Экспорт угля из РФ падает третий год – когда это закончится?
Угольная отрасль сегодня переживает одну из самых сложных фаз в своей истории: экспорт падает третий год подряд. Прогнозы аналитиков не внушают оптимизма: по их мнению, кризис угольной промышленности продолжится как минимум до 2027 года. Несмотря на пессимистичный настрой, эксперты выделяют несколько факторов, которые могут способствовать выходу из кризиса, но этот процесс, скорее всего, займет несколько лет.
Парадокс: цены падают, несмотря на высокий спрос
Мировой рынок угля в 2024 году продемонстрировал парадоксальную ситуацию: несмотря на рекордный спрос, достигший, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), 7,25 миллиарда тонн, цены на уголь существенно снизились. Этот феномен объясняется сложным переплетением геополитических факторов, санкционного давления и проблем с логистикой.
Введение США санкций SDN (Specially Designated Nationals) против ряда российских угольных компаний, наложило серьезные ограничения на международные расчеты и доступ к мировым финансовым рынкам. Это затруднило не только продажу угля, но и закупку необходимого оборудования, комплектующих и топлива для работы шахт и железнодорожного транспорта.
Параллельно с этим, в России были введены экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара США, что дополнительно повысило цену на уголь для импортеров, снизив конкурентоспособность отечественных поставок. Китайская Народная Республика, ставшая одним из основных рынков сбыта для российского угля, также ввела собственные импортные пошлины.
По некоторым экспертным оценкам, доля убыточных компаний превысила 53%, а чистый убыток за первые десять месяцев 2024 года составил 0,83 миллиарда долларов США по сравнению с прибылью в размере более 3,09 миллиарда долларов США годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 году, в разгар пандемии коронавирусной инфекции.
В 2024 году компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции. Однако правительство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены экспортных пошлин, которые перевешиваются повышением тарифов РЖД на 13,8% в 2025 году.
Почему угольная отрасль не выйдет из кризиса раньше 2027 года?
Forbes пишет, что в отчете NEFT Research говорится, что стабилизация ситуации в угольной отрасли возможна лишь в том случае, если будет сокращено предложение угля и снизится его добыча. Мировой спрос, как и в прошлом, зависит от китайского, индийского и некоторых других азиатских рынков, но в последние годы мировая экономика переживает значительные трансформации, что влияет на спрос и предложение угля.
Основные факторы, определяющие кризис угольной отрасли:
1. Снижение спроса в развитых странах. Европейские страны активно сокращают потребление угля в пользу более экологичных источников энергии – возобновляемых и природного газа. Вслед за этим идет снижение потребности в угле на старых рынках.
2. Риски для России. Отечественные угольщики сталкиваются с санкциями, логистическими ограничениями и возрастающими затратами на экспорт. Это негативно влияет на рентабельность, так как российский уголь не может поступать на привычные западные рынки, а новые рынки не компенсируют потери.
3. Накопление запасов и рост добычи в Китае и Индии. В этих странах добыча угля продолжает расти, что, с одной стороны, обеспечивает углем мировые рынки, но с другой – создает избыток предложения и снижает цены.
Прогнозы на ближайшие два года
Согласно прогнозам аналитиков, в первом квартале 2025 года цены на уголь будут оставаться под давлением. Причиной этому является наличие больших запасов угля, а также рост добычи в Китае и Индии. Прогнозируемые цены будут варьироваться от 87 до 106 долларов за тонну, в зависимости от качества угля и региона поставки. Для сравнения, в четвертом квартале 2024 года цены находились в диапазоне от 84 до 112 долларов за тонну.
Несмотря на это, российские производители будут вынуждены продавать уголь с большими скидками, чтобы конкурировать на внешнем рынке. На экспортных рынках России уголь продавался по цене от 81 до 90 долларов за тонну в четвертом квартале 2024 года, а в первом квартале текущего календарного года эта цифра может упасть до 81–87 долларов за тонну.
Прогноз по мировому спросу и изменениям на рынках
Ожидается, что объемы мировой торговли углем начнут снижаться с 2025–2026 годов. Китай, крупнейший покупатель угля, уже сейчас стремится удовлетворить свои растущие энергетические потребности за счет возобновляемых источников энергии. В 2026 году импорт угля в Китай может снизиться до 295 миллионов тонн – это почти на 25% меньше текущего уровня. В Европе тенденция к сокращению потребления угля также будет продолжаться. Однако на других рынках, таких как Индия, Вьетнам и Индонезия, спрос на уголь продолжит расти.
