Российский авторынок обрушился на треть – что будет дальше?
По итогам первой половины 2025 года в России было продано 569 тысяч легковых автомобилей, что на 27% меньше, чем за тот же период в 2024 году. С грузовым транспортом ситуация еще более печальная. Прогноз на конец года выглядит удручающе, сообщает издание Mashnews.
Продажи падают, несмотря на снижение цен
С января по июнь 2025 года в стране реализовали 569 129 легковых автомобилей, в то время как за аналогичный период 2024 года этот показатель составлял 773 164 машины. Таким образом, рынок показал падение на 27%. Об этом сообщил Алексей Подщеколдин, глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на конференции «Авторитейл. Итоги 1-го полугодия».
Падение продаж месяц к месяцу предыдущего года составило: в феврале – 26%, в марте – 45%, в апреле – 25%, в мае – 27%, в июне – 28%. Интересно, что средняя стоимость нового автомобиля снизилась с 3,35 миллиона рублей в 2024 году до 3,12 миллиона рублей в 2025 году. Однако цена все равно остается высокой: еще четыре года назад новый легковой автомобиль стоил в среднем 1,99 миллиона рублей.
Алексей Подщеколдин отмечает, что бизнес начинает терять прибыль – как дилеры, так и производители. Так, продажи Lada упали на 23%, Haval – на 22%, Chery – на 23%.
По словам эксперта, пессимистичный прогноз для этой отрасли на текущий год составляет 1,15 миллиона автомобилей, а базовый – 1,3 миллиона.
Однако некоторые специалисты, например, главный редактор Quto.ru Максим Ракитин, считают, что такие прогнозы излишне оптимистичны:
Что касается электромобилей, то их популярность так и остается низкой, несмотря на развитие соответствующей инфраструктуры. Они по-прежнему воспринимаются как дорогостоящая игрушка для крупных городов и для семей, у которых уже есть несколько автомобилей. В первые шесть месяцев 2024 года было продано 10 293 электромобиля, в 2025 году – лишь 4 398.
В грузовом сегменте дела обстоят еще хуже: продажи упали на 52%, до 29 144 единиц. Например, продажи «КАМАЗ» упали на 24%, Sitrak – на 24%, ГАЗ – на 36%, а у китайского производителя Shaanxi – на целых 73%.
Автопарк стареет
Дилеры отмечают, что автопарк России стареет. В настоящее время 72% всех автомобилей старше 10 лет. Чтобы его обновить, требуется ежегодно продавать 3 миллиона машин и поддерживать этот уровень в течение 10 лет. Заводы готовы к этому, говорит Алексей Подщеколдин, указывая, что в 2012 году рынок почти достиг этой цифры. Тогда каждый третий россиянин мог позволить себе новую машину, а сейчас таких всего 16%.
По той же причине замедляется производство автокомпонентов: 1,15 миллиона легковых автомобилей – это слишком мало для привлечения серьезных инвестиций в массовое производство деталей. Например, в Энгельсе, где производятся автомобильные свечи, завод работает лишь на 15% своей мощности, так как нет спроса на новые и подержанные автомобили.
В чем проблема?
Причины ситуации очевидны для дилеров. Во-первых, это высокая ключевая ставка Центробанка. Во-вторых, необходима возможность покупки новых автомобилей по ставке 15%. То же самое касается и лизинга. В-третьих, дилеры надеются на государственное регулирование.
Однако Максим Ракитин согласен только с «кредитной» проблемой:
Действительно, стимул нужен, как и обновление автопарка, подчеркивают дилеры.
– отмечают в РОАД.
Алексей Подщеколдин считает, что жизненный цикл автомобиля не должен превышать 15 лет.
Авторынку крайне необходимо больше новых автомобилей, как легковых, так и грузовых. Но встает вопрос: куда их девать? За полгода было продано менее 600 тысяч автомобилей, и это на фоне снижения цен и больших скидок в дилерских центрах. Склады переполнены. Где окажутся те 3 миллиона автомобилей, если заводы действительно произведут их в таком количестве? Они будут стоять у дилеров, как и сейчас стоят сотни тысяч непроданных машин, считает Максим Ракитин.
Как дела у «АвтоВАЗа»?
Что касается «АвтоВАЗа», то по итогам марта 2025 года в России было продано 28 699 легковых и легких коммерческих автомобилей марки Lada, что на 7,4% больше, чем в феврале, но на 33% меньше по сравнению с мартом 2024 года. Президент компании Максим Соколов сообщает, что рынок переживает значительное падение, и это связано с высокой ключевой ставкой, ужесточением требований к заемщикам и другими неблагоприятными факторами.
