
Банкротство все ближе: компания «Космос» приостановила сертификат эксплуатанта
Недавняя информация издания «Коммерсантъ» поразила авиационное сообщество: бывший перевозчик государственной корпорации «Роскосмос», авиакомпания «Космос», официально обратилась в Росавиацию с просьбой приостановить свой сертификат эксплуатанта. Причины такого шагa очевидны: колоссальные долги, уход сотрудников и крайне ограниченный парк самолетов. Давайте подробнее разберемся в ситуации, которая складывается вокруг этой некогда успешной компании.
Картинка без красок: как «Космос» стал банкротом?
По данным регулятора, Росавиация остановила сертификат компании на коммерческие перевозки в ответ на заявление авиакомпании от 20 февраля. Впереди у «Космоса» – 270 дней на восстановление сертификата, но для этого необходимо успеть до введения внешнего управления. Казусам этой истории придает особую пикантность тот факт, что инспекция Федеральной налоговой службы уже подала иск в Арбитражный суд Москвы с требованием о признании «Космоса» банкротом.
Здесь важно отметить, что компания, после смены акционеров в конце 2022 года, потеряла более трех четвертей своих сотрудников. Вместо прежних 200 человек, по последним данным, в «Космосе» осталось всего около 40. У компании есть один единственный самолет – Як-42. Очевидно, что с такими раскладами шансы на спасение предприятия остаются минимальными.
Бурное прошлое и мрачное настоящее
Авиакомпания «Космос» основана в 1995 году на базе Ракетно-космической корпорации «Энергия». Неудивительно, что в ее активе были лицензии на перевозку опасных грузов, включая легковоспламеняющиеся и ядерные материалы. Она всегда выполняла специальные перевозки для «Роскосмоса» и его структур, а также имела допуски в разные страны, включая Китай и государства ЕС.
Однако с 2019 года на компанию легли новые обязанности по организации пассажирских перевозок в арктическом регионе для военнослужащих и гражданских специалистов. Как показало время, эти изменения оказались большим бременем, ресурсы компании истощились, а современное состояние – яркое тому подтверждение.
Сейчас общая сумма задолженности «Космоса» достигает 900 миллионов рублей. Большая часть этого долга – более 400 миллионов – принадлежит структурам «Роскосмоса», около 300 миллионов – СЛО Минобороны, а также задолженность перед ФНС и сотрудниками.
Минимальные шансы на восстановление
Собеседники «Коммерсанта» обращают внимание на одну настораживающую деталь: несмотря на будущее банкротство компании, она все еще имеет ценность благодаря своим допускам и компетенциям. Однако текущая ситуация выглядит очень мрачно: новые акционеры не намерены продолжать финансирование, и кредиты больше не выдаются.
В «Космосе» уверяют, что намерены восстановить свой сертификат и возобновить коммерческие перевозки. Для этого компания ведет активные переговоры по аренде дополнительных самолетов, особенно подходящих по типу к имеющимся в парке. Однако всего один Як-42 против требований ФАП-10 – это не выход.
Угрозы и возможности: будущее авиакомпании «Космос»
По информации «Коммерсанта», акционерное соглашение, подписанное в мае 2022 года, предполагало, что новый акционер будет способствовать долгосрочному развитию авиакомпании «Космос» и погашению задолженности перед «Роскосмосом» до 2041 года. Однако, как выясняется, реализация этих амбициозных планов оказалась под угрозой. Причины кроются как в смене интересов бенефициара, так и в изменениях внутри самой компании и государственного управления.
Упадок интереса и уход кураторов
Источники издания также сообщают, что ситуация началась с ареста бывшего замминистра обороны Тимура Иванова в апреле 2024 года. Его отсутствие привело к потере заинтересованности в поддержке «Космоса» как «планово-убыточного перевозчика». Новый генеральный директор Михаил Смирных, пришедший в компанию в мае 2024 года, пытался инициировать обсуждения о том, как оптимизировать деятельность компании, однако его усилия не увенчались успехом. Основной акционер стал «конструктивно» недоступен, что привело к полной неопределенности в управлении.
Проблемы с флотом и их последствия
На конец 2022 года Минобороны планировало обновить флот авиакомпании, закупив семь самолетов со вторичного рынка, включая Ил-76 и Ту-204/214. Однако финансовые затруднения и задержки в процессах ремаркетинга помешали осуществлению этих планов. Несмотря на предварительные переговоры с другими авиакомпаниями о передаче самолетов, процесс был заморожен, и усилия по пополнению парка оказались тщетными.
Попытка банкротства и замороженное руководство
«Космос» столкнулся с серьезными проблемами, и первая попытка начать процедуру банкротства была предпринята основным акционером 24 мая 2024 года. После увольнения гендиректора компании, отсутствие кворума в совете директоров сыграло злую шутку. Глава организации оказался «прикован» к должности, и принятие новых решений задерживались, что только усугубило проблему. В данной ситуации авиакомпания продолжает поиски потенциальных инвесторов и расширяет сотрудничество с существующими заказчиками, хотя финансовое оздоровление остается под большим вопросом.
Компетенции как ценность
Несмотря на все трудности, компания обладает ценными компетенциями, штатом специалистов и необходимыми допусками. Однако получить лицензию на международные рейсы новым операторам будет крайне непросто. В условиях санкций этот процесс усложнится еще больше, особенно для получения международного кода ICAO. Текущая ситуация требует от «Космоса» активных шагов для возобновления перевозок, что может помочь компенсировать долги перед «Роскосмосом».
Возможность мирового соглашения
По словам партнера юридической фирмы Briefcase Law Office Анны Самойловой, существует перспектива сохранить компанию, заключив мировое соглашение со всеми кредиторами. Это может стать единственным вариантом избежать ликвидации в рамках конкурсного производства. Важно отметить, что даже если «Космосу» удастся восстановить полеты на 2–3 самолета, это может значительно улучшить финансовое состояние компании за короткий срок, позволяя рассчитываться с налоговой и снова начать гасить задолженности.
Авиакомпания «Космос» оказалась в сложной ситуации: от изменения бенефициара до потерянных возможностей по обновлению парка и выхода на новые рынки. Однако наличие компетентных специалистов и стремление к восстановлению говорят о том, что у компании все еще есть шансы на второе дыхание. Путь к выходу из кризиса будет непростым, но изменения в управлении, поддержка инвесторов и логичное использование имеющихся ресурсов могут стать основой для новой истории «Космоса».
Заключительный аккорд?
Банкротство авиакомпании «Космос» – это не только история о неудачах и долгах, но и показатель более глубоких проблем в отечественной авиации. Как отмечают эксперты, будущее компании теперь зависит не только от ее желаний, но также от жестких экономических реалий и отсутствия поддержки со стороны акционеров. Кажется, что «проект Тимура Иванова» на данный момент следует считать в значительной степени провалившимся, и шансы на спасение «Космоса» стремятся к нулю.
Вероятно, мы станем свидетелями заслушивания последнего аккорда этой истории. Вопрос лишь в том, когда и какими последствиями для авиационного рынка закончится эта драма. Однако, как бы ни разрешилась ситуация, она уже стала своеобразным символом переходного периода в российской авиации, который требует кардинальных изменений и новаторских подходов.
Картинка без красок: как «Космос» стал банкротом?
По данным регулятора, Росавиация остановила сертификат компании на коммерческие перевозки в ответ на заявление авиакомпании от 20 февраля. Впереди у «Космоса» – 270 дней на восстановление сертификата, но для этого необходимо успеть до введения внешнего управления. Казусам этой истории придает особую пикантность тот факт, что инспекция Федеральной налоговой службы уже подала иск в Арбитражный суд Москвы с требованием о признании «Космоса» банкротом.
Здесь важно отметить, что компания, после смены акционеров в конце 2022 года, потеряла более трех четвертей своих сотрудников. Вместо прежних 200 человек, по последним данным, в «Космосе» осталось всего около 40. У компании есть один единственный самолет – Як-42. Очевидно, что с такими раскладами шансы на спасение предприятия остаются минимальными.
Бурное прошлое и мрачное настоящее
Авиакомпания «Космос» основана в 1995 году на базе Ракетно-космической корпорации «Энергия». Неудивительно, что в ее активе были лицензии на перевозку опасных грузов, включая легковоспламеняющиеся и ядерные материалы. Она всегда выполняла специальные перевозки для «Роскосмоса» и его структур, а также имела допуски в разные страны, включая Китай и государства ЕС.
Однако с 2019 года на компанию легли новые обязанности по организации пассажирских перевозок в арктическом регионе для военнослужащих и гражданских специалистов. Как показало время, эти изменения оказались большим бременем, ресурсы компании истощились, а современное состояние – яркое тому подтверждение.
Сейчас общая сумма задолженности «Космоса» достигает 900 миллионов рублей. Большая часть этого долга – более 400 миллионов – принадлежит структурам «Роскосмоса», около 300 миллионов – СЛО Минобороны, а также задолженность перед ФНС и сотрудниками.
Минимальные шансы на восстановление
Собеседники «Коммерсанта» обращают внимание на одну настораживающую деталь: несмотря на будущее банкротство компании, она все еще имеет ценность благодаря своим допускам и компетенциям. Однако текущая ситуация выглядит очень мрачно: новые акционеры не намерены продолжать финансирование, и кредиты больше не выдаются.
В «Космосе» уверяют, что намерены восстановить свой сертификат и возобновить коммерческие перевозки. Для этого компания ведет активные переговоры по аренде дополнительных самолетов, особенно подходящих по типу к имеющимся в парке. Однако всего один Як-42 против требований ФАП-10 – это не выход.
Угрозы и возможности: будущее авиакомпании «Космос»
По информации «Коммерсанта», акционерное соглашение, подписанное в мае 2022 года, предполагало, что новый акционер будет способствовать долгосрочному развитию авиакомпании «Космос» и погашению задолженности перед «Роскосмосом» до 2041 года. Однако, как выясняется, реализация этих амбициозных планов оказалась под угрозой. Причины кроются как в смене интересов бенефициара, так и в изменениях внутри самой компании и государственного управления.
Упадок интереса и уход кураторов
Источники издания также сообщают, что ситуация началась с ареста бывшего замминистра обороны Тимура Иванова в апреле 2024 года. Его отсутствие привело к потере заинтересованности в поддержке «Космоса» как «планово-убыточного перевозчика». Новый генеральный директор Михаил Смирных, пришедший в компанию в мае 2024 года, пытался инициировать обсуждения о том, как оптимизировать деятельность компании, однако его усилия не увенчались успехом. Основной акционер стал «конструктивно» недоступен, что привело к полной неопределенности в управлении.
Проблемы с флотом и их последствия
На конец 2022 года Минобороны планировало обновить флот авиакомпании, закупив семь самолетов со вторичного рынка, включая Ил-76 и Ту-204/214. Однако финансовые затруднения и задержки в процессах ремаркетинга помешали осуществлению этих планов. Несмотря на предварительные переговоры с другими авиакомпаниями о передаче самолетов, процесс был заморожен, и усилия по пополнению парка оказались тщетными.
Попытка банкротства и замороженное руководство
«Космос» столкнулся с серьезными проблемами, и первая попытка начать процедуру банкротства была предпринята основным акционером 24 мая 2024 года. После увольнения гендиректора компании, отсутствие кворума в совете директоров сыграло злую шутку. Глава организации оказался «прикован» к должности, и принятие новых решений задерживались, что только усугубило проблему. В данной ситуации авиакомпания продолжает поиски потенциальных инвесторов и расширяет сотрудничество с существующими заказчиками, хотя финансовое оздоровление остается под большим вопросом.
Компетенции как ценность
Несмотря на все трудности, компания обладает ценными компетенциями, штатом специалистов и необходимыми допусками. Однако получить лицензию на международные рейсы новым операторам будет крайне непросто. В условиях санкций этот процесс усложнится еще больше, особенно для получения международного кода ICAO. Текущая ситуация требует от «Космоса» активных шагов для возобновления перевозок, что может помочь компенсировать долги перед «Роскосмосом».
Возможность мирового соглашения
По словам партнера юридической фирмы Briefcase Law Office Анны Самойловой, существует перспектива сохранить компанию, заключив мировое соглашение со всеми кредиторами. Это может стать единственным вариантом избежать ликвидации в рамках конкурсного производства. Важно отметить, что даже если «Космосу» удастся восстановить полеты на 2–3 самолета, это может значительно улучшить финансовое состояние компании за короткий срок, позволяя рассчитываться с налоговой и снова начать гасить задолженности.
Авиакомпания «Космос» оказалась в сложной ситуации: от изменения бенефициара до потерянных возможностей по обновлению парка и выхода на новые рынки. Однако наличие компетентных специалистов и стремление к восстановлению говорят о том, что у компании все еще есть шансы на второе дыхание. Путь к выходу из кризиса будет непростым, но изменения в управлении, поддержка инвесторов и логичное использование имеющихся ресурсов могут стать основой для новой истории «Космоса».
Заключительный аккорд?
Банкротство авиакомпании «Космос» – это не только история о неудачах и долгах, но и показатель более глубоких проблем в отечественной авиации. Как отмечают эксперты, будущее компании теперь зависит не только от ее желаний, но также от жестких экономических реалий и отсутствия поддержки со стороны акционеров. Кажется, что «проект Тимура Иванова» на данный момент следует считать в значительной степени провалившимся, и шансы на спасение «Космоса» стремятся к нулю.
Вероятно, мы станем свидетелями заслушивания последнего аккорда этой истории. Вопрос лишь в том, когда и какими последствиями для авиационного рынка закончится эта драма. Однако, как бы ни разрешилась ситуация, она уже стала своеобразным символом переходного периода в российской авиации, который требует кардинальных изменений и новаторских подходов.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Репутация армянских коньяков на российском рынке оказалась под угрозой
На днях мир алкогольной отрасли потрясла новость, которая не оставила равнодушными любителей крепких напитков в России. Исследование, проведенное Союзом...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

10-километровые очереди фур: Что ищут на границе с Казахстаном
Ужесточение пограничных досмотров стало для многих водителей неожиданным...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Война резервов. Сколько сил осталось у Киева?
Рейтинг ценных бумаг, привязанных к ВВП Украины, упал до дефолтного уровня, — объявило в июне международное агентство S&P Global Ratings. Киев отказался...

7,5 миллиарда рублей ущерба: итоги работы экс-руководителей Дальнегорского ГОКа
В городе Дальнегорск (Приморский край) вновь разгорелись финансовые страсти – общий ущерб от действий бывших руководителей Дальнегорского горно-обогатительного...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Прощай, Запад: полностью импортозамещённый SJ-100 встал на крыло
В России появился полностью импортозамещённый пассажирский самолёт SJ-100. На днях ОАК продемонстрировала его СМИ...