«Северсталь» завершила поставку биметалла для нового атомного ледокола «Россия»
Компания «Северсталь» успешно окончила доставку 101 листа проката биметаллической компоновки, предназначенного для ввода в строй крупнейшего в мире ледокола с ядерной энергетической установкой. Доставка металла была выполнена в период с 2022 по 2024 год, и в июле 2024 года завершились все контрактные обязательства, что стало значимым вкладом в развитие российского атомного флота.
О проекте и характеристиках биметалла
В рамках данного проекта «Северсталь» изготовила и доставила 1363 тонны биметаллического проката. Все листы предназначены для защиты от ледовой нагрузки носа корпуса ледокола «Россия», который относится к проекту 10510 «ЛК-120Я», шифр «Лидер». Биметаллический материал будет использоваться для создания ледовой защиты судна, известной как ледовый пояс. Эта укрепленная в нижней части область корпуса судна, которым он ломает лед, поможет ему успешно преодолевать полярные условия судоходства.
Для защиты внешнего слоя листов во время перевозки разработчики внедрили оригинальную схему погрузки, включающую плоские площадки с уникальным крепежом. Специальные прослойки из резины были установлены в промежутках между листовым металлом, что обеспечивало отсутствие механических повреждений между ними. Кроме того, использовались специальным образом обработанные фанерные прокладки, препятствующие поступлению влаги и полностью закрывающие внешние стороны проката. Эти меры обеспечили успешную доставку продукции.
Процесс контроля первых образцов металла проходил с участием специалистов ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» из Санкт-Петербурга. Контроль за производственным процессом осуществлялся «Российским морским регистром судоходства» (РМРС), что дополнительно подтверждало высокие стандарты качества.
Ранее лишь один ледокол, «50 лет Победы», спущенный на воду в 1993 году, использовал аналогичный цельную ледовую защиту с применением биметаллических технологий. Данный ледокол подтвердил преимущества такой конструкции, продемонстрировав свою эффективную прочность при использовании в сложных реалиях Арктики. Листы проката для него были также произведены на «Череповецком металлургическом комбинате», который входит в состав «Северстали».
Как изготовляли спецметалл для ледокола?
Вся партия биметаллического проката изготовлялась на мощностях листопрокатного цеха компании «Северсталь», расположенном под Санкт-Петербургом. Для обработки и создания биметаллов был использован инновационный метод проката металла пакетом. Этот метод включает в себя комбинацию судовой стали марки PCE500W в качестве основы с плакирующим слоем из легированной нержавейки, что придает материалу уникальные свойства для эксплуатационной нагрузки.
Процесс изготовления включает последовательные этапы: готовый прокат подрезается до необходимых параметров, затем подвергаются обработке струей дроби под высоким давлением и обрабатываются грунтовкой. Доставка материалов осуществлялась в три этапа, что свидетельствует о высоком уровне организации производственного процесса.
На производстве «Северстали» были внесены значительные изменения в технологический процесс для выполнения заказов на высококачественные металлические листы, которые отвечают всем современным требованиям. Компания акцентировала внимание на строгих допусках по планшетности по всей длине изделия, а также на высоких характеристиках поверхностной обработки, соответствующих уровню Sa 2-2,5. Важно отметить, что толщина слоя нержавеющей стали не должна превышать 1 мм.
Преимущества биметаллического проката
Если рассматривать эксплуатационные характеристики, то биметаллический прокат от «Северстали» демонстрирует уникальные свойства. Благодаря слоистой структуре, он сочетает в себе прочность и устойчивость к коррозии. Это решение не только оптимизирует использование дорогостоящих материалов, но и является экономически выгодным, позволяя в будущем снизить затраты для потребителей.
Кроме того, данный биметалл может эффективно заменять импортные нержавеющие стали, что является важным аспектом в условиях глобальной экономической ситуации и санкционного давления. На данный момент «Северсталь» является единственной компанией в мире, которая использует две из трех технологий производства биметаллических пакетов: метод электрошлаковой наплавки и новый метод проката пакетом, внедренный на технико-производственной площадке в городе Колпино.