Перспективы
Перспективы продаж автомобилей в России в ближайшие годы вызывают вопросы.
Аналитики «Авто.ру » предполагают, что по базовому сценарию в 2025 году объем продаж сократится на 10–13%, что составит примерно 1,4 миллиона машин. Это связано с дорогими кредитами и ростом цен из-за повышения утилизационного сбора. При этом предполагается, что подорожание будет постепенным, чтобы не отпугнуть покупателей.
В 2026 году рынок может немного восстановиться, если рубль не ослабнет по отношению к основным валютам и не произойдут аномальные колебания цен, а также если реальные доходы населения вырастут на 6–10%. Снижение ключевой ставки также может помочь стимулировать спрос.
Оптимистичный прогноз предполагает стагнацию рынка в 2025 году (1,6 миллиона автомобилей) и небольшой рост в 2026 году (плюс 3–5%) – при условии активного роста экономики и снижении ключевой ставки.
В пессимистичном сценарии рынок может упасть на треть, до 1,1 миллиона транспортных средств, что маловероятно, но допустимо, если инфляция и ключевая ставка продолжат расти. В таких условиях спрос на автокредиты упадет еще больше, и число покупателей, приобретающих машины за наличные, также сократится.
В условиях высокой инфляции брать кредиты под высокие проценты становится невыгодно. Ситуацию может усугубить дальнейший рост цен на автомобили из-за колебаний курса доллара и дополнительных пошлин.
Продажи падают, несмотря на снижение цен
С января по июнь 2025 года в стране реализовали 569 129 легковых автомобилей, в то время как за аналогичный период 2024 года этот показатель составлял 773 164 машины. Таким образом, рынок показал падение на 27%. Об этом сообщил Алексей Подщеколдин, глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на конференции «Авторитейл. Итоги 1-го полугодия».
Падение продаж месяц к месяцу предыдущего года составило: в феврале – 26%, в марте – 45%, в апреле – 25%, в мае – 27%, в июне – 28%. Интересно, что средняя стоимость нового автомобиля снизилась с 3,35 миллиона рублей в 2024 году до 3,12 миллиона рублей в 2025 году. Однако цена все равно остается высокой: еще четыре года назад новый легковой автомобиль стоил в среднем 1,99 миллиона рублей.
Алексей Подщеколдин отмечает, что бизнес начинает терять прибыль – как дилеры, так и производители. Так, продажи Lada упали на 23%, Haval – на 22%, Chery – на 23%.
По словам эксперта, пессимистичный прогноз для этой отрасли на текущий год составляет 1,15 миллиона автомобилей, а базовый – 1,3 миллиона.
Однако некоторые специалисты, например, главный редактор Quto.ru Максим Ракитин, считают, что такие прогнозы излишне оптимистичны:
Каждый месяц мы наблюдаем снижение продаж. Я не вижу причин, по которым рынок мог бы преодолеть хотя бы миллион автомобилей. Я рад, что Алексей Подщеколдин так оптимистичен, но я, честно говоря, с ним не согласен.
Что касается электромобилей, то их популярность так и остается низкой, несмотря на развитие соответствующей инфраструктуры. Они по-прежнему воспринимаются как дорогостоящая игрушка для крупных городов и для семей, у которых уже есть несколько автомобилей. В первые шесть месяцев 2024 года было продано 10 293 электромобиля, в 2025 году – лишь 4 398.
В грузовом сегменте дела обстоят еще хуже: продажи упали на 52%, до 29 144 единиц. Например, продажи «КАМАЗ» упали на 24%, Sitrak – на 24%, ГАЗ – на 36%, а у китайского производителя Shaanxi – на целых 73%.
Автопарк стареет
Дилеры отмечают, что автопарк России стареет. В настоящее время 72% всех автомобилей старше 10 лет. Чтобы его обновить, требуется ежегодно продавать 3 миллиона машин и поддерживать этот уровень в течение 10 лет. Заводы готовы к этому, говорит Алексей Подщеколдин, указывая, что в 2012 году рынок почти достиг этой цифры. Тогда каждый третий россиянин мог позволить себе новую машину, а сейчас таких всего 16%.
По той же причине замедляется производство автокомпонентов: 1,15 миллиона легковых автомобилей – это слишком мало для привлечения серьезных инвестиций в массовое производство деталей. Например, в Энгельсе, где производятся автомобильные свечи, завод работает лишь на 15% своей мощности, так как нет спроса на новые и подержанные автомобили.
В чем проблема?
