
«Северсталь» завершила поставку биметалла для нового атомного ледокола «Россия»
Компания «Северсталь» успешно окончила доставку 101 листа проката биметаллической компоновки, предназначенного для ввода в строй крупнейшего в мире ледокола с ядерной энергетической установкой. Доставка металла была выполнена в период с 2022 по 2024 год, и в июле 2024 года завершились все контрактные обязательства, что стало значимым вкладом в развитие российского атомного флота.
О проекте и характеристиках биметалла
В рамках данного проекта «Северсталь» изготовила и доставила 1363 тонны биметаллического проката. Все листы предназначены для защиты от ледовой нагрузки носа корпуса ледокола «Россия», который относится к проекту 10510 «ЛК-120Я», шифр «Лидер». Биметаллический материал будет использоваться для создания ледовой защиты судна, известной как ледовый пояс. Эта укрепленная в нижней части область корпуса судна, которым он ломает лед, поможет ему успешно преодолевать полярные условия судоходства.
Для защиты внешнего слоя листов во время перевозки разработчики внедрили оригинальную схему погрузки, включающую плоские площадки с уникальным крепежом. Специальные прослойки из резины были установлены в промежутках между листовым металлом, что обеспечивало отсутствие механических повреждений между ними. Кроме того, использовались специальным образом обработанные фанерные прокладки, препятствующие поступлению влаги и полностью закрывающие внешние стороны проката. Эти меры обеспечили успешную доставку продукции.
Процесс контроля первых образцов металла проходил с участием специалистов ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» из Санкт-Петербурга. Контроль за производственным процессом осуществлялся «Российским морским регистром судоходства» (РМРС), что дополнительно подтверждало высокие стандарты качества.
Ранее лишь один ледокол, «50 лет Победы», спущенный на воду в 1993 году, использовал аналогичный цельную ледовую защиту с применением биметаллических технологий. Данный ледокол подтвердил преимущества такой конструкции, продемонстрировав свою эффективную прочность при использовании в сложных реалиях Арктики. Листы проката для него были также произведены на «Череповецком металлургическом комбинате», который входит в состав «Северстали».
Как изготовляли спецметалл для ледокола?
Вся партия биметаллического проката изготовлялась на мощностях листопрокатного цеха компании «Северсталь», расположенном под Санкт-Петербургом. Для обработки и создания биметаллов был использован инновационный метод проката металла пакетом. Этот метод включает в себя комбинацию судовой стали марки PCE500W в качестве основы с плакирующим слоем из легированной нержавейки, что придает материалу уникальные свойства для эксплуатационной нагрузки.
Процесс изготовления включает последовательные этапы: готовый прокат подрезается до необходимых параметров, затем подвергаются обработке струей дроби под высоким давлением и обрабатываются грунтовкой. Доставка материалов осуществлялась в три этапа, что свидетельствует о высоком уровне организации производственного процесса.
На производстве «Северстали» были внесены значительные изменения в технологический процесс для выполнения заказов на высококачественные металлические листы, которые отвечают всем современным требованиям. Компания акцентировала внимание на строгих допусках по планшетности по всей длине изделия, а также на высоких характеристиках поверхностной обработки, соответствующих уровню Sa 2-2,5. Важно отметить, что толщина слоя нержавеющей стали не должна превышать 1 мм.
Преимущества биметаллического проката
Если рассматривать эксплуатационные характеристики, то биметаллический прокат от «Северстали» демонстрирует уникальные свойства. Благодаря слоистой структуре, он сочетает в себе прочность и устойчивость к коррозии. Это решение не только оптимизирует использование дорогостоящих материалов, но и является экономически выгодным, позволяя в будущем снизить затраты для потребителей.
Кроме того, данный биметалл может эффективно заменять импортные нержавеющие стали, что является важным аспектом в условиях глобальной экономической ситуации и санкционного давления. На данный момент «Северсталь» является единственной компанией в мире, которая использует две из трех технологий производства биметаллических пакетов: метод электрошлаковой наплавки и новый метод проката пакетом, внедренный на технико-производственной площадке в городе Колпино.
Характеристики уникального ледокола
Общий объем поставок «Северстали», включая судосталь и биметаллический прокат, составил порядка 15 тысяч тонн. Новый ледокол «Россия», длиной 210 метров, шириной 47 метров и осадкой 13 метров, будет оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Общая мощность энергетической установки судна составит 120 МВт, что позволит ледоколу успешно штурмовать ледяной покров толщиной больше 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине ледового покрова в 2 метра скорость судна достигнет показателя в 12 узлов.
В воде глубиной не менее 50 метров и при состоянии моря не выше 2 баллов ледокол сможет эффективно работать, преодолевая сплошной ровный лед толщиной до 4,31 метра на скорости 1,5-2 узла с полной мощностью.
Ледокол будет легко оставлять за собой проход во льдах шириной около 50 метров, что значительно облегчит круглогодичную навигацию судов крупного тоннажа и газовозов ледового класса Arc7. Это особенно важно для освоения Северного морского пути, который сыграет ключевую роль в международной торговле.
Россия является единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота, включающего 41 ледокол, из которых 34 – дизель-электрические и 7 – атомные. Суммарная мощность ледокольного флота достигает почти 700 МВт. Ледоколы нового поколения, такие как «Арктика», «Урал» и «Сибирь» (проект 22220), обладают мощностью 60 МВт каждый и обеспечивают проведение судов по Северному морскому пути.
Вклад в развитие атомного флота
Реализация этого проекта имеет важное значение для укрепления позиций России в области атомного судостроения. Проект «Россия» не только символизирует технологический прогресс, но и способствует улучшению береговой и морской инфраструктуры в Арктическом регионе, что является стратегически значимым для страны.
Атомные ледоколы, такие как «Россия», играют ключевую роль в обеспечении навигации и открытии новых маршрутов, что в свою очередь влияет на экономическое развитие региона и расширение геополитических возможностей.
С завершением поставок необходимого металла для атомного ледокола «Россия», «Северсталь» сделала значительный шаг вперед в области металлургии и судостроения. Эти события подтверждают высокий уровень технологических решений компании и ее приверженность к качеству и инновациям. В дальнейшей работе компания планирует продолжить использование современных технологий для создания надежных и эффективных решений, соответствующих требованиям для работы в экстремальных арктических условиях.
