У экспертов возникли вопросы к Нобелевской премии по экономике за 2024 год
2 343

У экспертов возникли вопросы к Нобелевской премии по экономике за 2024 год

Присуждение Нобелевской премии по экономике 2024 года Дарону Аджемоглу, Саймону Джонсону и Джеймсу Робинсону, хотя и не стало полной неожиданностью для экспертного сообщества (Аджемоглу, в частности, часто фигурировал в прогнозах), вызвало и некоторую критику.


Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон были удостоены Нобелевской премии по экономике в 2024 году за их работу о том, как общественные институты влияют на экономическое развитие. Исследования лауреатов сформировали новый подход в институциональной экономике, впервые дав количественный, то есть математически обоснованный, ответ на вопрос о том, почему одни страны богатые, а другие бедные. Книга, которая легла в основу их работы, называется «Почему государства терпят неудачи: истоки могущества, процветания и бедности» (оригинальное название: Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity and Poverty).

В своей работе, получившей Нобелевскую премию, Аджемоглу, Джонсон и Робинсон – три весьма уважаемых экономиста, которых их коллеги почти повсеместно называют «AJR», утверждают, что страны с демократическими институтами демонстрируют наибольший экономический рост.

Согласно AJR, определенные виды экономических институтов, например, частная собственность, свобода заключения контрактов, сильная и беспристрастная правовая система, свобода создания новых предприятий являются «инклюзивными», что означает, что они позволяют большинству людей свободно участвовать в экономике и наилучшим образом использовать свои навыки. Эти институты создают современную и богатую экономику, движимую вперед технологическими инновациями, а не просто поддерживаемую выигрышем в лотерею природных ресурсов.

Экономические институты не просто так сваливаются с неба. Законы и системы, обеспечивающие функционирование экономики, такие как рыночное регулирование, должны создаваться и поддерживаться правительствами. Таким образом, авторы утверждают, что политические институты определяют экономические результаты. Именно они определяют, кто может править в стране, как выбираются эти правители и как распределяется власть в правительстве. Эти институты закреплены в конституциях, правилах проведения выборов и даже традициях.

При диктатуре или монархии политическая власть распределена узко и относительно неограниченно. В таких случаях, заявляют AJR, небольшой правящий класс будет склонен использовать свою власть для ограничения конкуренции и извлечения богатства для себя. Напротив, если политическая власть широко распределена между различными группами общества, то их общая заинтересованность в ведении бизнеса и конкуренция между ними приведут к созданию экономических институтов, способствующих процветанию.

В конечном счете, AJR утверждают, что децентрализованные демократические системы, подобные тем, что существуют в США, Германии и Швейцарии, способствуют экономическому процветанию, повышая способность страны к инновациям. Демократии с более централизованной властью менее продуктивны. Можно порассуждать о таких странах, как Франция, Португалия и Греция, в которых меньше принципов разделения властей, меньше сдержек и противовесов и относительно слабые государственные и местные органы власти. Наконец, однопартийные государства и авторитарные режимы с еще более централизованными и менее конкурентоспособными политическими системами порождают стагнацию.

Работы нобелевских лауреатов вызвали бурную дискуссию о взаимосвязи между общественными институтами и экономическим развитием, так что в этом смысле их можно поздравить. Но они также стали предметом серьезной критики.

Наиболее важная часть критики касается связи между качеством общественных институтов страны и уровнем ее экономического развития. В своей работе Аджемоглу, Джонсон и Робинсон делят институты на две категории: «инклюзивные» и «экстрактивные».

По мнению лауреатов, инклюзивными институтами являются те, которые обеспечивают соблюдение прав собственности, защищают демократию и ограничивают коррупцию, способствуют экономическому развитию. Напротив, экстрактивные институты приводят к высокой концентрации власти и ограниченной политической свободе, стремятся сосредоточить ресурсы в руках небольшой элиты и тем самым подавить экономическое развитие.

Лауреаты утверждают, что внедрение инклюзивных институтов оказало положительное долгосрочное воздействие на экономическое процветание. Действительно, сегодня эти институты существуют в основном в странах с высоким уровнем дохода на западе.

Однако проблемой этого анализа является утверждение о том, что определенные институты являются необходимым условием экономического развития.

Муштак Хан, профессор экономики Soas Лондонского университета, подробно проанализировал работу Аджемоглу, Джонсона и Робинсона. Он утверждает, что это в основном свидетельствует о том, что сегодняшние страны с высоким уровнем дохода получают более высокие оценки по западным индексам институтов, а не о том, что экономическое развитие было достигнуто благодаря тому, что государства первыми создали инклюзивные институты.

На самом деле, история изобилует примерами стран, которые быстро развивались, не имея таких инклюзивных институтов в качестве предварительного условия для роста. Хорошими примерами являются государства Восточной Азии, такие как Сингапур, Южная Корея и Тайвань. Совсем недавно то же самое произошло и с Китаем.

Еще одна спорная часть их анализа заключается в том, что их выводы говорят о превосходстве западных институтов и «узаконивают» такие явления как империализм и колониализм, не обращая внимания на их жестокость. После получения награды Аджемоглу сказал, что нормативные вопросы колониализма их не касаются.

Для справки:

Дарон Аджемоглу родился в 1967 году в Стамбуле (Турция). В 1992 году защитил докторскую диссертацию в Лондонской школе экономики и политических наук (Великобритания). В настоящее время является профессором Массачусетского технологического института, Кембридж.

Саймон Джонсон родился в 1963 году в Шеффилде (Великобритания). В 1989 году окончил Массачусетский технологический институт в Кембридже. На сегодняшний день является профессором Массачусетского технологического института в Кембридже.

Джеймс А. Робинсон родился в 1960 году. В 1993 году получил степень доктора философии в Йельском университете, Нью-Хейвен, Коннектикут. Профессор Чикагского университета, Иллинойс.

Сумма премии составила 11 миллионов шведских крон, которая распределена поровну между тремя лауреатами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Что «творится» с рублем?

Что «творится» с рублем?

С 11 ноября курс доллара к рублю на Forex вырос на 10%, приблизившись к отметке в 110 рублей по итогам торгового дня 29 ноября (109,58 рубля). Это самый...