Газовая дипломатия: останемся ли друзьями до 2030-х годов?
Каждый раз, когда заходит речь о российском газе и Европейском Союзе, у нас возникает масса возможностей для обсуждений. И вот, по словам Алексея Белогорьева, директора по исследованиям Института энергетики и финансов, наше газовое сотрудничество с ЕС может продолжаться и в 2030-е годы. Как говорит народная мудрость: надежда умирает последней, если речь идет о трубах и углеводородах.
Сказки с конца 2020-х годов
По словам эксперта, если политическая обстановка между Россией и ЕС улучшится, «поставки могут продолжаться». Как будто где-то на горизонте уже сверкают праздничные огни, которые символизируют спад геополитической напряженности. Однако есть нюанс. Если за окном все останется по-старому, то перспективы становятся куда менее радужными.
Долгосрочные контракты: слезы и надежды
Долгосрочные контракты пережили печальную судьбу в последние три года, и Белогорьев пожимает плечами, заявляя:
В общем, контракты – это, как любят говорить, мысли о будущем, а газовые поставки часто напоминают шахматную партию с воробьями вместо фигур.
Гаснущие потоки
К 2022 году многие европейские страны, включая Болгарию и Германию, почувствовали, что слово «Газпром» вроде как стало «выполнимым обязательством», только если мы платим в рублях… или не платим вовсе. Особенно, когда в начале 2022 года российская компания сократила или остановила поставки, а по осени основному маршруту – «Северному потоку» – вообще пришел конец. Да, «направляя нарисованные стрелки» – это, похоже, основной принцип работы нашей газовой системы.
«Балканский поток»: такой ли он радужный?
Теперь единственный оставшийся газопровод – «Балканский поток», который проходит через Болгарию и Сербию и дальше направляет газ в Румынию, Грецию и другие страны. Каждый год по нему прокачивается примерно 14–15 миллиардов кубических метров газа. Неплохо, не правда ли? Но как же печально вспоминать, что наука знает множество лучших маршрутов, которые теперь остаются лишь в мечтах.
Надежда на украинский коридор: где ты?
Не забываем, до начала 2025 года был еще один маршрут – через Украину. Благодаря этому, российский газ удачно пробирался к Австрии и Италии. Последние новости январских дней заставляют задуматься: «А что же дальше?» Истекшее соглашение с НАК «Нафтогаз Украины» оставляет «Газпром» без юридической возможности подавать газ дальше.
Оптимистичный взгляд на будущее
Резюмируя, можно сказать, что будущее газовых отношений России и ЕС выглядит своеобразно. Понятно, что пути поставок газа в ту же Словению и Венгрию будут прорабатываться. Рассматривается Азербайджан и Турция, но там пока все прохладно. Австрия официально отказалась от поставок газа из РФ, найдя схемы его замещения, в частности через европейские хабы и СПГ.
Если в отношениях наладится мир и согласие, то, возможно, через восемь лет мы снова услышим заветное: «Российский газ на западе!». А пока что утешаем себя тем, что на данный момент есть, и помним, что даже в потоке газа иногда бывает много крутых поворотов. Главное – скорректировать курс и надеяться на лучшее.
Сказки с конца 2020-х годов
По словам эксперта, если политическая обстановка между Россией и ЕС улучшится, «поставки могут продолжаться». Как будто где-то на горизонте уже сверкают праздничные огни, которые символизируют спад геополитической напряженности. Однако есть нюанс. Если за окном все останется по-старому, то перспективы становятся куда менее радужными.
Долгосрочные контракты: слезы и надежды
Долгосрочные контракты пережили печальную судьбу в последние три года, и Белогорьев пожимает плечами, заявляя:
«Как показывает практика, политические факторы могут перекрыть и самую крепкую трубу».
В общем, контракты – это, как любят говорить, мысли о будущем, а газовые поставки часто напоминают шахматную партию с воробьями вместо фигур.
Гаснущие потоки
К 2022 году многие европейские страны, включая Болгарию и Германию, почувствовали, что слово «Газпром» вроде как стало «выполнимым обязательством», только если мы платим в рублях… или не платим вовсе. Особенно, когда в начале 2022 года российская компания сократила или остановила поставки, а по осени основному маршруту – «Северному потоку» – вообще пришел конец. Да, «направляя нарисованные стрелки» – это, похоже, основной принцип работы нашей газовой системы.
«Балканский поток»: такой ли он радужный?
