
Распад Евросоюза: когда карета превратится в тыкву?
Любопытную статью на днях опубликовало британское издание New Statesman под заголовком «Почему в Германии все пошло наперекосяк?» Автор высказывает свой взгляд на причины структурного спада и второго года околонулевого роста немецкой экономики, констатируя снижение интереса Германии к финансированию Евросоюза. Кроме того, в данном материале дается прогноз на грядущий кризис в отношениях Германии с ЕС и США.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
В качестве основных причин кризиса выдвигаются следующие: немецкая экономика была слишком завязана на Китай (цепочки поставок) и Россию (газ). При этом немцы «отказались» от развития ядерной энергетики.
Ключевым фактором кризиса называется высокая экспортная ориентированность германской экономики и ее специализация на машиностроении и химической промышленности. Проводится параллель между германской и российской экономикой, их зависимостью от нескольких секторов. (А как же тогда глобализация и международное разделение труда?).
Многие немецкие компании переориентировались на китайский рынок. «Но Китай стал огромной проблемой для Германии, заполонив рынки, где она ранее доминировала, например, автомобильный... Причина, по которой немецкие автопроизводители испытывают столько проблем, заключается в потере доли рынка за пределами Европы, особенно в Китае...»
Указывается еще такой аспект: вместо того, чтобы развивать цифровую экономику (как США) немцы развивали «традиционную» индустриальную, страшно гордились этим и недофинансировали инвестиции в цифру. Китайцы же теперь обходят их и по промышленной составляющей и сильно обогнали в цифровой.
Автор сравнивает промышленный спад в Германии с пятью стадиями горя (модели Элизабет Кюблер-Росс): страна очень долго топталась на первой – отрицании, а сейчас переходит ко второй – гневу. Это этап, на котором закрываются заводы и все обвиняют друг друга, а особенно – ЕС. Германия проявляет все меньше желания финансировать Евросоюз, являясь его одним из главных доноров.
Каждый имеет право на свое мнение. Выскажем и мы.
С чего все началось? «Немецкое экономической чудо»
В 1948 году США открыли Германии свой рынок, емкость которого была больше половины от мирового. В рамках «плана Маршалла» стране было выделено 3,6 миллиарда долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. Экономика ФРГ росла двузначными темпами. Возникло «германское экономическое чудо». Именно так появилась специализированная экспортоориентированная экономика Германии.
В конце 1950 годов аналогичный трюк США проделали с Японией. Возникло «японское экономическое чудо». На рубеже 1970-80 годов Соединенные Штаты открыли свой рынок Китаю и стали накачивать его инвестициями, закладывая основы «Чайнамерики». Почему они в свое время не проделали такой трюк с нами и не сделали из России «Канаду 2.0» – это другая история... Но она уже не имеет сослагательного наклонения.
Как сломалась немецкая машина?
Увеличение цен на газ и вызванное им удорожание электроэнергии имело ключевой момент: повышение стоимости немецкой стали – основного материала для всего машиностроительного комплекса. У правительства Шольца было окно возможностей – перейти на импортный металл, пожертвовав сталелитейной отраслью, ради спасения более высокотехнологичных индустрий. Оно его не использовало. В итоге – потеря ценовой конкурентоспособности и внешних рынков, снижение экспорта и вместо сталелитейных заводов пришлось закрывать автомобильные.
Атомная энергетика Германии. А был ли мальчик?
Не вдаваясь в подробности немецких ядерных перипетий, обратим внимание на такой факт: вся «высокотехнологичная» германская экономика с точки зрения наиболее сложных технологий – это «урезанный чип». Самая технологически сложная вещь, которую умеют делать люди – это авиационный двигатель. Такие «умелые люди» есть только в 4-х странах: США, Великобритании, Франции и России.
На втором месте атомная промышленность. Например, вся современная электроника – это ее побочный эффект. Она чемпион по выбросам «побочных эффектов». Советский Союз полвека строил свою передовую атомную отрасль. На третьем – космос. Вице-чемпион по «вторичным выбросам» технологий, которые потом «доедает» тот же автопром. У Германии ничего этого нет. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Самая высокотехнологичная отрасль немецкой промышленности – это станкостроение.
Есть версия, что такое «неполноценное» позиционирование в международном разделении труда – это один из элементов сдерживания Германии.
Второе пришествие Трампа может ввергнуть европейскую интеграцию в апокалипсис
После выборов в США уже только ленивый не говорит о том, что в рамках своей «протекционистской» политики Трамп будет вводить заградительные пошлины и закрывать американский рынок для китайских и европейских товаров. Европейская и китайская экономики очень ориентированы на экспорт. Емкость рынка США составляет четверть от мирового. В Европе и в Германии, в частности, уже полным ходом идет деиндустриализация из-за роста издержек и снижения экспорта, транснациональные корпорации (тот же Фольксваген) сворачивают активы.
Протекционизм Трампа и потеря европейцами американских рынков может стать завершающим ударом по европейской интеграции, в основе которой экономические интересы: от нежелания и невозможности основных бенефициаров и доноров продолжать финансировать проект – до поиска его участниками новых рыночных возможностей и «лучшей доли» за пределами объединения. В условиях грядущей «новой индустриализации» США (и не только) дополнительный перелив капитала из Европы Трампу только на руку.
Причем сценарий, что США закроются в рамках только национального рынка и возобновят политику изоляционизма 2.0 – маловероятен. У американских элит есть сильный план – отход в АУКУС – потенциальную макрозону со своей валютой. О том, что Трамп «сторонник фрагментации мировой экономики» можно прочесть в интервью Виктории Журавлевой журналу «Эксперт», например. Или в нашем материале «Рефлексия российских рынков на второе пришествие Трампа» со ссылкой на это интервью и разъяснением про АУКУС.
Концепция самодостаточных кластеров мировой экономики со своей валютой развивается еще с середины 20 века и вполне подходит под 6-й технологический уклад. АУКУС может стать самым развитым кластером мировой экономики с наибольшей емкостью рынка. США в этом сценарии будут финансовым и технологическим центром кластера и хабом транснациональных корпораций. В последующем объединение способно интегрировать другие страны и регионы, включая европейские страны.
Принятие через осознание
Следуя логике статьи New Statesman конечным пунктом назначения должно стать «принятие» неизбежного. Хотя, очевидно, мы еще увидим промежуточные стадии «торга» и «депрессии». Переход пациента происходит через осознание. Золушке нужно объяснить причинно-следственную связь процесса превращения кареты в тыкву и увязать его с ее собственными поступками, действиями злой мачехи, принца, короля, кого угодно, но только не волшебницы. Она должна принять и полюбить эту мысль, как французы приняли и полюбили идеи революции, разрушившей их великую империю.
В этом плане любопытно объяснение автором потери Германией своих рынков. Страна действительно теряет до 10% экспорта в год, а занимают высвободившиеся мировые ниши действительно в основном китайские компании. Но причем здесь китайский рынок? Осознание и принятие! (Золушке не привыкать.) А волшебница – она еще вернется и начнет творить новые чудеса.
Вместо резюме
Имеет ли место структурный спад в германской экономике, обнуливший рост ВВП? Безусловно. Только он про другое. Это как в недобросовестном автосервисе принцессам и золушкам рассказывают, что в результате неправильной эксплуатации «клинанул» двигатель кареты. Но мы то знаем, что сел аккумулятор.
- Иван Молотов
- wikipedia.org/EmDee
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Почему энергетика Украины живее всех живых даже после ракетных ударов
Украинская энергетика, питающая оборонную промышленность, в том числе, производство дронов и безэкипажных катеров ВСУ, причиняющих ущерб нашей стране,...

