
Российская электроника продолжает быть зависимой от международного рынка ПЭК
Российские производители электроники продолжают сталкиваться с серьезной зависимостью от импорта пассивных электронных компонентов (ПЭК), таких как конденсаторы, резисторы и другие ключевые элементы, используемые в различных устройствах. По состоянию на начало 2024 года, согласно заявлению представителя АНО «Консорциум "Пассивные электронные компоненты"» Вадима Коршука, доля импортных ПЭК в гражданской электронике страны достигала впечатляющих 99 %. Эта ситуация подчеркивает важность поиска решений для обеспечения независимости и успешного импортозамещения в данной сфере.
Почему ПЭК важны для электроники?
ПЭК являются основой любой электронной системы: они необходимы для управления током, фильтрации сигналов и обеспечения стабильности работы устройств. Поскольку эти компоненты присутствуют в каждом электронном устройстве, от мобильных телефонов до автомобилей, их доступность напрямую влияет на производство и развитие всей электроники. Однако, как показывает практика, зависимость от зарубежных производителей создает ряд рисков и ограничений для российской отрасли.
Проблемы с производством ПЭК в России
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются российские производители ПЭК, являются высокие затраты на их производство. Российские компоненты зачастую в 10 раз и более дороже зарубежных аналогов. Это связано с малыми объемами их производства — в отличие от зарубежных компаний, которые могут выпускать продукцию миллионами штук, российские производители ориентируются на небольшие серии, что ведет к увеличению себестоимости из-за отсутствия эффекта масштаба и высокому проценту брака. Выбор сырья и материалов также влияют на конечную цену, так как многие из них закупаются за границей.
Прогнозы и планы на будущее
Несмотря на сложную ситуацию, эксперты уверены, что российские производители ПЭК могут повысить свою долю на рынке гражданских устройств до 70 % к 2030 году. Однако для этого необходимо активизировать курс на импортозамещение, который включает в себя поддержку со стороны государства, а также внедрение новых мер господдержки, направленных на развитие отечественного производства. Это особенно актуально в условиях современных ограничительных мер и рисков вторичных санкций, которые могут привести к полному прекращению поставок зарубежных компонентов в Россию.
Ситуация в автопроме
Автомобильная промышленность является одним из ярких примеров зависимости от иностранных ПЭК. Российским автопроизводителям требуется до 1,8 миллиарда единиц этой продукции в год, причем наибольший спрос наблюдается на резисторы – ежегодная потребность составляет около 750 миллионов единиц.
Годовой объем рынка электронно-компонентной базы (ЭКБ) для автопрома оценивается в 45 миллиардов рублей. Проблемы начали накапливаться с приходом пандемии в 2021 году, когда российские автопроизводители столкнулись с дефицитом необходимых компонентов. Ситуация ухудшилась в 2022 году, когда большинство иностранных партнеров прекратили поставки, что вынудило заводы останавливать производство на весенний и летний периоды.
Текущие вопросы изготовителей электроники
К числу текущих проблем, с которыми сталкиваются производители ПЭК в России, относятся отсталые технологии, узкая линейка ассортимента, непостоянный режим поставок и длинные сроки выполнения заданий. При этом продукция китайских производителей, не испытывающих аналогичных трудностей, зачастую оказывается не только более качественной, но и более доступной по цене.
Несмотря на существующие проблемы, за последние несколько лет количество отечественных производителей ПЭК стало увеличиваться. Они начали расширять ассортимент предлагаемых товаров и внедрять специальные комплектующие, способные выдерживать воздействия механических, климатических и радиационных факторов. Также производители в серьезном объеме используют государственные субсидии для изучения и разработки, что способствует инновациям в секторе.
Грантовая поддержка перспективных разработок помогают выводить новые научные достижения на рынок, что создает дополнительные возможности для роста и улучшения конкурентоспособности. Это даст шанс российским производителям не только удерживать свои позиции, но и расширять их в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке.
