Борьба за уголь: в центре внимания полуостров Тамань
На Тамани, местности известной своими виноградниками и добывающими нефть вышками, уже несколько месяцев продолжается интенсивные разногласия. На этот раз спор не касается цены на алкоголь, а сконцентрирован вокруг стоимости перегрузки угля.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
За сломанную турбину Шольца счет выставили Газпрому
Австрийская OMV хочет взыскать с российской компании 230 миллионов евро за недопоставки газа...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Подруга Собчак пытается замять скандал с винзаводом в Севастополе
Фирма клянётся снять с продажи всё вино с русофобскими этикетками. Цинизм ситуации - прославлять британцев, когда их ракеты бомбят Крым!...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Американский бандитизм 90-х в Арктике подошёл к концу
Россия скоро получит права на 70% шельфа с возможностью добычи нефти и газа....
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...