Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
39 417

Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей

В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже превышает общее число закрытий за весь 2024 год (187 автосалонов). Только за первые 3 месяца продажи автомобилей «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) сократились в среднем на 31%. Основные факторы, которые повлияли на ситуацию – это постоянное увеличение утилизационного сбора и высокие кредитные ставки (следствие действий Центробанка РФ).


Несмотря на это, эксперты не говорят о завершении эпохи доминирования китайских машин в России из-за высокой базы 2024 года. Ожидается, что в целом падение составит в среднем 15–17%, что приведет к нормализации продаж после рекордного спроса прошедшего года.

Особенно из-за падения спроса пострадали монобрендовые дилерские центры, предлагающие ограниченный ассортимент моделей. Например, это Bestune и Kaiyi, которые лидируют по числу закрытых салонов – 26 и 20 соответственно. DFM и LiAuto закрыли 20 и 16 нерентабельных автосалонов. В список пострадавших вошли и такие крупные игроки, как Geely, Jetour и Jaecoo, закрывшие 12, 12 и 10 автосалонов в РФ соответственно.

Если такая тенденция сохранится и дальше, то, по прогнозам экспертов, общее число автосалонов с «китайцами» в стране может снизиться до отметки в 4 тысячи.

На начало апреля 2025 года лидерами по количеству действующих салонов оставались Chery (206), Changan (200) и Geely (199). Однако и эти гиганты, судя по всему, не застрахованы от негативного влияния общего спада. Рост числа автосалонов наблюдался только у некоторых брендов, в частности, у южнокорейского KGM (бывший SsangYong), который открыл 24 новые точки.

Резкое падение продаж китайских автомобилей стало для многих производителей полной неожиданностью. Бизнес-стратегии, разработанные с учетом стремительного роста рынка в 2023–2024 годах, оказались недостаточно эффективными в новых условиях.

Николай Фомин, глава департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», отметил, что китайские бренды в этом году активно начали терять позиции на отечественном рынке. Возможно, потребуется пересмотр ценовой политики, обновление модельного ряда и улучшение сервиса для привлечения покупателей.

Российский авторынок столкнулся с чрезмерным затовариванием. Иностранные автопроизводители увеличивали объемы импорта новых авто в Россию с мая 2024 года, достигнув пикового значения в октябре – 112 тысяч единиц. Это максимальный показатель за последние 12 лет.

Аналитики агентства «Автостат» связывают это с резким увеличением утилизационного сбора. Российские импортеры начали заранее готовиться к росту ставок и запасаться новыми машинами. В тот же период наблюдался пик продаж «китайцев»: в октябре дилеры продали 98,16 тысячи новых авто.

Однако далее увеличение цен на новые автомобили из-за повышения утилизационного сбора и рекордный рост ключевой ставки Банка России в конце октября 2024 года привели к значительному снижению спроса.

К концу 2024 года количество ввезенных в РФ китайских автомобилей стало превышать число продаваемых. В ноябре и декабре продажи сократились до 65,3 и 75,6 тысячи машин соответственно, тогда как импорт в ноябре составил почти 103 тысячи транспортных средств. Первые признаки проблемы появились в декабре, когда эксперты оценили накопленные запасы дилеров в 250 тысяч единиц, а к январю эта цифра возросла до 600 тысяч.

Решить проблему затоваривания у дилеров не получилось даже с помощью значительных скидок.

В конце марта издание «Коммерсант» сообщило о том, что средний дисконт на китайские автомобили достиг 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях – даже 1 миллиона. Такая тенденция охватила практически все китайские бренды, включая Haval, Chery, Exeed, Belgee, Geely, Omoda и Jaecoo.

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил, что такая стратегия обусловлена общей ситуацией на рынке, пишет издание «Лента.ру». Новый автомобиль в автосалоне приносит в среднем 2,5% убытка каждый месяц, при этом наценка составляет всего около 5–6%. В этих условиях продавец начинает терять прибыль всего через несколько месяцев, а затем неизбежно сталкивается с убытками. Обычно только крупные компании, такие как Haval, Chery и Geely, обладают достаточными финансовыми резервами, чтобы противостоять резкому снижению продаж. Для небольших брендов такие условия становятся крайне затруднительными.

Эксперты полагают, что до тех пор, пока Центробанк не снизит ставку ниже 15%, проблемы в автомобильном ретейле так и будут сохраняться. В том, что больше 200 салонов закрылись, нет ничего удивительного – рынок сам регулирует количество необходимых площадок.

Продавать китайские автомобили без собственных оборотных средств сейчас практически невозможно. При необходимости заработать для банка 28%, наценка становится неприемлемой в условиях профицита автомобилей. Кумулятивная прибыль на обычных «китайцах», таких как Bestune, Jaecoo, Kaiyi, Geely была менее 100–120 тысяч рублей, что делает бизнес невыгодным. В марте ожидали роста продаж на 50% по сравнению с февралем, однако результаты оказались хуже

– отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк (из материала издания «Коммерсант»).

Тем не менее, несмотря на общее снижение, некоторые бренды продолжают укреплять свои позиции. Положительную динамику показывает GAC, а Haval демонстрирует стабильность, особенно его подразделение Haval Pro, которое в условиях массовых закрытий расширяет свое присутствие.

Стоит отметить, что в этом году просели продажи не только у китайских производителей. В России в целом наблюдается снижение объема покупок новых автомобилей. В апреле 2025 года в России было продано 102,1 тысячи новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше чем в апреле 2024 года. Самые популярные автомобили в России в апреле 2025 года – традиционно занимающая первое место Лада, продавшая 28,5 тысячи авто (-32,6%), Haval – 12,9 тысячи (-11,6%) и Chery – 10,9 тысячи (-15,6%). За 4 месяца 2025 года в России было продано 349 тысяч автомобилей, что на 25,4% меньше чем за тот же период 2024 года.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас