
Инвестиции портовых операторов: на грани бездны
Когда портовые операторы решают взять за хвост 900 миллиардов рублей и пообещать инвестировать их до 2030 года, это звучит так, будто кто-то встал на край обрыва и строго пообещал, что не упадет. Однако, как показывает практика, уставшие от высоких ключевых ставок российские операторы, похоже, уже начали задумываться об использовании парашюта.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
Ключевая ставка: мечты и реальность
Дискуссия с Центральным банком началась живо.
Мы тут, знаете ли, попытались привлечь заемные средства, но ваши заградительные ставки оказались непробиваемыми
– обратились портовые операторы к регулятору.
ЦБ, не растерявшись, предложил смелое решение – заменить банковские кредиты долевым финансированием. Вот это да, родилась светлая идея о том, как не заморачиваться с долгами перед банками. Интересно, только ли у нас в стране можно провести такое «финансовое времяпрепровождение»?
Свежая статистика
По данным исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, на фоне всех этих благих намерений грузооборот все же решил взять отдых, в 2024 году он снизился на 2,3%. Похоже, даже способность портов обрабатывать грузы нарастила свои обороты, а вот сам оборот как бы не спеша сбавил темп. В результате наблюдаем, что сухие и наливные грузы уходят в минус, а единственная звезда сезона – не убывающий импорт (пока).
Замороженные амбиции
Национальный проект «Эффективная транспортная система», который обещает рост международных перевозок, выглядит так, как если бы мы распланировали строительство дворца из песка на берегу океана. Мы уверены, что все получится, но вот сама стена в песочнице уже начала наклоняться. Чтобы достичь заявленных целей, потребуется 580 миллиардов рублей частных инвестиций. Но тут возникают вопросы: а как же санкции и невозможность формирования доходов в валюте?
Письма на улице ЦБ
Уже в своем письме к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной Серик Жусупов с надеждой просил учитывать последствия для портовой и транспортной отраслей. Ответ был обнадеживающим: не полагайтесь на банковское финансирование, а развивайте долевое. Как будто это простое переключение на другую струну решит все наши проблемы и предложения.
Ситуация, в которой находятся портовые операторы, перекликается с другими отраслями – например, автопроизводители уже планируют пересмотр инвестиций. Как сказал глава «АвтоВАЗа», риски для темпов производства «все больше напоминают сложную задачу из высшей математики». А в таком контексте заявления о снижении инфляции до 4% к 2026 году звучат как фантастика, ведь, судя по всему, сама цель пока так и остается вдали.
За горизонтом: будущее или утопия
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, с иронией говорит о том, что «светлое будущее», к которому стремится ЦБ, может оказаться не столь светлым для многих предприятий.
Где же свет?
– спрашивает он тех, кто не доживет до идеального времени.
Таким образом, высокие ставки и нехватка реальных инвестиций формируют очень любопытную ситуацию, при которой операторы портов рискуют остаться с огромными обязательствами, а надежды на светлое будущее начинают все больше походить на очередную иллюзию. Инвестиции съедаются правилами и условиями, оставляя за пределами возможностей все громкие обещания. И кто знает, может быть, в конце концов, нам просто необходимо научиться выживать в мире, где оптимизм становится непозволительной роскошью.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

«Росатом» запускает новое урановое месторождение в Курганской области
Горнорудный дивизион государственной корпорации «Росатом» объявил о добытии первого урана на Добровольном месторождении, находящемся в Курганской области....

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия обыграла Запад и готова приступить к распродаже золота
Стоимость золотых резервов России выросла почти на 40% до рекордного уровня в 229 млрд долларов. Стратегия сработала: после 2014 года Россия стала рьяно...

«Какими же надо быть мразями»: Стешин о коррупции на стройке в ДНР
Несмотря на рапорты чиновников, проблема водоснабжения Донецка до сих пор не решена, жители столицы ДНР получают воду по жесткому графику, причем, жидкость из...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

Бегство от доллара началось, на американском долговом рынке хаос
Похоже, даже гособлигации США теперь не так надежны, как было принято считать...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...