
Ученые из Челябинска нашли способ повысить эффективность электродвигателей
Ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) разработали новый метод улучшения динамических характеристик асинхронных электродвигателей с частотным управлением.
Значимость этой разработки высока, потому что асинхронные двигатели встроены в большую часть промышленного оборудования (около 80% всех электродвигателей).
Однако у традиционных асинхронных двигателей есть недостатки. Регулирование скорости вращения и поддержание стабильной работы, особенно при низких оборотах – сложная задача, которая требует существенных энергозатрат. Главный недостаток – это высокий уровень реактивной мощности, при которой значительная часть потребляемой энергии не используется для полезной работы, а рассеивается. Это снижает общую эффективность работы двигателя и может приводить к перегрузкам энергосистемы. А в случае применения в электромобилях и других автономных системах – к быстрому разряду батареи.
Ученые ЮУрГУ в сотрудничестве с «Копейским машиностроительным заводом» (Челябинская область) несколько лет искали решение этой задачи. Специалисты работали над оптимизацией тяговых приводов для самоходных вагонов, которые используются в угольных шахтах.
По словам профессора Владимира Кодкина, одного из участников проекта и ведущего специалиста кафедры «Автоматизированный электропривод» ЮУрГУ, проведение испытаний в реальных условиях шахты сыграло решающую роль в успехе проекта.
– поясняет профессор Кодкин.
Разработка российских ученых позволяет динамически изменять характеристики магнитного поля в зависимости от текущей нагрузки и требуемой скорости вращения. Это достигается за счет использования сложных алгоритмов управления, которые в режиме реального времени анализируют работу двигателя и корректируют параметры магнитного поля для оптимизации энергопотребления и повышения динамических характеристик.
Благодаря такому подходу, удалось существенно снизить уровень реактивных токов, увеличить скорость отклика двигателя на изменение нагрузки и повысить точность поддержания заданной скорости вращения.
Улучшение динамических характеристик позволило снизить механическую нагрузку на двигатель и продлить потенциальный срок его службы. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, эффективность электродвигателя повышается минимум на 50%, а общие потери электроэнергии удается снизить примерно в два раза.
Разработка в будущем может найти применение в таких сферах как промышленность, энергетика и транспорте. Особенно перспективно использование новой технологии в электромобилях, промышленных роботах, лифтах и другом оборудовании.
Значимость этой разработки высока, потому что асинхронные двигатели встроены в большую часть промышленного оборудования (около 80% всех электродвигателей).
Однако у традиционных асинхронных двигателей есть недостатки. Регулирование скорости вращения и поддержание стабильной работы, особенно при низких оборотах – сложная задача, которая требует существенных энергозатрат. Главный недостаток – это высокий уровень реактивной мощности, при которой значительная часть потребляемой энергии не используется для полезной работы, а рассеивается. Это снижает общую эффективность работы двигателя и может приводить к перегрузкам энергосистемы. А в случае применения в электромобилях и других автономных системах – к быстрому разряду батареи.
Ученые ЮУрГУ в сотрудничестве с «Копейским машиностроительным заводом» (Челябинская область) несколько лет искали решение этой задачи. Специалисты работали над оптимизацией тяговых приводов для самоходных вагонов, которые используются в угольных шахтах.
По словам профессора Владимира Кодкина, одного из участников проекта и ведущего специалиста кафедры «Автоматизированный электропривод» ЮУрГУ, проведение испытаний в реальных условиях шахты сыграло решающую роль в успехе проекта.
Лабораторные стенды не способны в полной мере воспроизвести динамически меняющуюся нагрузку, характерную для работы самоходных вагонов в шахте. Испытания на полигоне завода и под землей позволили получить бесценные данные о поведении асинхронного электропривода в широком диапазоне нагрузок, что существенно повлияло на разработку и настройку нашей системы управления
– поясняет профессор Кодкин.
Разработка российских ученых позволяет динамически изменять характеристики магнитного поля в зависимости от текущей нагрузки и требуемой скорости вращения. Это достигается за счет использования сложных алгоритмов управления, которые в режиме реального времени анализируют работу двигателя и корректируют параметры магнитного поля для оптимизации энергопотребления и повышения динамических характеристик.
Благодаря такому подходу, удалось существенно снизить уровень реактивных токов, увеличить скорость отклика двигателя на изменение нагрузки и повысить точность поддержания заданной скорости вращения.
Улучшение динамических характеристик позволило снизить механическую нагрузку на двигатель и продлить потенциальный срок его службы. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, эффективность электродвигателя повышается минимум на 50%, а общие потери электроэнергии удается снизить примерно в два раза.
Разработка в будущем может найти применение в таких сферах как промышленность, энергетика и транспорте. Особенно перспективно использование новой технологии в электромобилях, промышленных роботах, лифтах и другом оборудовании.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Остров будущего: Россия и Китай вместе освоят территорию на Дальнем Востоке
Россия и Китай объединяются для освоения Большого Уссурийского острова. Совместными силами страны планируют превратить его в транспортно-логистический хаб...

Почему запасов нефти России хватит лишь на 26 лет
Россия и её энергетическая отрасль стоят перед грозным вызовом: разведанных объемов нефти, составляющих 31 млрд тонн, стране хватит лишь на 26 лет при текущем...

Германия меняет своё отношение к АЭС
Берлин изменил свое отношение к атомной энергетике и готов налаживать отношения с Францией, где АЭС являются основным источником генерации. Германия сама стала...

«Атомфлот» заплатит 1,5 миллиона долларов за повреждение танкера «Федор Литке»
Арбитражный суд в Мурманской области вынес решение, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» обязано выплатить...

СПГ-кризис в России: танкеры остались в море, не найдя покупателей
Попавший под санкции российский завод по производству СПГ запустил новую вторую очередь. При этом продать газ с первой очереди «Арктик СПГ-2» не удалось:...

Система маркировки «Честный знак»: сопротивление теневого рынка
Система маркировки «Честный знак», внедренная в России с 2016 года, задумывалась как инструмент борьбы с нелегальным оборотом товаров, контрафактом и защитой...

Россия возвращается на угольный рынок Бразилии
В апреле 2025 года Россия вновь начала экспортировать уголь в Бразилию после двухмесячного перерыва в феврале – марте 2025 года. Весенняя закупка оценивается в...

Невиданные до этого санкции: ЕС неожиданно нанёс удар по рыболовству России
Новый пакет европейских санкций затронул российские рыбопромышленные компании. Последствия ограничений могут отрицательно сказаться на отрасли....

Возвращение легенды: «Аэрофлот» закупит 11 новых модернизированных Ту-214
«Аэрофлот» возвращается к отечественным самолётам. Перевозчик заключил контракт, по которому получит модернизированные казанские Ту-214....

Челябинская загадка: 20 лет рыть метро, чтобы уткнуться в стену
Сомнений в необходимости проекта ценой 73 млрд рублей все больше...

Спасти продажи любой ценой: «АвтоВАЗ» готовит невиданные скидки для россиян
В России планируют повысить спрос на отечественные автомобили с помощью дополнительных скидок. Меры могут стать беспрецедентными для внутреннего рынка....

Прибалтийский гигант не вынес схватку с удобрениями из России
Achema по-прежнему не может адаптироваться к ценам на газ, которые и сейчас более чем вдвое превышают докризисные. С 2022 года Литва не получает российский газ....

Давайте отменим к чёртовой матери: в РФ сделали громкое заявление о пенсиях
В России предложили полностью отказаться от традиционной пенсионной системы. Такой шаг предполагается сделать для решения демографического кризиса в стране...

Так Путин сказал: «Опальное» научное направление свернули
В «зеленой» энергетике Россия отстает от стран БРИКС, особенно от Китая. Это уже критично для нас или еще нет?...

Суперпоезд будущего: в РФ показали высокоскоростной состав «Белый кречет»
Модель поезда, который будет курсировать на ВСМ между Москвой и Петербургом, представили на «ТранспортФест-2025». Посетители выставки увидели, как будут...

В России импортозаместили портальный пятиосевый фрезерный центр
Холдинг «Стан», принадлежащий государственной корпорации «Ростех», импортозаместил портальный пятиосевой фрезерный обрабатывающий центр модели 2000VH, который...