Теперь единственный оставшийся газопровод – «Балканский поток», который проходит через Болгарию и Сербию и дальше направляет газ в Румынию, Грецию и другие страны. Каждый год по нему прокачивается примерно 14–15 миллиардов кубических метров газа. Неплохо, не правда ли? Но как же печально вспоминать, что наука знает множество лучших маршрутов, которые теперь остаются лишь в мечтах.
Надежда на украинский коридор: где ты?
Не забываем, до начала 2025 года был еще один маршрут – через Украину. Благодаря этому, российский газ удачно пробирался к Австрии и Италии. Последние новости январских дней заставляют задуматься: «А что же дальше?» Истекшее соглашение с НАК «Нафтогаз Украины» оставляет «Газпром» без юридической возможности подавать газ дальше.
Оптимистичный взгляд на будущее
Резюмируя, можно сказать, что будущее газовых отношений России и ЕС выглядит своеобразно. Понятно, что пути поставок газа в ту же Словению и Венгрию будут прорабатываться. Рассматривается Азербайджан и Турция, но там пока все прохладно. Австрия официально отказалась от поставок газа из РФ, найдя схемы его замещения, в частности через европейские хабы и СПГ.
Если в отношениях наладится мир и согласие, то, возможно, через восемь лет мы снова услышим заветное: «Российский газ на западе!». А пока что утешаем себя тем, что на данный момент есть, и помним, что даже в потоке газа иногда бывает много крутых поворотов. Главное – скорректировать курс и надеяться на лучшее.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Ложь мешает развиваться стране: в РФ заявили о провале гражданской авиации
Российская авиационная промышленность оказалась не готова к выполнению поставленных задач. Глава комиссии Ространснадзора заявил, что в стране полностью...
Газовые надежды России: «Сила Сибири – 2» и реалии восточного экспорта
В 2000-х годах Россия громогласно объявила о своем намерении продлить свои газовые горизонты в Азию, задумав новый трубопровод – «Сила Сибири – 2». Душевных...
Роберт Кийосаки: «Здравствуй, кризис!»
Известный инвестор и автор нашумевшей книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки снова в ударе. На своей странице в одной из крупных социальных сетей он...
На ТМЗ идет подготовка к производству новой серии двигателей
Дочернее предприятие компании «Камаз» в Ярославской области ПАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ) готовит к выпуску новую серию двигателей с улучшенными...
Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next
Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новое...
Из истории советского авиастроения: первый полёт Ил-62
В 60-е годы в СССР объём перевозок грузов и пассажиров нарастал год от года. В связи с этим авиация настоятельно требовала создания самолёта, который бы...
Кому Болгария хочет продать завод «Лукойла»
Казахстанская нефтегазовая компания «КазМунайГаз» может стать одним из претендентов на приобретение нефтеперерабатывающего завода «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» в...
«Ослабление мощи США!» - у Рокфеллеров недовольны российско-китайским SWIFT
«Потенциально позволяет обойти способность США отслеживать определенные виды платежей и ослабляет одну из опор американской мощи»...
Свидетельства неслучайной экокатастрофы в Керчи: вскрылись факты нарушений
СМИ вскрыли новые факты о вопиющих нарушениях владельцев танкера «Волгонефть-212». Список виновников ЧП в Керченском проливе может значительно увеличиться...
Сибирский гидроразрыв: Россия начала свою «сланцевую» революцию
Флот ГРП, способный гнать горизонтальные шурфы — это лишь начало...
Китай ввел в эксплуатацию крупнейшую ГАЭС в мире
Китай достроил последний двенадцатый энергоблок и полностью ввел в эксплуатацию крупнейшую в своем роде гидроаккумулирующую электростанцию (ГАЭС), еще больше...
Ни мотора, ни крыла: вместо отечественных самолетов — воздушные замки
Импортозамещение в авиапроме возможно только при мобилизационном режиме...
Железные собаки РЖД: современные четвероногие помощники на путях
В мире, где технологии стремительно развиваются, «Российские железные дороги» (РЖД) решили не оставаться в стороне и внедрить в свою работу настоящих железных...
В Газпроме тяжелые времена: стало известно, сколько сотрудников «под нож»
В «Газпроме» готовятся массовые увольнения на фоне экономических сложностей. Персонал центрального аппарата могут сократить почти вдвое...
Российские танкеры в ловушке: США перекрыли экспорт нефти в Китай
Российские танкеры с нефтью застряли в восточных водах Китая. Причиной простаивания суден стала санкционная политика США, направленная против РФ...
Шасси для Америки: Россия променяла «Суперджеты» на Boeing
Военные самолёты мы делаем лучше всех, а с пассажирскими лайнерами есть вопросы...