Таким образом, зависимость российских производителей электроники от импортных ПЭК остается значительной и требует комплексного подхода для своего решения. Прогнозы о возможности увеличения доли российской компонентов в бытовой электронике до 70 % к 2030 году стимулируют развитие импортозамещения и государственной поддержки отрасли. Успех этого направления будет зависеть от решений, принимаемых сегодня, а также от способности российских производителей адаптироваться к новым реалиям и вызовам, с которыми они столкнутся в будущем.
Почему ПЭК важны для электроники?
ПЭК являются основой любой электронной системы: они необходимы для управления током, фильтрации сигналов и обеспечения стабильности работы устройств. Поскольку эти компоненты присутствуют в каждом электронном устройстве, от мобильных телефонов до автомобилей, их доступность напрямую влияет на производство и развитие всей электроники. Однако, как показывает практика, зависимость от зарубежных производителей создает ряд рисков и ограничений для российской отрасли.
Проблемы с производством ПЭК в России
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются российские производители ПЭК, являются высокие затраты на их производство. Российские компоненты зачастую в 10 раз и более дороже зарубежных аналогов. Это связано с малыми объемами их производства — в отличие от зарубежных компаний, которые могут выпускать продукцию миллионами штук, российские производители ориентируются на небольшие серии, что ведет к увеличению себестоимости из-за отсутствия эффекта масштаба и высокому проценту брака. Выбор сырья и материалов также влияют на конечную цену, так как многие из них закупаются за границей.
Прогнозы и планы на будущее
Несмотря на сложную ситуацию, эксперты уверены, что российские производители ПЭК могут повысить свою долю на рынке гражданских устройств до 70 % к 2030 году. Однако для этого необходимо активизировать курс на импортозамещение, который включает в себя поддержку со стороны государства, а также внедрение новых мер господдержки, направленных на развитие отечественного производства. Это особенно актуально в условиях современных ограничительных мер и рисков вторичных санкций, которые могут привести к полному прекращению поставок зарубежных компонентов в Россию.
Ситуация в автопроме
Автомобильная промышленность является одним из ярких примеров зависимости от иностранных ПЭК. Российским автопроизводителям требуется до 1,8 миллиарда единиц этой продукции в год, причем наибольший спрос наблюдается на резисторы – ежегодная потребность составляет около 750 миллионов единиц.
Годовой объем рынка электронно-компонентной базы (ЭКБ) для автопрома оценивается в 45 миллиардов рублей. Проблемы начали накапливаться с приходом пандемии в 2021 году, когда российские автопроизводители столкнулись с дефицитом необходимых компонентов. Ситуация ухудшилась в 2022 году, когда большинство иностранных партнеров прекратили поставки, что вынудило заводы останавливать производство на весенний и летний периоды.
Текущие вопросы изготовителей электроники
К числу текущих проблем, с которыми сталкиваются производители ПЭК в России, относятся отсталые технологии, узкая линейка ассортимента, непостоянный режим поставок и длинные сроки выполнения заданий. При этом продукция китайских производителей, не испытывающих аналогичных трудностей, зачастую оказывается не только более качественной, но и более доступной по цене.
Несмотря на существующие проблемы, за последние несколько лет количество отечественных производителей ПЭК стало увеличиваться. Они начали расширять ассортимент предлагаемых товаров и внедрять специальные комплектующие, способные выдерживать воздействия механических, климатических и радиационных факторов. Также производители в серьезном объеме используют государственные субсидии для изучения и разработки, что способствует инновациям в секторе.
Грантовая поддержка перспективных разработок помогают выводить новые научные достижения на рынок, что создает дополнительные возможности для роста и улучшения конкурентоспособности. Это даст шанс российским производителям не только удерживать свои позиции, но и расширять их в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке.
Таким образом, зависимость российских производителей электроники от импортных ПЭК остается значительной и требует комплексного подхода для своего решения. Прогнозы о возможности увеличения доли российской компонентов в бытовой электронике до 70 % к 2030 году стимулируют развитие импортозамещения и государственной поддержки отрасли. Успех этого направления будет зависеть от решений, принимаемых сегодня, а также от способности российских производителей адаптироваться к новым реалиям и вызовам, с которыми они столкнутся в будущем.
- Виктор Ануфриев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...