Характеристики уникального ледокола
Общий объем поставок «Северстали», включая судосталь и биметаллический прокат, составил порядка 15 тысяч тонн. Новый ледокол «Россия», длиной 210 метров, шириной 47 метров и осадкой 13 метров, будет оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Общая мощность энергетической установки судна составит 120 МВт, что позволит ледоколу успешно штурмовать ледяной покров толщиной больше 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине ледового покрова в 2 метра скорость судна достигнет показателя в 12 узлов.
В воде глубиной не менее 50 метров и при состоянии моря не выше 2 баллов ледокол сможет эффективно работать, преодолевая сплошной ровный лед толщиной до 4,31 метра на скорости 1,5-2 узла с полной мощностью.
Ледокол будет легко оставлять за собой проход во льдах шириной около 50 метров, что значительно облегчит круглогодичную навигацию судов крупного тоннажа и газовозов ледового класса Arc7. Это особенно важно для освоения Северного морского пути, который сыграет ключевую роль в международной торговле.
Россия является единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота, включающего 41 ледокол, из которых 34 – дизель-электрические и 7 – атомные. Суммарная мощность ледокольного флота достигает почти 700 МВт. Ледоколы нового поколения, такие как «Арктика», «Урал» и «Сибирь» (проект 22220), обладают мощностью 60 МВт каждый и обеспечивают проведение судов по Северному морскому пути.
Вклад в развитие атомного флота
Реализация этого проекта имеет важное значение для укрепления позиций России в области атомного судостроения. Проект «Россия» не только символизирует технологический прогресс, но и способствует улучшению береговой и морской инфраструктуры в Арктическом регионе, что является стратегически значимым для страны.
Атомные ледоколы, такие как «Россия», играют ключевую роль в обеспечении навигации и открытии новых маршрутов, что в свою очередь влияет на экономическое развитие региона и расширение геополитических возможностей.
С завершением поставок необходимого металла для атомного ледокола «Россия», «Северсталь» сделала значительный шаг вперед в области металлургии и судостроения. Эти события подтверждают высокий уровень технологических решений компании и ее приверженность к качеству и инновациям. В дальнейшей работе компания планирует продолжить использование современных технологий для создания надежных и эффективных решений, соответствующих требованиям для работы в экстремальных арктических условиях.
О проекте и характеристиках биметалла
В рамках данного проекта «Северсталь» изготовила и доставила 1363 тонны биметаллического проката. Все листы предназначены для защиты от ледовой нагрузки носа корпуса ледокола «Россия», который относится к проекту 10510 «ЛК-120Я», шифр «Лидер». Биметаллический материал будет использоваться для создания ледовой защиты судна, известной как ледовый пояс. Эта укрепленная в нижней части область корпуса судна, которым он ломает лед, поможет ему успешно преодолевать полярные условия судоходства.
Для защиты внешнего слоя листов во время перевозки разработчики внедрили оригинальную схему погрузки, включающую плоские площадки с уникальным крепежом. Специальные прослойки из резины были установлены в промежутках между листовым металлом, что обеспечивало отсутствие механических повреждений между ними. Кроме того, использовались специальным образом обработанные фанерные прокладки, препятствующие поступлению влаги и полностью закрывающие внешние стороны проката. Эти меры обеспечили успешную доставку продукции.
Процесс контроля первых образцов металла проходил с участием специалистов ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» из Санкт-Петербурга. Контроль за производственным процессом осуществлялся «Российским морским регистром судоходства» (РМРС), что дополнительно подтверждало высокие стандарты качества.