О проекте и характеристиках биметалла
В рамках данного проекта «Северсталь» изготовила и доставила 1363 тонны биметаллического проката. Все листы предназначены для защиты от ледовой нагрузки носа корпуса ледокола «Россия», который относится к проекту 10510 «ЛК-120Я», шифр «Лидер». Биметаллический материал будет использоваться для создания ледовой защиты судна, известной как ледовый пояс. Эта укрепленная в нижней части область корпуса судна, которым он ломает лед, поможет ему успешно преодолевать полярные условия судоходства.
Для защиты внешнего слоя листов во время перевозки разработчики внедрили оригинальную схему погрузки, включающую плоские площадки с уникальным крепежом. Специальные прослойки из резины были установлены в промежутках между листовым металлом, что обеспечивало отсутствие механических повреждений между ними. Кроме того, использовались специальным образом обработанные фанерные прокладки, препятствующие поступлению влаги и полностью закрывающие внешние стороны проката. Эти меры обеспечили успешную доставку продукции.
Процесс контроля первых образцов металла проходил с участием специалистов ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» из Санкт-Петербурга. Контроль за производственным процессом осуществлялся «Российским морским регистром судоходства» (РМРС), что дополнительно подтверждало высокие стандарты качества.
Ранее лишь один ледокол, «50 лет Победы», спущенный на воду в 1993 году, использовал аналогичный цельную ледовую защиту с применением биметаллических технологий. Данный ледокол подтвердил преимущества такой конструкции, продемонстрировав свою эффективную прочность при использовании в сложных реалиях Арктики. Листы проката для него были также произведены на «Череповецком металлургическом комбинате», который входит в состав «Северстали».
Как изготовляли спецметалл для ледокола?
Вся партия биметаллического проката изготовлялась на мощностях листопрокатного цеха компании «Северсталь», расположенном под Санкт-Петербургом. Для обработки и создания биметаллов был использован инновационный метод проката металла пакетом. Этот метод включает в себя комбинацию судовой стали марки PCE500W в качестве основы с плакирующим слоем из легированной нержавейки, что придает материалу уникальные свойства для эксплуатационной нагрузки.
Процесс изготовления включает последовательные этапы: готовый прокат подрезается до необходимых параметров, затем подвергаются обработке струей дроби под высоким давлением и обрабатываются грунтовкой. Доставка материалов осуществлялась в три этапа, что свидетельствует о высоком уровне организации производственного процесса.
На производстве «Северстали» были внесены значительные изменения в технологический процесс для выполнения заказов на высококачественные металлические листы, которые отвечают всем современным требованиям. Компания акцентировала внимание на строгих допусках по планшетности по всей длине изделия, а также на высоких характеристиках поверхностной обработки, соответствующих уровню Sa 2-2,5. Важно отметить, что толщина слоя нержавеющей стали не должна превышать 1 мм.
Преимущества биметаллического проката
Если рассматривать эксплуатационные характеристики, то биметаллический прокат от «Северстали» демонстрирует уникальные свойства. Благодаря слоистой структуре, он сочетает в себе прочность и устойчивость к коррозии. Это решение не только оптимизирует использование дорогостоящих материалов, но и является экономически выгодным, позволяя в будущем снизить затраты для потребителей.
Кроме того, данный биметалл может эффективно заменять импортные нержавеющие стали, что является важным аспектом в условиях глобальной экономической ситуации и санкционного давления. На данный момент «Северсталь» является единственной компанией в мире, которая использует две из трех технологий производства биметаллических пакетов: метод электрошлаковой наплавки и новый метод проката пакетом, внедренный на технико-производственной площадке в городе Колпино.
Характеристики уникального ледокола
Общий объем поставок «Северстали», включая судосталь и биметаллический прокат, составил порядка 15 тысяч тонн. Новый ледокол «Россия», длиной 210 метров, шириной 47 метров и осадкой 13 метров, будет оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Общая мощность энергетической установки судна составит 120 МВт, что позволит ледоколу успешно штурмовать ледяной покров толщиной больше 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине ледового покрова в 2 метра скорость судна достигнет показателя в 12 узлов.
В воде глубиной не менее 50 метров и при состоянии моря не выше 2 баллов ледокол сможет эффективно работать, преодолевая сплошной ровный лед толщиной до 4,31 метра на скорости 1,5-2 узла с полной мощностью.
Ледокол будет легко оставлять за собой проход во льдах шириной около 50 метров, что значительно облегчит круглогодичную навигацию судов крупного тоннажа и газовозов ледового класса Arc7. Это особенно важно для освоения Северного морского пути, который сыграет ключевую роль в международной торговле.
Россия является единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота, включающего 41 ледокол, из которых 34 – дизель-электрические и 7 – атомные. Суммарная мощность ледокольного флота достигает почти 700 МВт. Ледоколы нового поколения, такие как «Арктика», «Урал» и «Сибирь» (проект 22220), обладают мощностью 60 МВт каждый и обеспечивают проведение судов по Северному морскому пути.
Вклад в развитие атомного флота
Реализация этого проекта имеет важное значение для укрепления позиций России в области атомного судостроения. Проект «Россия» не только символизирует технологический прогресс, но и способствует улучшению береговой и морской инфраструктуры в Арктическом регионе, что является стратегически значимым для страны.
Атомные ледоколы, такие как «Россия», играют ключевую роль в обеспечении навигации и открытии новых маршрутов, что в свою очередь влияет на экономическое развитие региона и расширение геополитических возможностей.
С завершением поставок необходимого металла для атомного ледокола «Россия», «Северсталь» сделала значительный шаг вперед в области металлургии и судостроения. Эти события подтверждают высокий уровень технологических решений компании и ее приверженность к качеству и инновациям. В дальнейшей работе компания планирует продолжить использование современных технологий для создания надежных и эффективных решений, соответствующих требованиям для работы в экстремальных арктических условиях.
- Павел Журавлев
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Стал известен жесткий невыполнимый ультиматум Индии по закупке российской нефти
Нью-Дели повел себя совсем не как партнер и друг Москвы по трудным временам противостояния Западу....