Перспективы до 2027 года
Прогнозы NEFT Research говорят о том, что мировая угольная отрасль сможет выйти из кризиса не раньше 2027 года. Однако для этого потребуется, чтобы предложение угля сократилось, а число угольных предприятий в мире снизилось. Мировые котировки на уголь с калорийностью 6000 ккал/кг к этому времени могут стабилизироваться в диапазоне 91–97 долларов за тонну, а российский уголь будет продаваться по цене 81–87 долларов за тонну.
Мировое потребление угля в 2024 году, по прогнозам, достигнет 8,77 миллиарда тонн, что является рекордным показателем. Однако снижение потребления угля в развитых странах будет компенсироваться ростом спроса в развивающихся странах, таких как Индия, Вьетнам и Индонезия. Тем не менее, отечественным экспортерам придется преодолевать серьезные логистические проблемы для переориентации на новые рынки.
Напомним, что несколькими днями ранее мы уже рассказывали нашим читателям, что Россия и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан.
Парадокс: цены падают, несмотря на высокий спрос
Мировой рынок угля в 2024 году продемонстрировал парадоксальную ситуацию: несмотря на рекордный спрос, достигший, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), 7,25 миллиарда тонн, цены на уголь существенно снизились. Этот феномен объясняется сложным переплетением геополитических факторов, санкционного давления и проблем с логистикой.
Введение США санкций SDN (Specially Designated Nationals) против ряда российских угольных компаний, наложило серьезные ограничения на международные расчеты и доступ к мировым финансовым рынкам. Это затруднило не только продажу угля, но и закупку необходимого оборудования, комплектующих и топлива для работы шахт и железнодорожного транспорта.
Параллельно с этим, в России были введены экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара США, что дополнительно повысило цену на уголь для импортеров, снизив конкурентоспособность отечественных поставок. Китайская Народная Республика, ставшая одним из основных рынков сбыта для российского угля, также ввела собственные импортные пошлины.
По некоторым экспертным оценкам, доля убыточных компаний превысила 53%, а чистый убыток за первые десять месяцев 2024 года составил 0,83 миллиарда долларов США по сравнению с прибылью в размере более 3,09 миллиарда долларов США годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 году, в разгар пандемии коронавирусной инфекции.
В 2024 году компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции. Однако правительство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены экспортных пошлин, которые перевешиваются повышением тарифов РЖД на 13,8% в 2025 году.
Почему угольная отрасль не выйдет из кризиса раньше 2027 года?
Forbes пишет, что в отчете NEFT Research говорится, что стабилизация ситуации в угольной отрасли возможна лишь в том случае, если будет сокращено предложение угля и снизится его добыча. Мировой спрос, как и в прошлом, зависит от китайского, индийского и некоторых других азиатских рынков, но в последние годы мировая экономика переживает значительные трансформации, что влияет на спрос и предложение угля.
Основные факторы, определяющие кризис угольной отрасли:
1. Снижение спроса в развитых странах. Европейские страны активно сокращают потребление угля в пользу более экологичных источников энергии – возобновляемых и природного газа. Вслед за этим идет снижение потребности в угле на старых рынках.
2. Риски для России. Отечественные угольщики сталкиваются с санкциями, логистическими ограничениями и возрастающими затратами на экспорт. Это негативно влияет на рентабельность, так как российский уголь не может поступать на привычные западные рынки, а новые рынки не компенсируют потери.
3. Накопление запасов и рост добычи в Китае и Индии. В этих странах добыча угля продолжает расти, что, с одной стороны, обеспечивает углем мировые рынки, но с другой – создает избыток предложения и снижает цены.
Прогнозы на ближайшие два года
Согласно прогнозам аналитиков, в первом квартале 2025 года цены на уголь будут оставаться под давлением. Причиной этому является наличие больших запасов угля, а также рост добычи в Китае и Индии. Прогнозируемые цены будут варьироваться от 87 до 106 долларов за тонну, в зависимости от качества угля и региона поставки. Для сравнения, в четвертом квартале 2024 года цены находились в диапазоне от 84 до 112 долларов за тонну.
Несмотря на это, российские производители будут вынуждены продавать уголь с большими скидками, чтобы конкурировать на внешнем рынке. На экспортных рынках России уголь продавался по цене от 81 до 90 долларов за тонну в четвертом квартале 2024 года, а в первом квартале текущего календарного года эта цифра может упасть до 81–87 долларов за тонну.
Прогноз по мировому спросу и изменениям на рынках
Ожидается, что объемы мировой торговли углем начнут снижаться с 2025–2026 годов. Китай, крупнейший покупатель угля, уже сейчас стремится удовлетворить свои растущие энергетические потребности за счет возобновляемых источников энергии. В 2026 году импорт угля в Китай может снизиться до 295 миллионов тонн – это почти на 25% меньше текущего уровня. В Европе тенденция к сокращению потребления угля также будет продолжаться. Однако на других рынках, таких как Индия, Вьетнам и Индонезия, спрос на уголь продолжит расти.
