
Распад Евросоюза: когда карета превратится в тыкву?
Любопытную статью на днях опубликовало британское издание New Statesman под заголовком «Почему в Германии все пошло наперекосяк?» Автор высказывает свой взгляд на причины структурного спада и второго года околонулевого роста немецкой экономики, констатируя снижение интереса Германии к финансированию Евросоюза. Кроме того, в данном материале дается прогноз на грядущий кризис в отношениях Германии с ЕС и США.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
- Иван Молотов
- wikipedia.org/EmDee
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Репутация армянских коньяков на российском рынке оказалась под угрозой
На днях мир алкогольной отрасли потрясла новость, которая не оставила равнодушными любителей крепких напитков в России. Исследование, проведенное Союзом...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

10-километровые очереди фур: Что ищут на границе с Казахстаном
Ужесточение пограничных досмотров стало для многих водителей неожиданным...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Война резервов. Сколько сил осталось у Киева?
Рейтинг ценных бумаг, привязанных к ВВП Украины, упал до дефолтного уровня, — объявило в июне международное агентство S&P Global Ratings. Киев отказался...

7,5 миллиарда рублей ущерба: итоги работы экс-руководителей Дальнегорского ГОКа
В городе Дальнегорск (Приморский край) вновь разгорелись финансовые страсти – общий ущерб от действий бывших руководителей Дальнегорского горно-обогатительного...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Прощай, Запад: полностью импортозамещённый SJ-100 встал на крыло
В России появился полностью импортозамещённый пассажирский самолёт SJ-100. На днях ОАК продемонстрировала его СМИ...