
Российский экспорт угля споткнулся о Тамань
Ситуация с экспортом угля в России сталкивается со значительными трудностями, особенно на терминале «ОТЭКО» в порту Тамань. Последние данные свидетельствуют о резком сокращении экспортных поставок угля в 2024 году.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
Спад перевалки связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы.
В августе 2024 года объем перевалки угля на терминале «ОТЭКО» снизился до 0,97 миллиона тонн, что является существенным снижением по сравнению с 1,7 миллиона тонн в июле 2024 года. За первые восемь месяцев 2024 года экспортные отгрузки терминала упали до 7,7 миллиона тонн, что на 55,4% меньше, чем в прошлом году. Это резкое сокращение свидетельствует о серьезных логистических проблемах, влияющих на цепочки поставок угля в регионе. К числу сопутствующих факторов относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Динамика внешнего рынка, например, колебания спроса со стороны ключевых стран-импортеров, усугубила проблему, что привело к снижению объемов отгрузки угля.
Сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну. Несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказала давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов, особенно в свете падения мировых цен на уголь до уровней, невиданных с 2015–2016 годов.
Ситуация еще больше осложняется ростом эксплуатационных расходов и снижением спроса на ключевых рынках, что привело к увеличению финансовой нагрузки на производителей угля. Например, такие страны, как Китай и Индия, которые традиционно были крупными импортерами угля, переходят на возобновляемые источники энергии, снижая свою зависимость от ископаемого топлива.
Повышенное внимание к экологическим нормам и обязательствам по борьбе с изменением климата оказывает дополнительное давление на производителей угля, вынуждая их адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. В результате многие производители пересматривают свои стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными, изучая такие варианты, как диверсификация своих энергетических портфелей или инвестиции в экологически чистые технологии, чтобы соответствовать меняющимся потребностям мировой экономики в энергии.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена. Такая ситуация не только влияет на прибыльность угольных компаний, но и вызывает опасения по поводу сохранности рабочих мест в секторе и долгосрочной жизнеспособности экономики, зависящей от угля.
В целом, перевалка угля в российских портах с января по август 2024 года снизилась до 124,8 миллиона тонн, что на 11,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает настоятельную необходимость стратегических корректировок в отрасли для адаптации к меняющейся динамике рынка.
Российские производители угля продолжают сталкиваться с проблемами и неблагоприятными факторами, в том числе с падением мировых цен, повышением железнодорожных тарифов и ставок на перевалку в портах, а также с логистическими проблемами, связанными с ограниченной пропускной способностью сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт), при поставке угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность перенесли на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Напомним, что феврале 2024 года грузовладельцы объявили бойкот «ОТЭКО» и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани из-за того, что в январе тариф «ОТЭКО» достигал 38 долларов за тонну. В то время как Туапсинский морской торговый порт предлагал перегружать уголь за 15 долларов за тонну, Таганрогский морской торговый порт – 11 долларов за тонну.
В декабре 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» в Тамани снизил ставку на перевалку угля с 20–22 долларов до 18,9 доллара за тонну. Возможно, ситуация с объемом экспорта будет постепенно налаживаться. Из-за жесткой политики «Тамани» в отношении тарифов на перевалку многие крупные производители были вынуждены сократить добычу, и в настоящее время, вероятно, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, поскольку на это уйдут месяцы, при условии наличия средств, необходимых для возобновления добычи на прежнем уровне.
Однако, по словам коммерческого директора по развитию навалочного бизнеса «ОТЭКО» Александра Гаганова, компания рассчитывает достичь объема перевалки в 2025 году на уровне 40 миллионов тонн.
Тамань – морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Порт ведет деятельность по перевалке различных грузов на экспорт. Его инфраструктура включает в себя уже построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали и контейнерные грузы.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

В Казахстане хотят получить воду Волги, игнорируя проблемы у себя на Каспии
Казахстан планирует обратиться к России из-за обмеления Каспийского моря – с предложением увеличить сток Волги или как-то перенаправить волжскую воду в...

Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период...

Евросоюз раздумывает над отключением российских банков от SWIFT
Возможное отключение 20 российских банков от системы SWIFT стало очередным шагом в долгой и запутанной истории экономических санкций, наложенных Евросоюзом на...

Российские фермеры просят государство о помощи
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направила обращение к председателю правительства Михаилу...

Интерес соседей России к Волге простирается аж до Черного моря
Как-то уходит в сторону, что сверхинтенсивные нефтегазовые разработки в казахстанском секторе Каспия, сопредельном с волжской дельтой и российским сектором...

Обвал рынка бытовой техники наблюдается в России
В первом квартале 2025 года рынок холодильников в России столкнулся с серьезными изменениями. По информации, предоставленной представителем компании...

Куда делось золото Российской империи
00:11 Каким был золотой запас царской России 03:16 Сколько золота досталось большевикам после революции 03:58 Золото Колчака: сколько золота было у белых 04:34...

От металлургии до энергетики: крупнейшие компании РФ на грани краха
Центробанк РФ предупредил о высокой степени риска банкротства среди крупнейших компаний. Изменения, произошедшие в стране, оказали отрицательное влияние на...

Могут ли отменить пенсии в России?
Ведущий телеканала «Соловьев Live» Сергей Мардан в ходе эфирной дискуссии о демографии в России выдвинул провокационное предложение об отмене пенсионного...

Казахстан открывает вторую фазу проекта по спасению Северного Арала
Предусматриваются реконструкция Кокаральской плотины и возведение нового гидроузла. Это позволит повысить уровень моря до 44 м по Балтийской системе, увеличить...

Самолеты недружественных стран начали летать над Россией
Самолеты недружественных стран летают в небе над Россией. Об этом свидетельствуют данные сервиса Flightradar24....

Запад удивлён: Россия строит то, что считали невозможным
МС-21, самый востребованный в мире тип лайнера, стал символом преодоления санкционного давления. Проект не просто жив, а готов пережить Boeing, заявили в...

Процесс запущен: российское сельское хозяйство «умнеет»
В последние годы технологии всерьез добрались до полей и ферм в России. Теперь над нашими хозяйствами все чаще пролетают крупные агродроны, во многих местах в...

Турецкой АЭС «Росатома» ставят палки в колеса, замедляя работы на трех блоках
Из-за задержки с поступлением $ 7 млрд замедляется строительство трех энергоблоков АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Как сообщает «Московский комсомолец —...

Экономисты оценили вероятность исчезновения наличных в России
Многие слышали о том, что мир движется к безналичному обществу. Но кажется, если это и случится, то в далеко в будущем. Однако эта реальность становится все...

Названа цена одного самолета «Байкал»
Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина, но в 2019 г. проект...