
Инвестиции портовых операторов: на грани бездны
Когда портовые операторы решают взять за хвост 900 миллиардов рублей и пообещать инвестировать их до 2030 года, это звучит так, будто кто-то встал на край обрыва и строго пообещал, что не упадет. Однако, как показывает практика, уставшие от высоких ключевых ставок российские операторы, похоже, уже начали задумываться об использовании парашюта.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
Мы тут, знаете ли, попытались привлечь заемные средства, но ваши заградительные ставки оказались непробиваемыми
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
Где же свет?
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Война неизбежна: маленькая Венесуэла заменит большую Россию для Китая и Индии
Мировая экономика вскоре ощутит революционный сдвиг в логистике энергоносителей, который будет даже глубже, чем в 2022-м году....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Украина жестко расплатилась за атаки по российским НПЗ
На Украину надвигается «черная зима», очень плохое время для пребывания в городах и крупных поселениях....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Позор Финляндии и США: ледоколы для Америки построят украинские рабы
Председатель промышленности Финляндии заранее предупредил о последствиях, если в Вашингтоне узнают правду....

Трамп незаметно «разогнал» БРИКС
В мире появился могущественный стендап-комик, обладающий полномочиями президента США....

Казахстан - новый враг? // Олег Комолов. В двух словах
Есть ощущение, что Украиной всё не закончится. До мирных переговоров ещё как до луны, а в общественное сознание уже начали вбрасывать образ нового врага....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

Китайцы ответили на требование Трампа прекратить полеты над Россией
Крупнейшие китайские авиакомпании во вторник призвали администрацию Трампа отказаться от плана запретить им полеты над Россией на американских рейсах, заявив,...

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...

«Сбер» увольняет айтишников. Пузырь нейросетей скоро лопнет
Между тем, в мире нейросетей назревают события, способные затмить кризис «доткомов» конца девяностых — начала нулевых....