Российский рынок тяжелых грузовиков испытывает серьезные проблемы
934

Российский рынок тяжелых грузовиков испытывает серьезные проблемы

В последнее время рынок грузовых автомобилей в России претерпевает заметные изменения. Перевозчики все активнее возвращают взятые в лизинг большегрузы, в то время как продажи новых транспортных средств такого типа продолжают падать. Низкая рентабельность перевозок, особенно среди мелких транспортных компаний, вынуждает их пересматривать подходы к обновлению автопарка. По мнению специалистов, в этих условиях наблюдается рост вторичного рынка техники, сообщает издание Forbes.


Спад в лизинговом сегменте и актуальные данные

В течение первых пяти месяцев 2025 года объем лизинга грузовых автомобилей сократился на 50,7%. Эти данные представила Татьяна Арабаджи, руководитель Национального агентства промышленной информации. Данные агентства «Автостат» также наводят на грустные мысли: по итогам июня 2025 года в России было продано всего 2,93 тысячи новых крупных грузовиков (HCV, полная масса свыше 16 тонн), что на 66,8% меньше, чем в июне 2024 года. Продажи среднетоннажных грузовиков (MCV до 16 тонн) снизились на 61,9% (725 единиц), в то время как легковая коммерческая техника (LCV) также продемонстрировала снижение на 29,5% (5,9 тысячи единиц) по сравнению с июнем 2024 года.

Увеличение возвратов и влияние на рынок

Объем техники, возвращаемой лизингодателям, постоянно растет. По информации Вячеслава Михайлова, директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинг», прогнозируется, что за шесть месяцев 2025 года стоки компания составили 42 тысячи единиц.

Представители «СберЛизинга» подчеркивают, что основная часть возвращаемой техники состоит из грузовых автомобилей и прицепов. В 2024 году их доля составила 69% от общего числа возвратов, а в 2025 году упала до 68%. Аналитический центр CARCADE также подтверждает снижение объемов реализации грузовых автомобилей, включая прицепы и полуприцепы.

Причины падения и изменения в грузоперевозках

Эксперты связывают снижение на рынке большегрузов с различными проблемами, с которыми сталкиваются транспортные компании. Антон Гогин, генеральный директор дилерского центра «Трак Центр» (группа компаний BBUS Group), указывает на необходимость адаптации к новым рыночным условиям. Компании ищут пути перехода на к мультимодальным перевозкам или оптимизируют маршруты, чтобы повысить свою рентабельность.

Тем, кто решился рискнуть в 2024 году и взять новые машины в лизинг, сейчас сталкивается с финансовыми трудностями. Они вынуждены возвращать транспортные средства лизинговым компаниям из-за недоступности необходимых денежных потоков для выполнения обязательств. Данные от партнеров «Трак Центр» показывают, что на весну 2025 года суммарный сток лизинговых компаний превышал 30 тысяч единиц, из которых около половины приходилось на грузовые автомобили, и этот число продолжает увеличиваться.

Тенденции и их влияние на рынок

На текущий момент на рынке наблюдаются два выраженных тренда: возврат уже имеющейся техники и резкое снижение спроса на новые грузовики. Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, отмечает, что рост возвратов можно объяснить кассовым разрывом, непостоянным ростом грузопотока и пересмотром условий по уже выданным договорам. В такой ситуации возникают два сценария: возврат транспортных средств в связи с банкротством или частичный возврат для обеспечения выплат по оставшейся технике.

Кризис на рынке грузовых перевозок: причины и перспективы

В 2025 году на рынке грузовых перевозок в России сложилась критическая ситуация, требующая внимательного анализа и понимания текущих трендов. Эксперты указывают на ряд факторов, способствующих ухудшению позиций отрасли, среди которых наиболее заметными являются прекращение программ обновления автопарков и финансовые затруднения, в том числе высокие ежемесячные платежи за тягачи.

Прекращение обновления автопарков

Одной из ключевых причин кризиса является остановка или значительное ограничение программ обновления автопарков. Финансовые сложности и высокие риски делают долгосрочные обязательства невыгодными. Не секрет, что многие транспортные компании решили вместо приобретения новых машин максимально продлить срок службы существующего автопарка. Это приводит к увеличению затрат на ремонт и обслуживание, что в сочетании с низкой рентабельностью делает такую стратегию рискованной.

Снижение тарифов и сокращение автопарка

Логистическая отрасль также испытывает давление со стороны тарифов. Как отмечает финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский, средние тарифы на перевозки на 12–15% ниже, чем в прошлом году. Это приводит к сокращению автопарка, так как многие машины возвращаются к лизингодателям, поскольку работать становится нерентабельно. Ужесточение конкуренции становится заметным среди оставшихся участников, которые оказываются вынужденными работать на предельно низких ценах, чтобы просто выжить.

Основной причиной сложившейся ситуации остается высокая стоимость на приобретение и обслуживание транспортных средств, вызванная ростом утилизационных сборов и повышением цен на запасные части. Кроме того, насыщенность рынка автоперевозок после активного обновления автопарков в 2022–2024 годах, а также снижение активности в связанных отраслях, таких как строительство и металлургия, также способствуют ухудшению ситуации.

Позитивные сдвиги и долгосрочные перспективы

Однако, несмотря на текущие сложности, в отрасли все же можно наблюдать позитивные изменения, которые могут поддержать грузоперевозки в среднесрочной перспективе. Рост собственных автопарков у крупных ретейлеров и маркетплейсов, а также продолжающиеся государственные программы поддержки, такие как субсидии для автопроизводителей и льготный автолизинг, могут иметь определенные перспективы. Ожидаемые масштабные инфраструктурные проекты в период с 2025 по 2030 годы также могут обеспечить стабильность и привлечь новых участников на рынок.

Восстановление тарифов: динамика и адаптация рынка

Проблемы с тарифами, по мнению экспертов, возникают из-за одновременно снижающегося спроса и растущего предложения. С 2022 года себестоимость перевозок значительно возросла, и, хотя в 2023 году индекс ставок показал рост, в последующие годы наблюдалось их снижение. В июне 2025 года отметился легкий рост тарифов, что указывает на выравнивание между спросом и предложением.

Лизинг по-прежнему остается привлекательным вариантом для распределения финансовой нагрузки, но спрос на новые грузовики снижается. Ожидание того, что рынок может оживиться при снижении ключевой ставки и увеличении государственной поддержки, создает надежды на восстановление сектора.

Ожидания от автодилеров и адаптация к рынку

Автодилеры также находятся в сложной ситуации и должны адаптироваться к текущим условиям на рынке. Снижение цен и предложение более выгодных условий финансирования от дилеров могут способствовать стимулированию спроса. Эдуард Миронов утверждает, что многие дилеры готовы делать скидки, чтобы вернуть свои инвестиции, а дистрибьюторы китайских машин также планируют пересмотреть цены.

Антон Гогин добавляет, что автодилеры обязаны предлагать более выгодные условия для транспортных компаний, включая различные финансовые решения, такие как отсрочки платежей, так как это может существенно снизить финансовую нагрузку на предприятия в текущих условиях.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас