
Российская электроника продолжает быть зависимой от международного рынка ПЭК
Российские производители электроники продолжают сталкиваться с серьезной зависимостью от импорта пассивных электронных компонентов (ПЭК), таких как конденсаторы, резисторы и другие ключевые элементы, используемые в различных устройствах. По состоянию на начало 2024 года, согласно заявлению представителя АНО «Консорциум "Пассивные электронные компоненты"» Вадима Коршука, доля импортных ПЭК в гражданской электронике страны достигала впечатляющих 99 %. Эта ситуация подчеркивает важность поиска решений для обеспечения независимости и успешного импортозамещения в данной сфере.
Почему ПЭК важны для электроники?
ПЭК являются основой любой электронной системы: они необходимы для управления током, фильтрации сигналов и обеспечения стабильности работы устройств. Поскольку эти компоненты присутствуют в каждом электронном устройстве, от мобильных телефонов до автомобилей, их доступность напрямую влияет на производство и развитие всей электроники. Однако, как показывает практика, зависимость от зарубежных производителей создает ряд рисков и ограничений для российской отрасли.
Проблемы с производством ПЭК в России
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются российские производители ПЭК, являются высокие затраты на их производство. Российские компоненты зачастую в 10 раз и более дороже зарубежных аналогов. Это связано с малыми объемами их производства — в отличие от зарубежных компаний, которые могут выпускать продукцию миллионами штук, российские производители ориентируются на небольшие серии, что ведет к увеличению себестоимости из-за отсутствия эффекта масштаба и высокому проценту брака. Выбор сырья и материалов также влияют на конечную цену, так как многие из них закупаются за границей.
Прогнозы и планы на будущее
Несмотря на сложную ситуацию, эксперты уверены, что российские производители ПЭК могут повысить свою долю на рынке гражданских устройств до 70 % к 2030 году. Однако для этого необходимо активизировать курс на импортозамещение, который включает в себя поддержку со стороны государства, а также внедрение новых мер господдержки, направленных на развитие отечественного производства. Это особенно актуально в условиях современных ограничительных мер и рисков вторичных санкций, которые могут привести к полному прекращению поставок зарубежных компонентов в Россию.
Ситуация в автопроме
Автомобильная промышленность является одним из ярких примеров зависимости от иностранных ПЭК. Российским автопроизводителям требуется до 1,8 миллиарда единиц этой продукции в год, причем наибольший спрос наблюдается на резисторы – ежегодная потребность составляет около 750 миллионов единиц.
Годовой объем рынка электронно-компонентной базы (ЭКБ) для автопрома оценивается в 45 миллиардов рублей. Проблемы начали накапливаться с приходом пандемии в 2021 году, когда российские автопроизводители столкнулись с дефицитом необходимых компонентов. Ситуация ухудшилась в 2022 году, когда большинство иностранных партнеров прекратили поставки, что вынудило заводы останавливать производство на весенний и летний периоды.
Текущие вопросы изготовителей электроники
К числу текущих проблем, с которыми сталкиваются производители ПЭК в России, относятся отсталые технологии, узкая линейка ассортимента, непостоянный режим поставок и длинные сроки выполнения заданий. При этом продукция китайских производителей, не испытывающих аналогичных трудностей, зачастую оказывается не только более качественной, но и более доступной по цене.
Несмотря на существующие проблемы, за последние несколько лет количество отечественных производителей ПЭК стало увеличиваться. Они начали расширять ассортимент предлагаемых товаров и внедрять специальные комплектующие, способные выдерживать воздействия механических, климатических и радиационных факторов. Также производители в серьезном объеме используют государственные субсидии для изучения и разработки, что способствует инновациям в секторе.
Грантовая поддержка перспективных разработок помогают выводить новые научные достижения на рынок, что создает дополнительные возможности для роста и улучшения конкурентоспособности. Это даст шанс российским производителям не только удерживать свои позиции, но и расширять их в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке.
Таким образом, зависимость российских производителей электроники от импортных ПЭК остается значительной и требует комплексного подхода для своего решения. Прогнозы о возможности увеличения доли российской компонентов в бытовой электронике до 70 % к 2030 году стимулируют развитие импортозамещения и государственной поддержки отрасли. Успех этого направления будет зависеть от решений, принимаемых сегодня, а также от способности российских производителей адаптироваться к новым реалиям и вызовам, с которыми они столкнутся в будущем.
Почему ПЭК важны для электроники?
ПЭК являются основой любой электронной системы: они необходимы для управления током, фильтрации сигналов и обеспечения стабильности работы устройств. Поскольку эти компоненты присутствуют в каждом электронном устройстве, от мобильных телефонов до автомобилей, их доступность напрямую влияет на производство и развитие всей электроники. Однако, как показывает практика, зависимость от зарубежных производителей создает ряд рисков и ограничений для российской отрасли.
Проблемы с производством ПЭК в России
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются российские производители ПЭК, являются высокие затраты на их производство. Российские компоненты зачастую в 10 раз и более дороже зарубежных аналогов. Это связано с малыми объемами их производства — в отличие от зарубежных компаний, которые могут выпускать продукцию миллионами штук, российские производители ориентируются на небольшие серии, что ведет к увеличению себестоимости из-за отсутствия эффекта масштаба и высокому проценту брака. Выбор сырья и материалов также влияют на конечную цену, так как многие из них закупаются за границей.
Прогнозы и планы на будущее
Несмотря на сложную ситуацию, эксперты уверены, что российские производители ПЭК могут повысить свою долю на рынке гражданских устройств до 70 % к 2030 году. Однако для этого необходимо активизировать курс на импортозамещение, который включает в себя поддержку со стороны государства, а также внедрение новых мер господдержки, направленных на развитие отечественного производства. Это особенно актуально в условиях современных ограничительных мер и рисков вторичных санкций, которые могут привести к полному прекращению поставок зарубежных компонентов в Россию.
Ситуация в автопроме
Автомобильная промышленность является одним из ярких примеров зависимости от иностранных ПЭК. Российским автопроизводителям требуется до 1,8 миллиарда единиц этой продукции в год, причем наибольший спрос наблюдается на резисторы – ежегодная потребность составляет около 750 миллионов единиц.
Годовой объем рынка электронно-компонентной базы (ЭКБ) для автопрома оценивается в 45 миллиардов рублей. Проблемы начали накапливаться с приходом пандемии в 2021 году, когда российские автопроизводители столкнулись с дефицитом необходимых компонентов. Ситуация ухудшилась в 2022 году, когда большинство иностранных партнеров прекратили поставки, что вынудило заводы останавливать производство на весенний и летний периоды.
Текущие вопросы изготовителей электроники
К числу текущих проблем, с которыми сталкиваются производители ПЭК в России, относятся отсталые технологии, узкая линейка ассортимента, непостоянный режим поставок и длинные сроки выполнения заданий. При этом продукция китайских производителей, не испытывающих аналогичных трудностей, зачастую оказывается не только более качественной, но и более доступной по цене.
Несмотря на существующие проблемы, за последние несколько лет количество отечественных производителей ПЭК стало увеличиваться. Они начали расширять ассортимент предлагаемых товаров и внедрять специальные комплектующие, способные выдерживать воздействия механических, климатических и радиационных факторов. Также производители в серьезном объеме используют государственные субсидии для изучения и разработки, что способствует инновациям в секторе.
Грантовая поддержка перспективных разработок помогают выводить новые научные достижения на рынок, что создает дополнительные возможности для роста и улучшения конкурентоспособности. Это даст шанс российским производителям не только удерживать свои позиции, но и расширять их в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке.
Таким образом, зависимость российских производителей электроники от импортных ПЭК остается значительной и требует комплексного подхода для своего решения. Прогнозы о возможности увеличения доли российской компонентов в бытовой электронике до 70 % к 2030 году стимулируют развитие импортозамещения и государственной поддержки отрасли. Успех этого направления будет зависеть от решений, принимаемых сегодня, а также от способности российских производителей адаптироваться к новым реалиям и вызовам, с которыми они столкнутся в будущем.
- Виктор Ануфриев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Почему энергетика Украины живее всех живых даже после ракетных ударов
Украинская энергетика, питающая оборонную промышленность, в том числе, производство дронов и безэкипажных катеров ВСУ, причиняющих ущерб нашей стране,...

