
Распад Евросоюза: когда карета превратится в тыкву?
Любопытную статью на днях опубликовало британское издание New Statesman под заголовком «Почему в Германии все пошло наперекосяк?» Автор высказывает свой взгляд на причины структурного спада и второго года околонулевого роста немецкой экономики, констатируя снижение интереса Германии к финансированию Евросоюза. Кроме того, в данном материале дается прогноз на грядущий кризис в отношениях Германии с ЕС и США.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
- Иван Молотов
- wikipedia.org/EmDee
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Трамп незаметно «разогнал» БРИКС
В мире появился могущественный стендап-комик, обладающий полномочиями президента США....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

Китайцы ответили на требование Трампа прекратить полеты над Россией
Крупнейшие китайские авиакомпании во вторник призвали администрацию Трампа отказаться от плана запретить им полеты над Россией на американских рейсах, заявив,...

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...

Нефтегазовые гиганты РФ должны бюджету 9 трлн, но «раскулачивают» малый бизнес
Проблема с дефицитом госказны приобретает катастрофическую модель. По хаотическому движению чиновников понятно – ситуация серьезная. Но ищут, как обычно,...

Из-за отказа Моди в море развернут вспять танкеры с российской нефтью
Руководство азиатского гиганта меняет свои собственные решения быстрее, чем меняется погода в океане....

«Сбер» увольняет айтишников. Пузырь нейросетей скоро лопнет
Между тем, в мире нейросетей назревают события, способные затмить кризис «доткомов» конца девяностых — начала нулевых....

Европа начала передел собственности: чужие заводы — теперь наши!
Один из крупнейших в мире производителей микроэлектроники поменял хозяина – но не в результате справедливой сделки, а просто потому, что его отобрали....

Победить в СВО: кто поставит Путину "подножку"?
Для победы в СВО России необходима полноценная мобилизация экономики – об этом все чаще говорят военные и политические эксперты. Однако этот процесс...