Россиянам показали первый отечественный вездеход на водороде
Инженеры МФТИ представили на форуме «Иннопром – 2024» в Екатеринбурге первый российский вездеход «Русак К-10» на водороде.
Водородное топливо вместо дизеля – это не фантастика, а реальность. И такой вездеход уже существует в России. Инженеры Института арктических технологий МФТИ во главе с директором Юрием Васильевым представили на технологическом форуме «Иннопром – 2024» в Екатеринбурге первый российский вездеход «Русак К-10» на водороде и водородную заправочную станцию.
Внедорожник создали ученые МФТИ совместно с компаниями «Вездеходы для севера», «Кубо» и «Гидроджен Энерджи». Машина способна работать в экстремальных условиях Крайнего Севера, в том числе при очень низких температурах.
«Русак К-10» – это пятиосная машина массой 12,5 тонны, способная набирать скорость до 60 км/ч, перевозить восемь пассажиров и 2,5 тонны груза. Вездеход работает на энергетической установке на топливных элементах, в которых используется чистый водород. Машина может спокойно проезжать до 400-500 км без дозаправки.
В основе работы вездехода – водородный топливный элемент мощностью около 120 кВт, который получает водород из шести баллонов суммарным объемом 1200 литров. Данная система питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов, а они обеспечивают энергоснабжение синхронных электродвигателей мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
Водородный вездеход разработали как пилотный экземпляр специально для научно-исследовательской станции «Снежинка», что находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Инновационная водородная установка промышленного внедорожника преобразует химическую энергию водорода в электрическую энергию. В отличие от обычного дизеля, батарея на водородном топливе способна работать в сильнейший мороз.
После процедуры сертификации машина пройдет тест-драйв на Ямале. Там же инженеры протестируют работу водородной заправки.
На своем стенде в рамках выставки «Иннопром – 2024» московский физтех также представил водородный коптер, электрический сноубайк, компрессоры, систему хранения водорода.
К слову, водородные автомобили являются многообещающим дополнением к двигателям внутреннего сгорания и электромобилям для личного и коммерческого использования. Первый двигатель внутреннего сгорания работал как раз не на бензине, а на смеси водорода и кислорода в 1806 году. Швейцарский инженер Франсуа Исаак де Риваз содержал газообразный водород в баллоне и использовал для зажигания электрический стартер Вольта.
В 1900-е годы водород уступает место бензину. В то время как эксперименты с водородными транспортными средствами продолжались на протяжении всего двадцатого века, бензиновые двигатели внутреннего сгорания доминировали в автомобильной промышленности. Тем не менее, водородные инновации развивались.
В 1933 году родился новый водородный автомобиль. Норвежская энергетическая компания Norsk Hydro разработала грузовик с водородным двигателем, в котором использовался ДВС, приводимый в движение водородом, извлеченным из установки риформинга аммиака.
В 1939 году британский инженер Фрэнсис Т. Бэкон разработал топливный элемент мощностью пять киловатт, первый массовый топливный элемент двадцатого века. Однако Бэкону потребовалось еще двадцать лет, чтобы усовершенствовать свою конструкцию до такой степени, что элемент мог бы питать сварочный аппарат.
В 1941 году Россия переоборудовала 200 грузовиков с бензиновым двигателем для работы на водороде. Водород сгорал чище и работал дольше, чем бензин, которого не хватало из-за нехватки топлива во время Второй мировой войны.
В 1966 году компания General Motors Electrovan, создала один из первых электромобилей на топливных элементах (FCEV), использовав топливный элемент, сочетающий в себе жидкий кислород и переохлажденный жидкий водород. Это нововведение стало первым шагом на пути к использованию сжатого водорода и кислорода, полученных из окружающего воздуха.
Обеспокоенность по поводу загрязнения воздуха и нехватки топлива стимулировала инновации в области чистой энергетики. В то время как автомобили на водородных топливных элементах были в основном разовыми демонстрациями, несколько производителей автомобилей экспериментировали с FCEV и создали системы хранения водорода.