Перспективы до 2027 года
Прогнозы NEFT Research говорят о том, что мировая угольная отрасль сможет выйти из кризиса не раньше 2027 года. Однако для этого потребуется, чтобы предложение угля сократилось, а число угольных предприятий в мире снизилось. Мировые котировки на уголь с калорийностью 6000 ккал/кг к этому времени могут стабилизироваться в диапазоне 91–97 долларов за тонну, а российский уголь будет продаваться по цене 81–87 долларов за тонну.
Мировое потребление угля в 2024 году, по прогнозам, достигнет 8,77 миллиарда тонн, что является рекордным показателем. Однако снижение потребления угля в развитых странах будет компенсироваться ростом спроса в развивающихся странах, таких как Индия, Вьетнам и Индонезия. Тем не менее, отечественным экспортерам придется преодолевать серьезные логистические проблемы для переориентации на новые рынки.
Напомним, что несколькими днями ранее мы уже рассказывали нашим читателям, что Россия и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Разрушено производство». Cтратегические заводы советуют перевезти в Сибирь
России пора повторить опыт Великой Отечественной войны, когда за Урал были вывезены порядка 1000 стратегических промышленных предприятий, которые очень быстро...
Металлургия на грани: Минпромторг РФ готовит спасательный план
На фоне сложной ситуации в металлургической отрасли России, Министерство промышленности и торговли РФ под руководством заместителя министра Михаила Юрина,...
Российский экспорт угля споткнулся о Тамань
Ситуация с экспортом угля в России сталкивается со значительными трудностями, особенно на терминале «ОТЭКО» в порту Тамань. Последние данные свидетельствуют о...
Провал аргентинского Чубайса. Что не так с «шоковой терапией» Хавьера Милея
Прошло больше года с момента прихода к власти в Аргентине Хавьера Милея – либертарианца, обещавшего уничтожить государственные институты и отдать экономику на...
Россия и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан
Россия и Иран достигли значительного прогресса в вопросе строительства газопровода, который будет проходить через территорию Азербайджана....
Новый антироссиюзский пакет: SWIFT и остальное
Евросоюз вновь решил «покачать» лодку, планируя новые антироссийские санкции в рамках так называемого 16-го пакета. В частности, под прицелом оказались...
Дроновая революция: российское производство БАС бьет рекорды
В 2024 году в России произошло настоящая дроновая революция – по данным отчета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, объем производства...
Дискаунтер «Светофор»: праздник жизни или конец веселья?
Для дискаунтеров «Светофор» новый год начался не с фейерверков, а скорее с затмения. Роспотребнадзор решил пристально заглянуть в закупочную стратегию марки, и...
Россия полностью отбила деньги, украденные у нее Западом
Бежавший в США экономист-русофоб и иноагент Андрей Илларионов не мог не признать роста российской экономики, чем опроверг популярный у западной пропаганды...
«Искры» из «ВАЗ»! Как Путина пытались водить за нос по Тольятти
Зачем России автогигант, который в проблемы России не въезжает...
Ошибка века: в США рассказали о «тройном промахе» Евросоюза с Россией
Решение Еврокомиссии, призванное укрепить позиции ЕС за счёт РФ, может обернуться «тройным промахом» для Европы. Пошлины на российские удобрения грозят...
Новый танкер для «Ямал СПГ»: «North Moon» на страже интересов
Проект компании «Новатэк», «Ямал СПГ», вновь пополнил свои ряды новыми технологиями и судами. На этот раз в фокусе внимания оказался танкер-газовоз North Moon,...
1млн мигрантов покинет РФ в 2025: эксперты назвали причины массового побега
По мнению экспертов, в текущем году страну может покинуть огромное количество иностранцев. Удержать мигрантов в России поможет конкурентоспособность и высокая...
«Лукойл» начинает строительство газохимического комплекса в Ставрополье
На горизонте в Ставропольском крае возникает новая веха: министр энергетики, промышленности и связи региона Иван Ковалев анонсировал старт масштабного проекта...
Красная цена «Гранты» — 200 тысяч, но АвтоВАЗу милее убытки
Склады затоварены, а народ не спешит покупать новые автомобили...
Жители Камчатки бьют тревогу: в регионе закончилась рыба даже по талонам
Жители Камчатского края жалуются на нехватку рыбы в регионе. Они заявили, что приобрести продукцию сложно даже по специальным талонам...