Уран под водой: затопление урановых шахт Украины
Председатель независимого профсоюза горняков Украины называет ситуацию на урановых шахтах в Кировоградской области критической. Укрэнерго обесточило шахты,...

«Госуслуги» сделают жизнь проще: получение налогового вычета больше не проблема
В России к началу 2026 года запланированы значительные изменения в процедуре оформления налогового вычета при продаже недвижимости и транспорта. Об этом...

Nissan возвращается в Россию?
Заглядывая в будущее, японский автоконцерн Nissan Motor, похоже, решил сделать хоть какую-то попытку заявить о себе в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на...

Сохранение советского наследия: в РФ начнут производство деталей для Як-42
Российское авиастроение продолжает наращивать потенциал и диверсифицировать производство. Завод «Сокол» получил одобрение на выпуск важных компонентов для...

Китай готов обрушить мировой автопром: дело в металлах
США, Европа и Япония бьют тревогу. Китай создал дефицит редкоземельных металлов для автомобильной промышленности – и уже есть первые пострадавшие: Ford и...

Колоссальные убытки «ОДК-Кузнецов»: космос под угрозой
Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав государственной корпорации «Ростех», продолжает сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями. По...

Удар по гиганту: в РЖД показали тревожные цифры сокращения перевозок
Российские железные дороги опубликовали статистику грузоперевозок. Общее количество жд-доставок уменьшилось, что сигнализирует о замедлении экономической...

Легенда под угрозой: спад продаж может убить завод сельхозтехники в РФ
Крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники переживает тяжёлое время. Сильное сокращение продаж может впоследствии привести к...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Освоение Арктики: транзит по Севморпути востребован не только Китаем
Уже в текущем году, по оценке «Ростатома», ожидается 50-процентный рост перевозок грузов иностранными компаниями по СМП. С 2023 г. Китай выступает одним из...

Как Якутия становится водородным флагманом России?
Якутия, один из самых холодных регионов России, неожиданно для многих стала «горячей точкой» на мировой карте водородной энергетики. Далеко, холодно, проблемы...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...

Путин выполнит обещание: Олигархи нацеливаются на «жирный» завод
ЧЭМК, отравляющий город, выводят из Челябинска, завод построят на новом месте...

Обрежут западные крылья: в Аэрофлоте предложили шок-меры для авиапрома
«Аэрофлот» выдвинул инициативу о введении обязательной доли закупок самолетов российского производства для авиакомпаний, эксплуатирующих зарубежные модели....