В 1980-е годы военно-морской флот начал изучать использование топливных элементов на подводных лодках, чтобы применять их эффективные и скрытные эксплуатационные качества. Подводные лодки, работающие на топливных элементах, могут оставаться незамеченными под водой до трех недель.
В 1998 году Исландия объявила о своем плане создания водородной экономики. Исландия планировала в течение десяти лет перевести весь свой общественный транспорт на автомобили на топливных элементах.
В 1999 году в Германии открылась первая коммерческая водородная станция для грузовых и легковых автомобилей. Тем временем компания Daimler Chrysler представила свой автомобиль на жидком водороде NECAR 4, получивший восторженные отзывы критиков.
С началом нового тысячелетия стали проявляться опасения по поводу выбросов, эффективности и энергетической безопасности. Повышенное внимание к снижению зависимости от ископаемого топлива стало катализатором пересмотра разработки топливных элементов как устойчивого источника энергии.
Общественный транспорт, работающий на водороде, становится глобальным. В 2018 году Норвегия, Китай и некоторые части Великобритании начали использовать автобусы на топливных элементах и другие транспортные средства, работающие на водороде. Кроме того, начали распространяться водородные установки, что позволило таким странам, как Австралия, производить и экспортировать водородное топливо.
Стремление к отказу от ископаемого топлива снова вызвало интерес к технологии водородных топливных элементов. Это побудило производителей автомобилей, таких как Toyota и Hyundai BMW, разработать и выпустить автомобили на водородных топливных элементах.
По состоянию на февраль 2023 года на открытых дорогах находилось 56 тысяч пассажирских электромобилей FCEV. Эти марки и модели (доступны на некоторых рынках) включают: Тойота Мирай (выпущена в 2014 году), Hyundai Nexo (выпущен в 2018 году), Honda FCX Clarity (выпускалась с 2016 по 2021 год). Кроме того, в разработке находятся новые водородные автомобили: БМВ IX5, Хонда CR-V FCEV.
Для того, чтобы промышленные и потребительские автомобили с водородным двигателем стали пригодными для крупномасштабного распространения, может потребоваться больше времени. В первую очередь из-за ограничений инфраструктуры. В 2023 году по всему миру было продано всего 14 451 автомобилей на водородном топливе.
Россия стремится поддерживать мировую «зеленую» повестку и в условиях санкций старается добиться независимости от зарубежной техники, а отечественные ученые и инженеры всячески поддерживают инициативы и успешно воплощают задуманное в жизнь.
Водородное топливо вместо дизеля – это не фантастика, а реальность. И такой вездеход уже существует в России. Инженеры Института арктических технологий МФТИ во главе с директором Юрием Васильевым представили на технологическом форуме «Иннопром – 2024» в Екатеринбурге первый российский вездеход «Русак К-10» на водороде и водородную заправочную станцию.
Внедорожник создали ученые МФТИ совместно с компаниями «Вездеходы для севера», «Кубо» и «Гидроджен Энерджи». Машина способна работать в экстремальных условиях Крайнего Севера, в том числе при очень низких температурах.
«Русак К-10» – это пятиосная машина массой 12,5 тонны, способная набирать скорость до 60 км/ч, перевозить восемь пассажиров и 2,5 тонны груза. Вездеход работает на энергетической установке на топливных элементах, в которых используется чистый водород. Машина может спокойно проезжать до 400-500 км без дозаправки.
В основе работы вездехода – водородный топливный элемент мощностью около 120 кВт, который получает водород из шести баллонов суммарным объемом 1200 литров. Данная система питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов, а они обеспечивают энергоснабжение синхронных электродвигателей мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
Водородный вездеход разработали как пилотный экземпляр специально для научно-исследовательской станции «Снежинка», что находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Инновационная водородная установка промышленного внедорожника преобразует химическую энергию водорода в электрическую энергию. В отличие от обычного дизеля, батарея на водородном топливе способна работать в сильнейший мороз.
После процедуры сертификации машина пройдет тест-драйв на Ямале. Там же инженеры протестируют работу водородной заправки.
