
Инвестиции портовых операторов: на грани бездны
Когда портовые операторы решают взять за хвост 900 миллиардов рублей и пообещать инвестировать их до 2030 года, это звучит так, будто кто-то встал на край обрыва и строго пообещал, что не упадет. Однако, как показывает практика, уставшие от высоких ключевых ставок российские операторы, похоже, уже начали задумываться об использовании парашюта.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
Мы тут, знаете ли, попытались привлечь заемные средства, но ваши заградительные ставки оказались непробиваемыми
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
Где же свет?
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Терминал СПГ ушел из Германии в Египет: у немцев получился долгострой
Регазификационное судно-танкер покинуло Германию и отправилось в Египет. Немецкий оператор сдал терминал в субаренду, чтобы помочь африканской стране...

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Жителей квартир в МКД ждут жёсткие штрафы: меры коснутся домовых чатов
Адвокат рассказал об особенностях общения в общедомовых чатах МКД. Юрист пояснил при каких обстоятельствах можно получить тюремный срок...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....