«Госуслуги» сделают жизнь проще: получение налогового вычета больше не проблема
В России к началу 2026 года запланированы значительные изменения в процедуре оформления налогового вычета при продаже недвижимости и транспорта. Об этом...

Уран под водой: затопление урановых шахт Украины
Председатель независимого профсоюза горняков Украины называет ситуацию на урановых шахтах в Кировоградской области критической. Укрэнерго обесточило шахты,...

Nissan возвращается в Россию?
Заглядывая в будущее, японский автоконцерн Nissan Motor, похоже, решил сделать хоть какую-то попытку заявить о себе в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на...

Сохранение советского наследия: в РФ начнут производство деталей для Як-42
Российское авиастроение продолжает наращивать потенциал и диверсифицировать производство. Завод «Сокол» получил одобрение на выпуск важных компонентов для...

Китай готов обрушить мировой автопром: дело в металлах
США, Европа и Япония бьют тревогу. Китай создал дефицит редкоземельных металлов для автомобильной промышленности – и уже есть первые пострадавшие: Ford и...

Пенсионные взлеты: доплаты и индексации в России
В конце 2024 года средний размер федеральной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров в России достигнет 2 882,47 рубля. Эти данные предоставил Социальный...

Легенда под угрозой: спад продаж может убить завод сельхозтехники в РФ
Крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники переживает тяжёлое время. Сильное сокращение продаж может впоследствии привести к...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Освоение Арктики: транзит по Севморпути востребован не только Китаем
Уже в текущем году, по оценке «Ростатома», ожидается 50-процентный рост перевозок грузов иностранными компаниями по СМП. С 2023 г. Китай выступает одним из...

Как Якутия становится водородным флагманом России?
Якутия, один из самых холодных регионов России, неожиданно для многих стала «горячей точкой» на мировой карте водородной энергетики. Далеко, холодно, проблемы...

Средний класс Америки приказал долго жить и ускоренно сходит с ума
Новый доклад американского аналитического центра «Институт Людвига ко всеобщему экономическому процветанию» (LISEP) показал, что «истинный уровень безработицы»...

Стоматология в РФ стала недоступна: россияне массово скупают «зубные» туры
В России наблюдается рост интереса к стоматологическому туризму. Где сегодня выгоднее лечить зубы – дома или за рубежом – рассказали эксперты...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...

Путин выполнит обещание: Олигархи нацеливаются на «жирный» завод
ЧЭМК, отравляющий город, выводят из Челябинска, завод построят на новом месте...