Рост рынка шеринга в РФ: перспективы и проблемы
279

Рост рынка шеринга в РФ: перспективы и проблемы

В последние годы рынок краткосрочной аренды транспорта в России демонстрирует впечатляющий рост. С увеличением популярности таких услуг, как каршеринг и кикшеринг, наблюдается значительное изменение в поведении потребителей, стремящихся к более гибким и экономичным способам передвижения. Однако рост этого сектора сопровождается и рядом проблем, которые могут оказать влияние на его дальнейшее развитие.


Устойчивый рост объемов рынка

По данным консалтингового агентства Б1, объем каршеринга в России в 2023 году увеличился на треть, достигнув отметки в 44 миллиарда рублей. Прогнозы указывают на возможность роста до 62 миллиардов рублей к концу года. Аналогичная ситуация складывается и в сфере кикшеринга: в 2023 году аренда самокатов возросла на 67%, составив 22,3 миллиарда рублей. Ожидается, что к концу года этот показатель поднимется до 39,5 миллиарда рублей.

Среди основных причин данного роста можно назвать транспортные проблемы в мегаполисах и растущее экологическое сознание среди населения. Однако для России есть и дополнительные факторы. Например, недоступность личного транспорта, вызванная ростом цен на автомобили и увеличением ставок по автокредитам, также способствует переходу граждан на услуги шеринга.

Несмотря на положительные изменения, остается много пространства для роста. Менее 10% россиян используют арендный транспорт, тогда как в Норвегии этот показатель превышает 20%. Это свидетельствует о значительном потенциале для развития рынков краткосрочной аренды в России.

Проблемы с безопасностью и регулированием

Несмотря на оптимистичные прогнозы, рынок краткосрочной аренды сталкивается с серьезными проблемами, которые могут помешать его дальнейшему развитию. Одной из ключевых проблем являются постоянные инциденты с использованием самокатов, что вынуждает местные власти вводить различные ограничения.

Например, в Санкт-Петербурге кикшеринг испытывает на себе давление со стороны интернет-сообществ и властей. Летом 2023 года в центре города были запрещены поездки на самокатах во время крупных событий.

В Москве ситуация несколько отличается благодаря более широким улицам и менее сконцентрированному пешеходному трафику. Тем не менее ограничения также обсуждаются: экспериментальные «медленные зоны» и планы запрета поездок на самокатах в центре города свидетельствуют о внимании властей к данному вопросу.

На глобальном уровне подобные ситуации также имеют место быть. Примером может служить запрет на аренду электросамокатов в Париже, введенный на основании участия 89% граждан в референдуме. Основными причинами такого решения стали высокая частота ДТП и нарушение правил дорожного движения.

Конкуренция и закрытие сервисов

Помимо проблем с безопасностью, рынок краткосрочной аренды сталкивается с жесткой конкуренцией, что может привести к закрытию некоторых сервисов. Например, американский оператор аренды мопедов Revel, несмотря на высокий спрос и успешные показатели, был вынужден покинуть рынок из-за ужесточения правил со стороны местных властей.

На российском рынке также наблюдается аналогичная картина. Сервисы, не способные адаптироваться к меняющимся условиям или налагаемым ограничениям, могут столкнуться с трудностями, что остановит или даже разорит неэффективные компании.

В этом году почти все российские компании, приобретающие китайское оборудование, столкнулись с трудностями при организации платежей. Из-за текущих сложностей с прямыми переводами многим организациям пришлось использовать различные схемы оплаты. Это повлияло на рост цен на закупаемую технику, однако увеличение составило всего 2–3%. Проблемы с платежами не сказались на логистике, и мопеды продолжают доставляться в течение месяца, учитывая все простои на таможне. Основной вызов заключается в планировании, так как схемы переводов быстро меняются, и непонятно, как именно компании будут закупать следующую партию — через месяц или год.

Также отечественные организации столкнулись с проблемой неэффективной работы систем геолокации в центре Москвы. Как свидетельствуют статистические данные, сбои имеют место на 20% территории города и продолжаются более полутора лет. Официальных комментариев по этому поводу не поступало, но эксперты предполагают, что это связано с работой систем безопасности, включая систему подавления дронов.

Такая ситуация создает дополнительные трудности для сервисов шеринга, поскольку местоположение транспортных средств отображается некорректно как для пользователей, так и для обслуживающего персонала, который меняет батареи у мопедов или заправляет автомобили. Для кикшеринга это не столь критично, так как количество самокатов велико. Сотрудник сможет найти нужный самокат возле станции метро. Однако, когда всего несколько сотен мопедов на улице, это действительно затрудняет бизнес. Если мопед отображается на одной улице, а на самом деле находится на соседней, это может привести к длительному простою, так как сотрудники не смогут быстро его обнаружить, и пользователи могут долго обходить его стороной. Растущее количество техники со временем должно помочь устранить эту проблему.

Сейчас на рынке каршеринга и кикшеринга в России наблюдается высокая конкуренция, и новым игрокам будет сложно пробиться. Основная доля кикшеринга, около 97%, принадлежит «большой тройке» — Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс». Есть независимые сервисы аренды самокатов, но в основном в небольших городах, в которые еще не пришли крупные игроки, как, например, Shark в Башкирии или Lite в Тихвине и Коврове. В дальнейшем их, вероятно, вытеснят более крупные компании. Поэтому предприниматели, интересующиеся рынком аренды, ищут незанятые ниши.

В настоящее время можно наблюдать определенную перспективу в сегменте, связанном с арендой электромопедов, но есть ряд вопросов, создающих определенные трудности. Основная причина — необходимость водительских прав для аренды, а большинство владельцев прав не знакомы с управлением мопедами. Тем не менее, число энтузиастов постепенно растет, среди прочего благодаря популярности азиатских стран среди отечественных туристов, где мопеды пользуются большим спросом. Это подтверждается международным опытом: к 2023 году рынок аренды мопедов вырос до 15 миллиардов долларов, и на нем уже работает множество компаний, таких как Lime и Bird в США или Go Sharing и Circ в Европе.

Запуск сервиса аренды мопедов потребует меньших инвестиций, чем, например, каршеринг. В нашем случае стартовый капитал составил около 60 миллионов рублей, предназначенный для запуска, подготовки команды и закупки мопедов.

Перспективы развития

Несмотря на существующие проблемы, у рынка шеринга в России есть возможность для дальнейшего роста. Узнать, как преодолеть существующие вызовы, важно для всех участников рынка. Это может включать в себя внедрение технологий для повышения безопасности, более эффективные механизмы управления арендуемым транспортом и проактивную работу с местными властями для разработки адекватных правил.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас