
Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже превышает общее число закрытий за весь 2024 год (187 автосалонов). Только за первые 3 месяца продажи автомобилей «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) сократились в среднем на 31%. Основные факторы, которые повлияли на ситуацию – это постоянное увеличение утилизационного сбора и высокие кредитные ставки (следствие действий Центробанка РФ).
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
Продавать китайские автомобили без собственных оборотных средств сейчас практически невозможно. При необходимости заработать для банка 28%, наценка становится неприемлемой в условиях профицита автомобилей. Кумулятивная прибыль на обычных «китайцах», таких как Bestune, Jaecoo, Kaiyi, Geely была менее 100–120 тысяч рублей, что делает бизнес невыгодным. В марте ожидали роста продаж на 50% по сравнению с февралем, однако результаты оказались хуже
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Танкер, который хотела захватить Эстония, прошел обратно с нефтью под новым именем
Танкер, который эстонские власти пытались захватить на его пути в Россию, спокойно прошел обратно с грузом нефти через Финский залив. Правда, под новым именем....

В Казахстане хотят получить воду Волги, игнорируя проблемы у себя на Каспии
Казахстан планирует обратиться к России из-за обмеления Каспийского моря – с предложением увеличить сток Волги или как-то перенаправить волжскую воду в...

Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период...

Евросоюз раздумывает над отключением российских банков от SWIFT
Возможное отключение 20 российских банков от системы SWIFT стало очередным шагом в долгой и запутанной истории экономических санкций, наложенных Евросоюзом на...

Северная Европа засыхает: что будут есть европейцы и по какой цене
Сильная засуха, подобной которой не было много десятилетий, уже несколько недель бушует в некоторых частях Северной Европы, от Шотландии до Нидерландов, и,...

Новый аэропорт «Архыз»: важный шаг для Карачаево-Черкесии
Управляющая компания «Аэропорты регионов» готовит масштабный проект нового аэропорта «Архыз», который будет построен в Карачаево-Черкессии. Этот амбициозный...

От металлургии до энергетики: крупнейшие компании РФ на грани краха
Центробанк РФ предупредил о высокой степени риска банкротства среди крупнейших компаний. Изменения, произошедшие в стране, оказали отрицательное влияние на...

Могут ли отменить пенсии в России?
Ведущий телеканала «Соловьев Live» Сергей Мардан в ходе эфирной дискуссии о демографии в России выдвинул провокационное предложение об отмене пенсионного...

В России импортозаместили портальный пятиосевый фрезерный центр
Холдинг «Стан», принадлежащий государственной корпорации «Ростех», импортозаместил портальный пятиосевой фрезерный обрабатывающий центр модели 2000VH, который...

Самолеты недружественных стран начали летать над Россией
Самолеты недружественных стран летают в небе над Россией. Об этом свидетельствуют данные сервиса Flightradar24....

Казахстан открывает вторую фазу проекта по спасению Северного Арала
Предусматриваются реконструкция Кокаральской плотины и возведение нового гидроузла. Это позволит повысить уровень моря до 44 м по Балтийской системе, увеличить...

Запад удивлён: Россия строит то, что считали невозможным
МС-21, самый востребованный в мире тип лайнера, стал символом преодоления санкционного давления. Проект не просто жив, а готов пережить Boeing, заявили в...

Обвал рынка бытовой техники наблюдается в России
В первом квартале 2025 года рынок холодильников в России столкнулся с серьезными изменениями. По информации, предоставленной представителем компании...

Российские фермеры просят государство о помощи
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направила обращение к председателю правительства Михаилу...

Процесс запущен: российское сельское хозяйство «умнеет»
В последние годы технологии всерьез добрались до полей и ферм в России. Теперь над нашими хозяйствами все чаще пролетают крупные агродроны, во многих местах в...

Акционеры «Газпрома» могут остаться без дивидендов
Совет директоров ПАО «Газпром» на своем последнем заседании рекомендовал не выплачивать дивиденды владельцам акций за 2024 год. Это решение будет рассмотрено...