Ранее лишь один ледокол, «50 лет Победы», спущенный на воду в 1993 году, использовал аналогичный цельную ледовую защиту с применением биметаллических технологий. Данный ледокол подтвердил преимущества такой конструкции, продемонстрировав свою эффективную прочность при использовании в сложных реалиях Арктики. Листы проката для него были также произведены на «Череповецком металлургическом комбинате», который входит в состав «Северстали».
Как изготовляли спецметалл для ледокола?
Вся партия биметаллического проката изготовлялась на мощностях листопрокатного цеха компании «Северсталь», расположенном под Санкт-Петербургом. Для обработки и создания биметаллов был использован инновационный метод проката металла пакетом. Этот метод включает в себя комбинацию судовой стали марки PCE500W в качестве основы с плакирующим слоем из легированной нержавейки, что придает материалу уникальные свойства для эксплуатационной нагрузки.
Процесс изготовления включает последовательные этапы: готовый прокат подрезается до необходимых параметров, затем подвергаются обработке струей дроби под высоким давлением и обрабатываются грунтовкой. Доставка материалов осуществлялась в три этапа, что свидетельствует о высоком уровне организации производственного процесса.
На производстве «Северстали» были внесены значительные изменения в технологический процесс для выполнения заказов на высококачественные металлические листы, которые отвечают всем современным требованиям. Компания акцентировала внимание на строгих допусках по планшетности по всей длине изделия, а также на высоких характеристиках поверхностной обработки, соответствующих уровню Sa 2-2,5. Важно отметить, что толщина слоя нержавеющей стали не должна превышать 1 мм.
Преимущества биметаллического проката
Если рассматривать эксплуатационные характеристики, то биметаллический прокат от «Северстали» демонстрирует уникальные свойства. Благодаря слоистой структуре, он сочетает в себе прочность и устойчивость к коррозии. Это решение не только оптимизирует использование дорогостоящих материалов, но и является экономически выгодным, позволяя в будущем снизить затраты для потребителей.
Кроме того, данный биметалл может эффективно заменять импортные нержавеющие стали, что является важным аспектом в условиях глобальной экономической ситуации и санкционного давления. На данный момент «Северсталь» является единственной компанией в мире, которая использует две из трех технологий производства биметаллических пакетов: метод электрошлаковой наплавки и новый метод проката пакетом, внедренный на технико-производственной площадке в городе Колпино.
Характеристики уникального ледокола
Общий объем поставок «Северстали», включая судосталь и биметаллический прокат, составил порядка 15 тысяч тонн. Новый ледокол «Россия», длиной 210 метров, шириной 47 метров и осадкой 13 метров, будет оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Общая мощность энергетической установки судна составит 120 МВт, что позволит ледоколу успешно штурмовать ледяной покров толщиной больше 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине ледового покрова в 2 метра скорость судна достигнет показателя в 12 узлов.
В воде глубиной не менее 50 метров и при состоянии моря не выше 2 баллов ледокол сможет эффективно работать, преодолевая сплошной ровный лед толщиной до 4,31 метра на скорости 1,5-2 узла с полной мощностью.
Ледокол будет легко оставлять за собой проход во льдах шириной около 50 метров, что значительно облегчит круглогодичную навигацию судов крупного тоннажа и газовозов ледового класса Arc7. Это особенно важно для освоения Северного морского пути, который сыграет ключевую роль в международной торговле.
Россия является единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота, включающего 41 ледокол, из которых 34 – дизель-электрические и 7 – атомные. Суммарная мощность ледокольного флота достигает почти 700 МВт. Ледоколы нового поколения, такие как «Арктика», «Урал» и «Сибирь» (проект 22220), обладают мощностью 60 МВт каждый и обеспечивают проведение судов по Северному морскому пути.
Вклад в развитие атомного флота
Реализация этого проекта имеет важное значение для укрепления позиций России в области атомного судостроения. Проект «Россия» не только символизирует технологический прогресс, но и способствует улучшению береговой и морской инфраструктуры в Арктическом регионе, что является стратегически значимым для страны.
