Новая эра в Иране: Масуд Пезешкиан и его экономические вызовы
1 650

Новая эра в Иране: Масуд Пезешкиан и его экономические вызовы

Масуд Пезешкиан, 69-летний кардиохирург, известный своим желанием возродить ядерную сделку с Западом, стал новым президентом Ирана. Его избрание на внеочередных выборах подчеркнуло серьезные проблемы, стоящие перед клерикальным руководством страны. Пезешкиан, занимавший пост министра здравоохранения при реформаторе Мохаммаде Хатами, вступает в должность в непростое время, когда Иран сталкивается с трудностями как внутри страны, так и на международной арене. С чем придется столкнуться в экономике страны новому президенту?


Нефтяные деньги – бальзам на рану?

Несмотря на западные санкции, Иран продолжает экспортировать нефть, приносящую стране более 35 миллиардов долларов в год. Министр нефти Джавад Оуджи подчеркивает, что «враги Ирана» не смогли остановить экспорт нефти, и страна продает ее с минимальными скидками. Эти доходы жизненно важны для Тегерана, поскольку население страдает от последствий санкций: падения риала, роста цен и инфляции, которая достигает 40 %. Нынешняя напряженность в отношениях с Израилем усилила давление на иранскую валюту. За последние месяцы он потерял четверть своей стоимости, что приводит к росту цен, так как Иран импортирует большое количество товаров. Помимо этого, многие товары, производимые в стране, также включают импортные компоненты.

Экономика Ирана – заложник нефти и коррупции. Страна в значительной степени зависит от экспорта нефти, большая часть которой идет в Китай, минимизируя влияние западных санкций. Однако высокие цены на нефть, которые могут расти из-за ужесточения санкций против Ирана, могут также спровоцировать дальнейший рост инфляции во всем мире.

Коррупционная составляющая

Прозрачность – не сильная сторона Иранской экономики. Огромные суммы денег уходят в различные структуры, контролируемые шиитскими властями. Иран занимает 149-е место из 180 в индексе восприятия коррупции Transparency International, в то время как Германия находится на 9-м, а США – на 24-м.

Особенно сложно оценить роль Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и религиозных фондов, контролирующих ключевые секторы иранской экономики. Они не платят налогов, не обязаны предоставлять финансовую отчетность и подчиняются только аятолле Али Хаменеи.

Иранская экономика страдает от смешения политики и экономики, что способствует коррупции и патронажу, отмечают аналитики. Несмотря на стабилизацию доходов от экспорта нефти, Иран не является экономическим тяжеловесом.

Парламент Ирана, в котором доминируют сторонники жесткой линии, сорвал предыдущие попытки восстановить ядерное соглашение 2015 года и категорически против изменений в банковском законодательстве, которые должны соответствовать стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Пезешкиан сталкивается с нелегкой задачей. Он должен решить сложные проблемы иранской экономики.

Во время своей предвыборной кампании Пезешкиан обещал бороться с высокой инфляцией, добиваться ослабления санкций и возобновить разорванное ядерное соглашение с мировыми державами. Он окружил себя умеренными реформистами из внешнеполитической команды экс-президента Хасана Рухани, включая бывшего министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас