Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
4 927

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?

Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и восток вновь в центре внимания оказывается известный и недооцененный проект – транспортный коридор «Север–Юг».


Что, если вместо 45 дней по морю грузы из Индии смогут прибывать в РФ всего за две недели? Что, если Россия получит прямой сухопутный путь к Персидскому заливу, а индийский бизнес – легкий доступ к Европе и Арктике? Маршрут, способный перевернуть логистическую карту Евразии, уже строится через порты Каспия, азиатские степи и кавказские горы.

Что такое МТК «Север – Юг»?

Речь идет о сети мультимодальных маршрутов, соединяющих Северную и Западную Европу с Южной Азией через Россию, Иран, Индию. Проект охватывает три основных направления:

1. Западное. Идет через Астрахань, Махачкалу, Азербайджан (Баку, Астара), далее по строящейся железной дороге Решт – Казвин в Иране.

2. Восточное. Транзит через Казахстан, Туркменистан, в том числе с преодолением иранской границы.

3. Транскаспийское. Морские перевозки по Каспийскому морю между портами России и Ирана.

Стартовая точка коридора – порты Балтики, прежде всего Санкт-Петербург. Далее путь идет через центральную часть России, затрагивая Москву, Рязань, Саратов, Волгоград. Маршрут «упирается» в крупные логистические узлы на юге – Астрахань и Махачкалу.

После перехода через границу РФ грузы двигаются или по землям Азербайджана и Ирана, или через Казахстан и Туркменистан. На финише – порт Мумбаи с последующим выходом в воды Индийского океана.

Коридор имеет мультимодальный характер и предполагает использование железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. В случае с ЖД-составами есть проблема из-за разной колеи – в России принят стандарт 1520 мм, тогда как в Иране она более узкая (1435 мм).

Актуальное состояние проекта

На 2025 год в эксплуатацию введены ключевые участки маршрута, продолжается модернизация транспортных узлов и ведется работа по заключению межгосударственных соглашений.

Сейчас в РФ функционирует железнодорожный маршрут протяженностью более 2500 км от Санкт-Петербурга до Астрахани. Порты, расположенные на побережье Каспийского моря (в первую очередь Астрахань, Махачкала, Оля) уже принимают участие в транспортировке грузов. При этом со стороны Ирана идет сотрудничество за счет портовых городов Бендер-Энзели, Амирабад.

Двумя годами ранее заключено соглашение о совместной постройке ЖД линии из Решта в Астару длиной 165 км. Она завершит формирование западного маршрута и будет включать в себя участки с разной шириной колеи. Завершение строительства этого участка планируется в 2028 году.

Реконструкции подлежат автомобильные пункты пропуска «Дербент», «Верхний Ларс» и «Яраг–Казмаляр», а также автомагистрали, включая трассу Р-217 «Кавказ» и местные объездные дороги.

Фактический объем грузоперевозок по МТК «Север – Юг» в 2023 году составил около 15 млн тонн. Основные категории грузов включают в себя нефтепродукты, зерно, черные металлы. К 2025 году прогнозируется увеличение до 30 млн тонн с ожидаемым ростом до 35 млн тонн в течение 5 лет.

Почему это выгодно России?

Развитие проекта МТК «Север – Юг» имеет для России не только логистическую, но и стратегическую ценность. В условиях растущей геополитической изоляции и переориентации внешнеэкономических связей на юг и восток, коридор становится инструментом для диверсификации транспортных потоков и укрепления экономического суверенитета.

Сокращение сроков

Транспортировка грузов из индийского города Мумбаи в Санкт-Петербург по рассматриваемому маршруту занимает от 15 до 24 дней, тогда как доставка через Суэцкий канал требует от 30 до 45 дней ожидания. Это не только дает преимущество в скорости логистики, но и снижает итоговую стоимость транспортировки.

Укрепление экспорта

Россия получает возможность нарастить поставки конкурентоспособной продукции в страны Юга, в том числе продовольствия, минеральных удобрений, машиностроительной и нефтехимической продукции. Рынки Индии и государств Персидского залива становятся доступнее и выгоднее.

Развитие российских регионов

Реализация МТК дает импульс для развития инфраструктурных проектов в Поволжье, Астраханской области, Дагестане и других южных регионах. Строительство и модернизация портов, железных дорог и магистралей создает рабочие места, стимулирует логистику и производство.

Рост транзитных доходов

Россия получает возможность зарабатывать на транзите грузов из Индии, Ирана, стран Центральной Азии и Ближнего Востока в Европу и наоборот. Это может быть важной статьей доходов для бюджета, особенно в условиях изменения структуры внешней торговли.

Выгоды для Индии и стран Ближнего Востока

Проект представляет стратегическую ценность не только для России, но и для ее партнеров по южному направлению – прежде всего Индии, Ирана и стран Персидского залива. В противном случае они бы не принимали столь активного участия в его реализации. Рассмотрим их выгоды.

Доступ к новым рынкам

Индия получает сухопутный выход к европейской части России, странам ЕАЭС, Центральной Азии и даже к Арктическому региону. Это расширяет горизонты экспорта и облегчает торговлю с северными рынками, ранее слабо интегрированными в индийскую экономическую стратегию.

Снижение зависимости от Суэцкого канала

Суэцкий маршрут уязвим к задержкам, блокировкам и колебаниям политической обстановки. МТК «Север – Юг» предлагает устойчивую и более быструю альтернативу с меньшими издержками. Это критично для Ближнего Востока в условиях нестабильности морской логистики.

Расширение экспортных возможностей

Индийская экономика получает возможности для наращивания экспорта промышленной продукции, фармацевтики, текстиля и бытовой техники. Для стран Персидского залива открываются каналы поставок нефтехимии, строительных материалов и оборудования на север.

Участие в инфраструктурных проектах

Индийские и ближневосточные инвесторы проявляют интерес к строительству и модернизации инфраструктуры вдоль маршрута – портов, складов, терминалов, железных дорог. Это позволяет странам не только пользоваться маршрутом, но и извлекать прибыль из его эксплуатации.

Какие вызовы могут встать на пути?

Несмотря на стратегическую значимость и активную фазу реализации, проект МТК «Север – Юг» сталкивается с рядом объективных трудностей. В их числе:

• политическая нестабильность в регионе,

• недостаточно развитая инфраструктура,

• несогласованность стандартов и регламентов,

• бюрократические барьеры и дублирование контроля,

• конкуренция с альтернативными маршрутами,

Успешное преодоление этих вызовов требует комплексного подхода, включая согласование внешней политики, технологическую модернизацию и сближение между участниками маршрута. Без этого коридор рискует остаться пусть и перспективной, но не полностью реализованной инициативой, логистический потенциал которой так и будет нераскрытым до конца.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Вот почему Россия теряет космос

Вот почему Россия теряет космос

Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...