Борьба за уголь: в центре внимания полуостров Тамань
На Тамани, местности известной своими виноградниками и добывающими нефть вышками, уже несколько месяцев продолжается интенсивные разногласия. На этот раз спор не касается цены на алкоголь, а сконцентрирован вокруг стоимости перегрузки угля.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
В сердце конфликта находятся угольные производители и управляющие «ОТЭКО», которые, по мнению первых, завышают тарифы за услуги перегрузки. Из-за разногласий экспорт угля из России с января по июль 2024 года снизился на 17 % по сравнению с предыдущими годовыми показателями.
Что же происходит?
В январе компании и посредники снизили на половину объемы перевозки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, возражая против заявленной завышенной цены на услуги. В управлении «ОТЭКО» уверены, что их тарифы вполне обоснованы, однако инсайдеры рассказали «Коммерсанту» о сговорчивом давлении со стороны угольных производителей на независимые терминалы. Согласно мнению специалистов, возможным решением ситуации могло бы стать заключение контрактов типа ship-or-pay с гарантированными объемами от отправителей груза. Угольные компании и трейдеры сократили объемы перегрузки через терминал «ОТЭКО» в Тамани, стремясь к снижению тарифов, по данным источников из бизнес-сферы. Согласно данным Kpler, в январе экспортируемый объем через Тамань составил 548 тысяч тонн, что на 53 % меньше чем в декабре и на 76 % меньше чем в январе 2023 года.
ОТЭКО – самый крупный угольный терминал в России. Расположенный на Тамани, он способен перегружать до 50 миллионов тонн угля ежегодно. Однако, по мнению угольщиков, стоимость перегрузки в «ОТЭКО» стала чрезмерно высокой. В январе 2024 года тарифы «ОТЭКО» могли достигать $38 за тонну, в то время как цены на других терминалах значительно ниже – в порту Новороссийска перегрузка угля обходилась в $14, в порту Туапсе – $15, в порту Таганрог – $11. В апреле «ОТЭКО» объявил о снижении тарифа до $18 за тонну, который действует до июля. Благодаря этому в мае грузовладельцы возобновили перевозку своей продукции в сторону Тамани. По данным Kpler, загрузка угля на суда на терминале «ОТЭКО» в этом месяце составила 337 тыс. тонн, в июне – почти 700 тыс. тонн.
Снижение цен на рынке
Уменьшение объемов поставок угля в первой половине текущего календарного года связано с падением цен на глобальных рынках, ограничениями на поставки в терминал компании «ОТЭКО» на Тамани, и введением экспортной курсовой пошлины на топливо (ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4 %, при 85–90 руб. за доллар – 4,5 %, при 90–95 руб. за доллар – 5,5%, при 95 руб. за доллар и выше – 7%), которая была первоначально введена в октябре прошлого года, отменена в январе, возобновлена в марте (планировалось действовать до 28 февраля 2025 года) и опять приостановлена в мае до 31 августа.
В начале 2024 года цена за уголь в южных портах составляла $90–92 за тонну, к июлю примерно $67 за тонну на базисе FOB Черного моря, сообщают эксперты отрасли. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше – цена на уголь на базисе FOB Восточный колеблется в районе $90 за тонну, в начале года – до $105 за тонну. Среди факторов, влияющих на падение экспорта угля в первой половине 2024 года, также можно назвать удорожание морской логистики из-за милитаристской активности в Красном море.
Чего ожидать угольным компаниям?
По мнению специалистов в угольной отрасли, к концу года ожидать «никаких улучшений» в росте цен на уголь не стоит. Цены могут немного понизиться, но они уже не упадут значительно, так как нет большого пространства для этого. Остаться на текущем уровне они могут ещё примерно полтора года. Повышению цен на газ может способствовать восстановлению: цена должна достичь более $500 за 1 тыс. куб. м для заметного увеличения цен на уголь. Пока такой перспективы нет, так как европейский промышленный спрос значительно снизился – в этих условиях предложение избыточно.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Русская ответка» стоимостью в 1 миллиард евро полетела к Shell
Генпрокуратура создает базу для наказания британо-нидерландского нефтегазового гиганта...
Время буржуек? Чиновники советуют россиянам согреваться самостоятельно
Больше рассчитывать на себя посоветовал местным жителям, пострадавшим от перебоев со светом, начальник управления энергетики и газификации министерства ЖКХ...
Торговая война с Казахстаном: что стоит за запретом на ввоз с/х продукции?
Россельхознадзор ввёл временные ограничения на ввоз в Россию из Казахстана некоторых видов продукции. Казахская сторона пока никак не отреагировала на запреты....
Паника на валютном рынке: в Минфине резко призвал вкладываться в золото
Заместитель Минфина Алексей Моисеев озвучил риски хранения средств в иностранной валюты и посоветовали покупать золото...
Максим Орешкин назвал причину нехватки рабочей силы в России
Заместитель главы администрации президента Российской Федерации Максим Орешкин на форуме «Производительность 360» рассказал о том, почему в нашей стране...
Встречайте – русский «Пилигрим»: Атомный монстр даст газу в Арктике
«Газпром» и «Курчатовский институт» поддержали проект, который кажется для нынешней России абсолютной фантастикой...
Неожиданное заявление от Всемирного банка: ВВП России растёт как на дрожжах
Улучшение прогноза роста российского ВВП от Всемирного банка стало трендом. Это третье повышение предполагаемого роста экономики РФ за год....
Развитие российского рынка низкоорбитальной спутниковой связи
В условиях активной космической гонки, государства и частные компании по всему миру создают и развивают свои низкоорбитальные спутниковые группировки. Россия,...
Российский «убийца» Starlink: в РФ вложили 400 млрд на спутниковый интернет
В РФ инвестируют более 400 млрд рублей в строительство аппаратов и инфраструктуры низкоорбитальной спутниковой группировки скоростного доступа в интернет...
Газопровод «Сила Сибири - 2»: «темная лошадка» на рынке СПГ
Согласно прогнозам, к 2030 году глобальный рынок сжиженного природного газа (СПГ) столкнется с переизбытком, что негативно отразится на многих экспортных...
Карасёв: «Немецкая машина» – это теперь Россия, а не ФРГ
«Расчеты там, что в 25 году у них там что-то будет с экономикой, неверны. Пишут всякие там либеральные типа экономисты. Как они достали уже, честное слово. То...
В Siemens заявили о бессмысленности инвестировать в Германию
Экономический климат в Германии ухудшается. Инвестировать в ФРГ стало бессмысленным занятием. Об этом в ходе открытого заседания комитета по финансам...
Эксперты бьют тревогу: инфляция обрушится на рынок РФ новыми «рекордами»
Финансовый аналитик Александр Разуваев рассказал о возможном росте цен в 15 % на продукты к Новому году...
Жёсткие меры против мигрантов: Урал блокирует целый ряд профессий приезжим
На Урале рассматривается предложение о запрете мигрантам работать по патентам в сфере общественного транспорта и такси...
Россия наращивает уровень экспорта: итоги и перспективы
На форуме «Сделано в России» премьер-министр РФ Михаил Мишустин поделился позитивными новостями о состоянии внешней торговли России. Прежде всего, он отметил,...
Открыт участок трассы «Новороссия» – часть сухопутного маршрута в Крым
Марат Хуснуллин дал старт отремонтированному участку трассы «Новороссия». Машиностроители ДНР планируют возродить производство тоннелепроходческих комплексов в...