Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже превышает общее число закрытий за весь 2024 год (187 автосалонов). Только за первые 3 месяца продажи автомобилей «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) сократились в среднем на 31%. Основные факторы, которые повлияли на ситуацию – это постоянное увеличение утилизационного сбора и высокие кредитные ставки (следствие действий Центробанка РФ).
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.
Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.
Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.
На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.
Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.
Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.
Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.
Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.
Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.
К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.
Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.
В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.
Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.
Продавать китайские автомобили без собственных оборотных средств сейчас практически невозможно. При необходимости заработать для банка 28%, наценка становится неприемлемой в условиях профицита автомобилей. Кумулятивная прибыль на обычных «китайцах», таких как Bestune, Jaecoo, Kaiyi, Geely была менее 100–120 тысяч рублей, что делает бизнес невыгодным. В марте ожидали роста продаж на 50% по сравнению с февралем, однако результаты оказались хуже
– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).
Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.
Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Атака ВСУ остановила российский «Грейфер» в Каспийском море
Киевский режим потерял берега и остатки разума – боевики ВСУ выносят конфликт за пределы своей нищей замерзающей страны....
Украина стала «лысой» и задыхается, но зато «рекордные прибыли»
Союзник Запада стал наибеднейшим государством Европы. Это увядший рай, который живет только на деньги спонсоров....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Древнейшие запасы: РФ разбогатела на палеозойскую нефть
Для отечественной нефтедобычи – это первый подобный промысел, открывающий новую веху в отрасли осложненной добычи....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
Винят Зеленского: на Украине не осталось ни одной «живой» электростанции
Плач Ярославны – читай Зеленского – слышится из Киева-града. Режим не может смириться с заслуженной карой за атаки по России....
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Невский умирает: в СМИ выяснили, почему бизнес побежал из центра Петербурга
В Петербурге обеспокоились оттоком бизнеса из центра города. Журналисты выяснили причины закрытия магазинов, сервисных центров и ресторанов...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Советские Ми-8 спишут в утиль: сотни вертолётов приготовили к ликвидации
Россия может потерять несколько сотен вертолётов Ми-8. В авиационной отрасли указали на критическую ситуацию...