
Силовые установки для поездов на водородном топливе будут выпускать в Петербурге
«Завод Электропульт» в Санкт-Петербурге, входящий в Группу компаний (ГК) «Ключевые системы и компоненты» (КСК), планирует вложить около 500 миллионов рублей в производство водородного привода. Выпускать такого рода установки на предприятии рассчитывают начать летом 2026 года, сообщает издание «Ведомости».
Руководитель холдинга Тарас Спивак сообщил, что вложенные средства пойдут на создание производства, установку оборудования и проведения опытно-конструкторских работ. Часть денежных средств будет направлена на организацию испытательной базы.
Оборудование на водородном топливе разрабатывает «Завод Электропульт». Разработка состоит из системы хранения водорода, силовой установки (тяговый привод и преобразователи) на топливных ячейках и накопителя на литиевых батареях.
Проект водородных поездов реализуется в сотрудничестве с государственной корпорацией «Росатом», «Трансмашхолдингом» (ТМХ), компанией «Российские железные дороги» (РЖД) и правительством Сахалинской области. Осенью 2024 года ТМХ представил прототип водородного железнодорожного транспорта, и первый его экземпляр планируют собрать уже в текущем календарном году.
Генеральный директор «Завода Электропульт» Сергей Реботенко рассказал, что за 202 год в реализацию проекта, связанного с созданием водородного поезда уже было инвестировано порядка 1 миллиарда рублей.
По словам экспертов, запуск производства водородного привода должен совпасть с общим проектом по созданию первого в России поезда на водородном топливе. Заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников подтвердил планы по отправке первых инновационных железнодорожных составов до Сахалина в 2025 году.
В целом проект достаточно сложный. Как отмечает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Александр Дмитриев, таких разработок до этого никогда не было, поэтому планы требуют инвестиций и формирование отдельной инфраструктуры для водородных поездов.
Запустить полноценное производство предполагали еще в 2023 году, но сроки были перенесены. Причина – уход французского контрагента «Росатома» компании Air Liquide, которая в 2022 году закрыла все свои проекты в РФ. Сейчас планы реализуются самостоятельно при участии отечественных и зарубежных партнеров из дружественных стран.
Кроме того, эксперты обращают внимание на различные технические сложности, с которыми сталкиваются специалисты по созданию водородных топливных элементов, повышенные затраты на электроэнергию и серьезную стоимость батарей из-за содержания в них платины.
Однако, несмотря на затруднения, проект развивается. На сегодняшний день уже запущены полигоны, где будут испытывать двигатели и другое оборудование. Отметим, что потребность в водородных поездах есть не только на Сахалине.
Тем временем «Завод Электропульт» наращивает собственные компетенции в производстве компонентной базы для железнодорожного транспорта. Компания занимается сборкой генераторов и двигателей для подвижных составов по заказу «Трансмашхолдинга», что создает технологическую основу и для нового проекта.
Успех разработчиков позволит открыть новые возможности для развития самого экологичного транспорта в стране. Водородные поезда станут перспективной заменой традиционным видам железнодорожного подвижного состава, что особенно важно для регионов с уникальной природой.
Проект демонстрирует, как работает комплексный подход в транспортной отрасли, при котором объединяются несколько крупных компаний и государственных корпораций. Речь идет про создание революционных инноваций с учетом особенностей российского рынка.
Руководитель холдинга Тарас Спивак сообщил, что вложенные средства пойдут на создание производства, установку оборудования и проведения опытно-конструкторских работ. Часть денежных средств будет направлена на организацию испытательной базы.
Оборудование на водородном топливе разрабатывает «Завод Электропульт». Разработка состоит из системы хранения водорода, силовой установки (тяговый привод и преобразователи) на топливных ячейках и накопителя на литиевых батареях.
Проект водородных поездов реализуется в сотрудничестве с государственной корпорацией «Росатом», «Трансмашхолдингом» (ТМХ), компанией «Российские железные дороги» (РЖД) и правительством Сахалинской области. Осенью 2024 года ТМХ представил прототип водородного железнодорожного транспорта, и первый его экземпляр планируют собрать уже в текущем календарном году.
Генеральный директор «Завода Электропульт» Сергей Реботенко рассказал, что за 202 год в реализацию проекта, связанного с созданием водородного поезда уже было инвестировано порядка 1 миллиарда рублей.
По словам экспертов, запуск производства водородного привода должен совпасть с общим проектом по созданию первого в России поезда на водородном топливе. Заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников подтвердил планы по отправке первых инновационных железнодорожных составов до Сахалина в 2025 году.
В целом проект достаточно сложный. Как отмечает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Александр Дмитриев, таких разработок до этого никогда не было, поэтому планы требуют инвестиций и формирование отдельной инфраструктуры для водородных поездов.
Запустить полноценное производство предполагали еще в 2023 году, но сроки были перенесены. Причина – уход французского контрагента «Росатома» компании Air Liquide, которая в 2022 году закрыла все свои проекты в РФ. Сейчас планы реализуются самостоятельно при участии отечественных и зарубежных партнеров из дружественных стран.
Кроме того, эксперты обращают внимание на различные технические сложности, с которыми сталкиваются специалисты по созданию водородных топливных элементов, повышенные затраты на электроэнергию и серьезную стоимость батарей из-за содержания в них платины.
Однако, несмотря на затруднения, проект развивается. На сегодняшний день уже запущены полигоны, где будут испытывать двигатели и другое оборудование. Отметим, что потребность в водородных поездах есть не только на Сахалине.
Тем временем «Завод Электропульт» наращивает собственные компетенции в производстве компонентной базы для железнодорожного транспорта. Компания занимается сборкой генераторов и двигателей для подвижных составов по заказу «Трансмашхолдинга», что создает технологическую основу и для нового проекта.
Успех разработчиков позволит открыть новые возможности для развития самого экологичного транспорта в стране. Водородные поезда станут перспективной заменой традиционным видам железнодорожного подвижного состава, что особенно важно для регионов с уникальной природой.
Проект демонстрирует, как работает комплексный подход в транспортной отрасли, при котором объединяются несколько крупных компаний и государственных корпораций. Речь идет про создание революционных инноваций с учетом особенностей российского рынка.
- Элина Симцова
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Остров будущего: Россия и Китай вместе освоят территорию на Дальнем Востоке
Россия и Китай объединяются для освоения Большого Уссурийского острова. Совместными силами страны планируют превратить его в транспортно-логистический хаб...

Почему запасов нефти России хватит лишь на 26 лет
Россия и её энергетическая отрасль стоят перед грозным вызовом: разведанных объемов нефти, составляющих 31 млрд тонн, стране хватит лишь на 26 лет при текущем...

Германия меняет своё отношение к АЭС
Берлин изменил свое отношение к атомной энергетике и готов налаживать отношения с Францией, где АЭС являются основным источником генерации. Германия сама стала...

«Атомфлот» заплатит 1,5 миллиона долларов за повреждение танкера «Федор Литке»
Арбитражный суд в Мурманской области вынес решение, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» обязано выплатить...

СПГ-кризис в России: танкеры остались в море, не найдя покупателей
Попавший под санкции российский завод по производству СПГ запустил новую вторую очередь. При этом продать газ с первой очереди «Арктик СПГ-2» не удалось:...

Система маркировки «Честный знак»: сопротивление теневого рынка
Система маркировки «Честный знак», внедренная в России с 2016 года, задумывалась как инструмент борьбы с нелегальным оборотом товаров, контрафактом и защитой...

Россия возвращается на угольный рынок Бразилии
В апреле 2025 года Россия вновь начала экспортировать уголь в Бразилию после двухмесячного перерыва в феврале – марте 2025 года. Весенняя закупка оценивается в...

Невиданные до этого санкции: ЕС неожиданно нанёс удар по рыболовству России
Новый пакет европейских санкций затронул российские рыбопромышленные компании. Последствия ограничений могут отрицательно сказаться на отрасли....

Возвращение легенды: «Аэрофлот» закупит 11 новых модернизированных Ту-214
«Аэрофлот» возвращается к отечественным самолётам. Перевозчик заключил контракт, по которому получит модернизированные казанские Ту-214....

Челябинская загадка: 20 лет рыть метро, чтобы уткнуться в стену
Сомнений в необходимости проекта ценой 73 млрд рублей все больше...

Спасти продажи любой ценой: «АвтоВАЗ» готовит невиданные скидки для россиян
В России планируют повысить спрос на отечественные автомобили с помощью дополнительных скидок. Меры могут стать беспрецедентными для внутреннего рынка....

Прибалтийский гигант не вынес схватку с удобрениями из России
Achema по-прежнему не может адаптироваться к ценам на газ, которые и сейчас более чем вдвое превышают докризисные. С 2022 года Литва не получает российский газ....

Давайте отменим к чёртовой матери: в РФ сделали громкое заявление о пенсиях
В России предложили полностью отказаться от традиционной пенсионной системы. Такой шаг предполагается сделать для решения демографического кризиса в стране...

Так Путин сказал: «Опальное» научное направление свернули
В «зеленой» энергетике Россия отстает от стран БРИКС, особенно от Китая. Это уже критично для нас или еще нет?...

Суперпоезд будущего: в РФ показали высокоскоростной состав «Белый кречет»
Модель поезда, который будет курсировать на ВСМ между Москвой и Петербургом, представили на «ТранспортФест-2025». Посетители выставки увидели, как будут...

В России импортозаместили портальный пятиосевый фрезерный центр
Холдинг «Стан», принадлежащий государственной корпорации «Ростех», импортозаместил портальный пятиосевой фрезерный обрабатывающий центр модели 2000VH, который...