

Правительство РФ резко увеличит число мест в СИЗО. Для кого готовят?
Планируется масштабное расширение вместимости мест для содержания временно задержанных и арестованных. Выделены огромные бюджетные средства....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

Конец США, Канаде и Бразилии: энергетический пафос Трампа угодил в ловушку ОПЕК+
Вашингтон не получит своего профита даже при всем давлении, которое он оказывает на любые независимые страны и объединения....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

130 млрд на дорогу будущего: как Ленский мост изменит жизнь в Якутии
Четыре десятилетия мечтаний — и вот первая свая вбита. Ленский мост обещает не просто соединить берега Лены, а изменить будущее всего региона....

«Маяк» для вывода средств: в РФ выявили крупных пособников киевского режима
В Крыму выявили масштабную мошенническую сеть, которая выводила огромные средства на Украину. СМИ рассказали о семье пособников Киева...

Нефтяная сделка на Аляске: в СМИ раскрыли предмет торга Трампа и Путина
В день переговоров с Трампом президент РФ Владимир Путин создал условия возвращения в Россию американской корпорации...

Пенсионная реформа-2: нас ждет отказ от пенсий?
Заявление знаменитой фигуристки, а ныне депутата Госдумы от «Единой России» Родниной о жизни пожилых людей, шокировало россиян...

Азербайджану дорого обходится попытка сменить хозяина
Идет попытка со стороны Баку снизить давление со стороны Лондона и сменить Вritish Petroleum на Exxon Mobil....

В Латвии стараются спасти умирающий без русских туристов ресторанный бизнес
Оголтелая русофобия литовской элиты уничтожила некогда прибыльный сектор и повесила его на шею бюджету....