Атомные ледоколы, такие как «Россия», играют ключевую роль в обеспечении навигации и открытии новых маршрутов, что в свою очередь влияет на экономическое развитие региона и расширение геополитических возможностей.
С завершением поставок необходимого металла для атомного ледокола «Россия», «Северсталь» сделала значительный шаг вперед в области металлургии и судостроения. Эти события подтверждают высокий уровень технологических решений компании и ее приверженность к качеству и инновациям. В дальнейшей работе компания планирует продолжить использование современных технологий для создания надежных и эффективных решений, соответствующих требованиям для работы в экстремальных арктических условиях.
- Павел Журавлев
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Новый дизайн купюр в 1000 и 5000 рублей
Банк России анонсировал важные изменения в дизайне российских банкнот, о которых уже активно обсуждают в обществе. Жителям страны предоставлена уникальная...
«Ростех» в сомнениях: кто виноват в прекращении экспорта высоких технологий?
Глава государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов в своем недавнем заявлении выразил обеспокоенность по поводу возможного прекращения экспорта...
«Туркменгаз» приостановил поставки газа в Россию: причины и последствия
На пресс-конференции по итогам Международной конференции «Нефть и газ Туркмении – 2024» глава компании «Туркменгаз» Максат Бабаев сообщил, что поставки газа в...
В Якутии стартовало строительство Ленского моста
В Якутии (Республика Саха) начали строить Ленский мост, о чем сообщили на официальном сайте переправы. Подобные сооружения в условиях вечной мерзлоты еще не...
Запрет на установку пластиковых окон в РФ: причины появления фейка
В последние дни социальные сети и новостные ленты заполнились сенсационными сообщениями о том, что с 1 ноября 2023 года в России может быть введен запрет на...
Чем грозит антироссийский демарш основателя Linux
Основатель ОС Линус Торвальдс в весьма оскорбительном тоне поддержал исключение 11 российских программистов, привлеченных для разработки ядра Linux...
Финляндия конфискует имущество России на миллиарды долларов по указке Киева
Окружной суд Хельсинки удовлетворил ходатайство «Нафтогаза Украины» и наложил арест на ряд объектов недвижимости принадлежащие России...
Самая большая проблема США не в том, что там десятки триллионов долга
Когда Штаты упрутся в потолок, на самом деле не знает никто...
Один клик «мышки», и деньги Запада в России поменяют владельца
Американские и европейские пенсионные фонды первыми почувствуют смысл фразы «на войне как войне»...
Ровно 70 лет назад Киев «заморозил» железнодорожные проекты в Крыму
В октябре 1954 года «прохрущевское» руководство Украины и Крыма приняло решение прекратить работы по сооружению железной дороги вдоль южного берега...
Зарплата за полгода — и новая машина. Россия это может, но не хочет
В Китае и Индии с 300 тысячами рублей новую машину можно повыбирать, а у нас таких нет в природе...
«Ашан» спустя 22 года уходит из России
К политике уход французов отношения не имеет — конкурентную борьбу семья Мюлье с треском проиграла...
В Донецке ржавая вода из кранов, дома не отапливаются
Что там нефтедоллары, в Донецке придумали, как ржавую струйку из крана превратить в «золотой поток»....
Россия не самодостаточна в ресурсах: скрытые уязвимости
Россия традиционно ассоциируется с изобилием природных ресурсов, таких как нефть и газ. Однако за блестящей оболочкой экспорта скрывается множество проблем,...
Шоковая терапия автовладельцев: эксперты назвали, что ждет водителя в 2025г
Автоэксперт «Автостата» Игорь Моржаретто сделал прогноз роста расходов на автомобили в 2025 году. Среди причин увеличение цен на ТО, штрафы и инфляция...
Миграция в Европу: Евротитаник встретил свой айсберг
Бизнес радуется притоку дешевой рабочей силы на рынок труда, умножающей его прибыли. Миграционное насилие над Европой лишь верхушка айсберга, в который упёрся...