На своем стенде в рамках выставки «Иннопром – 2024» московский физтех также представил водородный коптер, электрический сноубайк, компрессоры, систему хранения водорода.
К слову, водородные автомобили являются многообещающим дополнением к двигателям внутреннего сгорания и электромобилям для личного и коммерческого использования. Первый двигатель внутреннего сгорания работал как раз не на бензине, а на смеси водорода и кислорода в 1806 году. Швейцарский инженер Франсуа Исаак де Риваз содержал газообразный водород в баллоне и использовал для зажигания электрический стартер Вольта.
В 1900-е годы водород уступает место бензину. В то время как эксперименты с водородными транспортными средствами продолжались на протяжении всего двадцатого века, бензиновые двигатели внутреннего сгорания доминировали в автомобильной промышленности. Тем не менее, водородные инновации развивались.
В 1933 году родился новый водородный автомобиль. Норвежская энергетическая компания Norsk Hydro разработала грузовик с водородным двигателем, в котором использовался ДВС, приводимый в движение водородом, извлеченным из установки риформинга аммиака.
В 1939 году британский инженер Фрэнсис Т. Бэкон разработал топливный элемент мощностью пять киловатт, первый массовый топливный элемент двадцатого века. Однако Бэкону потребовалось еще двадцать лет, чтобы усовершенствовать свою конструкцию до такой степени, что элемент мог бы питать сварочный аппарат.
В 1941 году Россия переоборудовала 200 грузовиков с бензиновым двигателем для работы на водороде. Водород сгорал чище и работал дольше, чем бензин, которого не хватало из-за нехватки топлива во время Второй мировой войны.
В 1966 году компания General Motors Electrovan, создала один из первых электромобилей на топливных элементах (FCEV), использовав топливный элемент, сочетающий в себе жидкий кислород и переохлажденный жидкий водород. Это нововведение стало первым шагом на пути к использованию сжатого водорода и кислорода, полученных из окружающего воздуха.
Обеспокоенность по поводу загрязнения воздуха и нехватки топлива стимулировала инновации в области чистой энергетики. В то время как автомобили на водородных топливных элементах были в основном разовыми демонстрациями, несколько производителей автомобилей экспериментировали с FCEV и создали системы хранения водорода.
В 1980-е годы военно-морской флот начал изучать использование топливных элементов на подводных лодках, чтобы применять их эффективные и скрытные эксплуатационные качества. Подводные лодки, работающие на топливных элементах, могут оставаться незамеченными под водой до трех недель.
В 1998 году Исландия объявила о своем плане создания водородной экономики. Исландия планировала в течение десяти лет перевести весь свой общественный транспорт на автомобили на топливных элементах.
В 1999 году в Германии открылась первая коммерческая водородная станция для грузовых и легковых автомобилей. Тем временем компания Daimler Chrysler представила свой автомобиль на жидком водороде NECAR 4, получивший восторженные отзывы критиков.
С началом нового тысячелетия стали проявляться опасения по поводу выбросов, эффективности и энергетической безопасности. Повышенное внимание к снижению зависимости от ископаемого топлива стало катализатором пересмотра разработки топливных элементов как устойчивого источника энергии.
Общественный транспорт, работающий на водороде, становится глобальным. В 2018 году Норвегия, Китай и некоторые части Великобритании начали использовать автобусы на топливных элементах и другие транспортные средства, работающие на водороде. Кроме того, начали распространяться водородные установки, что позволило таким странам, как Австралия, производить и экспортировать водородное топливо.
Стремление к отказу от ископаемого топлива снова вызвало интерес к технологии водородных топливных элементов. Это побудило производителей автомобилей, таких как Toyota и Hyundai BMW, разработать и выпустить автомобили на водородных топливных элементах.
По состоянию на февраль 2023 года на открытых дорогах находилось 56 тысяч пассажирских электромобилей FCEV. Эти марки и модели (доступны на некоторых рынках) включают: Тойота Мирай (выпущена в 2014 году), Hyundai Nexo (выпущен в 2018 году), Honda FCX Clarity (выпускалась с 2016 по 2021 год). Кроме того, в разработке находятся новые водородные автомобили: БМВ IX5, Хонда CR-V FCEV.
