Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже превышает общее число закрытий за весь 2024 год (187 автосалонов). Только за первые 3 месяца продажи автомобилей «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) сократились в среднем на 31%. Основные факторы, которые повлияли на ситуацию – это постоянное увеличение утилизационного сбора и высокие кредитные ставки (следствие действий Центробанка РФ).
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
Продавать китайские автомобили без собственных оборотных средств сейчас практически невозможно. При необходимости заработать для банка 28%, наценка становится неприемлемой в условиях профицита автомобилей. Кумулятивная прибыль на обычных «китайцах», таких как Bestune, Jaecoo, Kaiyi, Geely была менее 100–120 тысяч рублей, что делает бизнес невыгодным. В марте ожидали роста продаж на 50% по сравнению с февралем, однако результаты оказались хуже
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Министр финансов США взбешен – «как могла Россия смеяться с новых санкций»
В окружении президента Трампа русофобов не меньше, чем при прежнем главе администрации....
Вместо мостов: Москва отрезала левобережную Украину от западной электроэнергии
Теперь Киеву еще долго не помогут уже ни ляхи, ни любые другие «демократичные» европейские русофобы....
Денег из Киева не ждите: во Львове воды нет уже три дня, скоро хлынет и канализация
Город не получит десять миллиардов гривен от центральной власти на восстановление изношенного водогона и сточных каналов....
Мошенники TSMC: разработчиков «Байкала», российского процессора, «кинули» на Тайване
США и их сателлиты в Азии только представляются свободными и демократическими, на самом деле любой из них хуже обитателя Дикого Запада....
Необычный маневр: танкеры с нефтью РФ разворачиваются в море, меняя курс
На Западе уже поспешили назвать это «действием санкций», хотя истина может оказаться намного проще....
Месторождение в расход: в РФ отказались от попавшего под санкции нового проекта СПГ
При планировании и инвестициях необходимо учитывать жесткие реалии и конъюнктуру международного рынка....
В пику фон дер Ляйен: Европа теснит Индию и Китай по показателям импорта из России
Брюссель из штанов выпрыгивает, чтобы сократить доходы российской казны от поставки товаров и сырья за рубеж, однако подавить экспорт не получается....
Мертвый груз: немецкий энергогигант третий год погибает без российского газа
Убытки и недочет прибыли повсеместный, руководство энергетической компании готово на крайние меры....
Девять Чернобылей: все реакторы АЭС Украины на пределе, а электричества не хватает
Киев «посеял» атаки на энергетические объекты России, а «пожал» бурю в своей слабой системе АЭС, ТЭЦ, ГЭС и ТЭС....
Первый в РФ мегалайнер «Жириновский» прибыл на финальную достройку в СПб
«Жириновский» готовится бороздить моря: первый в России мегалайнер класса люкс завершает достройку в Петербурге...
РФ закручивает гайки: переводы тысяч граждан попадут под тотальный контроль
Под колпаком ЦБ — все валютные операции нерезидентов. Финансовая разведка закрывает утечки капитала за границу...
Деиндустриализация на марше: Германия потеряла свою гордость – знаменитый химпром
Пока власти в Берлине демонстративно-показательно взрывают градирни закрытых АЭС, в стране почти полностью разрушена ключевая отрасль промышленности....
Назад в СССР: в РФ возродят легендарную советскую традицию в с/хозяйстве
В некоторых регионах наблюдается рекордный урожай. Чтобы решить проблему сбора в России уже предложили вернуть старую добрую советскую традицию...
Грабёж «исключительных обстоятельств»: Запад присваивает китайский капитал
В практике западных государств, давно претендующих на роль хранителей международного правопорядка, наметилась тревожная тенденция, которую эксперты...
Спартанский курс ЦБ: суровое заявление Набиуллиной ошеломило бизнес
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина поставила точку: спасать всех подряд льготными кредитами российская экономика больше не может...
Российские бабушки научились обманывать ипотечников лучше мошенников ‒ блогер
Мошенничество и обман стали распространенными не только потому, что люди доверчивые, но также потому, что ошибки правоохранительной системы помогают процветать...