Российский экспорт угля споткнулся о Тамань
Ситуация с экспортом угля в России сталкивается со значительными трудностями, особенно на терминале «ОТЭКО» в порту Тамань. Последние данные свидетельствуют о резком сокращении экспортных поставок угля в 2024 году.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Разрушено производство». Cтратегические заводы советуют перевезти в Сибирь
России пора повторить опыт Великой Отечественной войны, когда за Урал были вывезены порядка 1000 стратегических промышленных предприятий, которые очень быстро...
Металлургия на грани: Минпромторг РФ готовит спасательный план
На фоне сложной ситуации в металлургической отрасли России, Министерство промышленности и торговли РФ под руководством заместителя министра Михаила Юрина,...
Разработка нового месторождения золота началась в Магаданской области
В Магаданской области приступили к разработке еще одного месторождения золота. Оно располагается на территории Павликовского рудного поля. Месторождение...
Новый антироссиюзский пакет: SWIFT и остальное
Евросоюз вновь решил «покачать» лодку, планируя новые антироссийские санкции в рамках так называемого 16-го пакета. В частности, под прицелом оказались...
Российский экспорт угля споткнулся о Тамань
Ситуация с экспортом угля в России сталкивается со значительными трудностями, особенно на терминале «ОТЭКО» в порту Тамань. Последние данные свидетельствуют о...
Дискаунтер «Светофор»: праздник жизни или конец веселья?
Для дискаунтеров «Светофор» новый год начался не с фейерверков, а скорее с затмения. Роспотребнадзор решил пристально заглянуть в закупочную стратегию марки, и...
«КАМАЗ» показал электрический автобус нового поколения
«КАМАЗ» продемонстрировал общественности модель электробуса последнего поколения – КАМАЗ-5222. О новой разработке рассказали на мероприятии в честь 55-летия...
Россия и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан
Россия и Иран достигли значительного прогресса в вопросе строительства газопровода, который будет проходить через территорию Азербайджана....
«Искры» из «ВАЗ»! Как Путина пытались водить за нос по Тольятти
Зачем России автогигант, который в проблемы России не въезжает...
Даже пшеницу не берут: Китай отказывается покупать русскую сельхозпродукцию
Министр сельского хозяйства посетовала, что Китай отказывается покупать российскую сельхозпродукцию. Причинами спада экспорта стал неурожай и низкое качество...
1млн мигрантов покинет РФ в 2025: эксперты назвали причины массового побега
По мнению экспертов, в текущем году страну может покинуть огромное количество иностранцев. Удержать мигрантов в России поможет конкурентоспособность и высокая...
«Лукойл» начинает строительство газохимического комплекса в Ставрополье
На горизонте в Ставропольском крае возникает новая веха: министр энергетики, промышленности и связи региона Иван Ковалев анонсировал старт масштабного проекта...
«Уралвагонзавод» обиделся на рабочих из-за жалобы Бастрыкину
Ведущее оборонное предприятие страны не может или не хочет договориться с работниками своего филиала...
Кадровый голод в российском агропромышленном комплексе: кризис или возможность?
По самым свежим данным за 2023 год, российский агропромышленный комплекс (АПК) сталкивается с острейшей нехваткой кадров. От 30% до 50% работников не хватает в...
Замена ушедших брендов: в РФ появятся инновационные батарейки
На российском рынке готовится к запуску новый бренд премиальных элементов питания – SAYDO. Чем же он привлекателен, и что стоит за этим многообещающим...
Венгрия «переобулась»: Евросоюз «купил» противника антироссийских санкций
Венгрия проголосовала за санкции против России. Страна изменила позицию в вопросе ограничений для РФ и уступила большинству членов ЕС в обмен на...