Для того, чтобы промышленные и потребительские автомобили с водородным двигателем стали пригодными для крупномасштабного распространения, может потребоваться больше времени. В первую очередь из-за ограничений инфраструктуры. В 2023 году по всему миру было продано всего 14 451 автомобилей на водородном топливе.
Россия стремится поддерживать мировую «зеленую» повестку и в условиях санкций старается добиться независимости от зарубежной техники, а отечественные ученые и инженеры всячески поддерживают инициативы и успешно воплощают задуманное в жизнь.
- Роман Земляков
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Новый дизайн купюр в 1000 и 5000 рублей
Банк России анонсировал важные изменения в дизайне российских банкнот, о которых уже активно обсуждают в обществе. Жителям страны предоставлена уникальная...
«Ростех» в сомнениях: кто виноват в прекращении экспорта высоких технологий?
Глава государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов в своем недавнем заявлении выразил обеспокоенность по поводу возможного прекращения экспорта...
«Туркменгаз» приостановил поставки газа в Россию: причины и последствия
На пресс-конференции по итогам Международной конференции «Нефть и газ Туркмении – 2024» глава компании «Туркменгаз» Максат Бабаев сообщил, что поставки газа в...
В Якутии стартовало строительство Ленского моста
В Якутии (Республика Саха) начали строить Ленский мост, о чем сообщили на официальном сайте переправы. Подобные сооружения в условиях вечной мерзлоты еще не...
Запрет на установку пластиковых окон в РФ: причины появления фейка
В последние дни социальные сети и новостные ленты заполнились сенсационными сообщениями о том, что с 1 ноября 2023 года в России может быть введен запрет на...
Чем грозит антироссийский демарш основателя Linux
Основатель ОС Линус Торвальдс в весьма оскорбительном тоне поддержал исключение 11 российских программистов, привлеченных для разработки ядра Linux...
Финляндия конфискует имущество России на миллиарды долларов по указке Киева
Окружной суд Хельсинки удовлетворил ходатайство «Нафтогаза Украины» и наложил арест на ряд объектов недвижимости принадлежащие России...
Самая большая проблема США не в том, что там десятки триллионов долга
Когда Штаты упрутся в потолок, на самом деле не знает никто...
Один клик «мышки», и деньги Запада в России поменяют владельца
Американские и европейские пенсионные фонды первыми почувствуют смысл фразы «на войне как войне»...
Ровно 70 лет назад Киев «заморозил» железнодорожные проекты в Крыму
В октябре 1954 года «прохрущевское» руководство Украины и Крыма приняло решение прекратить работы по сооружению железной дороги вдоль южного берега...
Зарплата за полгода — и новая машина. Россия это может, но не хочет
В Китае и Индии с 300 тысячами рублей новую машину можно повыбирать, а у нас таких нет в природе...
«Ашан» спустя 22 года уходит из России
К политике уход французов отношения не имеет — конкурентную борьбу семья Мюлье с треском проиграла...
В Донецке ржавая вода из кранов, дома не отапливаются
Что там нефтедоллары, в Донецке придумали, как ржавую струйку из крана превратить в «золотой поток»....
Россия не самодостаточна в ресурсах: скрытые уязвимости
Россия традиционно ассоциируется с изобилием природных ресурсов, таких как нефть и газ. Однако за блестящей оболочкой экспорта скрывается множество проблем,...
Шоковая терапия автовладельцев: эксперты назвали, что ждет водителя в 2025г
Автоэксперт «Автостата» Игорь Моржаретто сделал прогноз роста расходов на автомобили в 2025 году. Среди причин увеличение цен на ТО, штрафы и инфляция...
Миграция в Европу: Евротитаник встретил свой айсберг
Бизнес радуется притоку дешевой рабочей силы на рынок труда, умножающей его прибыли. Миграционное насилие над Европой лишь верхушка айсберга, в который упёрся...