
Российский экспорт угля споткнулся о Тамань
Ситуация с экспортом угля в России сталкивается со значительными трудностями, особенно на терминале «ОТЭКО» в порту Тамань. Последние данные свидетельствуют о резком сокращении экспортных поставок угля в 2024 году.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Украина: провал газовой авантюры
Уже сейчас украинские эксперты говорят, что Украине нужно будет создать полностью новый запас газа для отопительного сезона следующего года - около 14-15 млрд...

Китайские инвесторы продолжают экономический захват Приморского края
Инвестор из Китайской Народной республики планирует запустить на территории Приморского края (свободный порт Владивосток) предприятие, специализацией которого...

Первый двигатель ПД-8 отправился в Комсомольск-на-Амуре для установки на SJ-100
Первый двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8, созданный специалистами предприятия «ОДК-Сатурн» (входит в состав «Объединенной двигателестроительной...

Южная Корея впервые за 10 лет купила российские вертолеты
В 2024 году Россия вновь начала поставлять вертолеты в Южную Корею, что стало знаковым событием, поскольку это первая подобная сделка за последние 10 лет....

Санкции заставляют Россию думать о замене СПГ на аммиак
Аммиак вместо СПГ — новый план монетизации газа. Почти все строящиеся и планируемые российские проекты по СПГ уже под санкциями. Что делать с излишками газа в...

«Камаз» успешно переходит на отечественную сталь
Российская компания «Камаз» успешно заменила большую часть зарубежной продукции. Речь идет о высокопрочной стали, которая изготавливается на «Магнитогорском...

Строительство цеха для сборки самолетов «Байкал» продолжается в Хабаровском крае
Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев побывал в городе Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский...

Как ответ России на вызовы НАТО меняет правила игры на Балтике
Балтийское море, столетиями бывшее перекрестком торговых путей, сегодня напоминает шахматную доску, где каждый ход грозит перерасти в конфликт. Почему операции...

Россия продолжит поставлять нефть: «Не мы, так кто?»
На недавней конференции India Energy Week наш известный первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин заявил: «Мы прагматичны, мы оценим наши отношения, и мы...

Средства на оборону на исходе: инсайдер рассекретил срок опустошения ФНБ РФ
В России почти опустел Фонд национального благосостояния. Бывший министр финансов рассказал, насколько хватит его оставшихся запасов в случае продолжения СВО...

Структура «Газпрома» не смогла начать строительство завода СПГ на Кубани
Компания «ГазХолодТехнология» (входит в состав «Газпрома») не смогла приступить к строительству комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ) на...

Энергетический кризис: Комитет по тарифам оставил россиян без света и тепла
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области оставляет жителей без света и тепла в домах. Увеличение тарифов на электроэнергию за счёт...

Производство автокомпонентов в России рушится
АвтоВАЗ резко охладел к российскому «железу», пора запасаться расходниками...

Станция конечная: «Электрички» Porsche отменяются, Volkswagen уже угроблен
Бензиновые и дизельные ДВС берут реванш — нефтяники против авто на батарейках...

Наказание за экокатастрофу: владельцу «Волгатранснефть» вынесли приговор
В Краснодарском крае вынесли судебное наказание судовладельцу одного из танкеров, потерпевшего масштабное бедствие в Керченском проливе. За выявленные...

Энергоапокалипсис Прибалтики: после отключения от РФ цены взлетели вдвое
После отключения от БРЭЛЛ страны Прибалтики стали платить за свет больше в несколько раз. Биржа Nord Pool предоставила рекордные показатели цен на...