Россия возродила сталинский ГУЛАГ – Reuters
Западные аналитики нашли лазейку, которой может воспользоваться правительство для помощи национальной экономике....

РФ все равно богаче: торговля телом и запрещенными препаратами спасла бюджет ЕС
Брюсселю приходится выкручиваться и допускать явления, которые в любое другое время могли бы показаться несмываемым позором....

Дороже только золото: ситуация по бензину очень плохая, НПЗ продают воздух
Под удар дефицита и удорожания теперь попадает уже столичный регион, ранее неприкосновенный....

В США испугались русского палладия больше, чем российского оружия
В Вашингтоне бьют тревогу и собираются вводить пошлины и санкции против Москвы....

Во Владивостоке рушится империя: Генпрокуратура наложила вето на 80 млрд
У клана Пушкарёвых во Владивостоке Генпрокуратура РФ намерена забрать активы и имущество на 80 млрд рублей...

Прокуратура на тропе войны против империи российского «кондитерского» олигарха
Государство может изъять многомиллиардные активы группы компаний в свою собственность....

«Год ремонта насмарку»: Трипольскую ГЭС Киев больше не восстановит, нет денег
Объекты энергетики Украины страдают даже больше, чем российские от атак украинских БПЛА....

Стоп-кран сырья: Россия экстренно приостанавливает добычу нефти
Москва приходится принимать меры для стабилизации баланса между спросом и предложением, в том числе зарубежным....

Обрушение близко: неожиданные технологии завели американскую энергосистему в крах
Еще немного и Штаты накроет всеобщий блэкаут, страна погрузится во тьму за считанные секунды....

Что хорошо государству – то населению смерть, или почему рекордно обрушили рубль
Национальное платежное средство продолжает неприятно удивлять, покоряя вершины антирекордов....

Предательское поведение: китайская Chery уходит из России, скрывая бегство
Производитель оставляет рынок, который помог ему стать одним из чемпионов по финансовым и производственным показателям....

Китай не колебался: нанесен мощный удар по европейской промышленности
Китай, крупнейший покупатель свинины из ЕС, решил ввести антидемпинговые пошлины. Это создает серьезную проблему для производителей мяса, вынужденных искать...

Российский ответ за НПЗ может очень не понравиться Западу
У РФ и есоюзников остаются инструменты для кризисов в нефтепроизводящих регионах. А Китай и Индия будут обеспечены за счёт российских энергоносителей...

Россия готова зеркально ответить: названа сумма активов Запада в РФ
Названа сумма западных активов, которые будут изъяты в России в случае непродуманных действий ЕС и партнёров...

Уникальное ядерное топливо будущего запущено в серийное производство в России
Сырье прошло все стадии испытаний и показало высокий результат, в то время как у конкурентов нет ничего подобного даже на стадии разработки....