Причины ситуации очевидны для дилеров. Во-первых, это высокая ключевая ставка Центробанка. Во-вторых, необходима возможность покупки новых автомобилей по ставке 15%. То же самое касается и лизинга. В-третьих, дилеры надеются на государственное регулирование.
Однако Максим Ракитин согласен только с «кредитной» проблемой:
Мы понимаем, почему рынок падает. Это не связано с утилизацией или курсами валют. Дело в кредитной политике, и, к сожалению, она пока не меняется. Ключевая ставка изменилась, но это не решает проблемы – кредиты не стали дешевле, и стимула для рынка нет.
Действительно, стимул нужен, как и обновление автопарка, подчеркивают дилеры.
Покупая подержанные машины, люди делают это не потому, что хотят именно их, а потому, что не могут позволить себе новые
– отмечают в РОАД.
Алексей Подщеколдин считает, что жизненный цикл автомобиля не должен превышать 15 лет.
Авторынку крайне необходимо больше новых автомобилей, как легковых, так и грузовых. Но встает вопрос: куда их девать? За полгода было продано менее 600 тысяч автомобилей, и это на фоне снижения цен и больших скидок в дилерских центрах. Склады переполнены. Где окажутся те 3 миллиона автомобилей, если заводы действительно произведут их в таком количестве? Они будут стоять у дилеров, как и сейчас стоят сотни тысяч непроданных машин, считает Максим Ракитин.
Как дела у «АвтоВАЗа»?
Что касается «АвтоВАЗа», то по итогам марта 2025 года в России было продано 28 699 легковых и легких коммерческих автомобилей марки Lada, что на 7,4% больше, чем в феврале, но на 33% меньше по сравнению с мартом 2024 года. Президент компании Максим Соколов сообщает, что рынок переживает значительное падение, и это связано с высокой ключевой ставкой, ужесточением требований к заемщикам и другими неблагоприятными факторами.
Перспективы
Перспективы продаж автомобилей в России в ближайшие годы вызывают вопросы.
Аналитики «Авто.ру » предполагают, что по базовому сценарию в 2025 году объем продаж сократится на 10–13%, что составит примерно 1,4 миллиона машин. Это связано с дорогими кредитами и ростом цен из-за повышения утилизационного сбора. При этом предполагается, что подорожание будет постепенным, чтобы не отпугнуть покупателей.
В 2026 году рынок может немного восстановиться, если рубль не ослабнет по отношению к основным валютам и не произойдут аномальные колебания цен, а также если реальные доходы населения вырастут на 6–10%. Снижение ключевой ставки также может помочь стимулировать спрос.
Оптимистичный прогноз предполагает стагнацию рынка в 2025 году (1,6 миллиона автомобилей) и небольшой рост в 2026 году (плюс 3–5%) – при условии активного роста экономики и снижении ключевой ставки.
В пессимистичном сценарии рынок может упасть на треть, до 1,1 миллиона транспортных средств, что маловероятно, но допустимо, если инфляция и ключевая ставка продолжат расти. В таких условиях спрос на автокредиты упадет еще больше, и число покупателей, приобретающих машины за наличные, также сократится.
В условиях высокой инфляции брать кредиты под высокие проценты становится невыгодно. Ситуацию может усугубить дальнейший рост цен на автомобили из-за колебаний курса доллара и дополнительных пошлин.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Афера века: ЕС потратил активы РФ, конфисковывать или возвращать уже нечего
Более пристальный и неординарный взгляд на происходящее в Европе указывает на то, в настоящее время происходит колоссальный обман в глобальной банковской...
Бумеранг кармы: все, что Украина пыталась сделать России – накрыло ее саму
Основная дилемма сейчас в том, что правобережная энергетика Украина не может спасти левобережную, а дорожающее топливо исчезает....
Пекин восстановит закупки: Казахстан заблокирует транзит нефти РФ в Китай
Астана стала заложником геополитической игры трех сверхдержав, которые делят мир и рынки сбыта....
Элитные Porsche в мгновение превратились в металлолом по всей России
Владельцы дорогих автомобилей резко столкнулись с неочевидной технической неисправностью....
«Авиастар» готовит сенсацию: в Ульяновске будут выпускать Ил-100 и Ил-276
Россия запускает два новых самолёта — Ил-100 и Ил-276. Губернатор Ульяновской области раскрыл планы «Авиастара»...
СПГ добил Европу: континент лихорадочно ищет спасение от американского «газа свободы»
Европа, словно зачарованная, ходит по кругу глупостей, из которого ее не может вывести ни крах промышленности, ни протесты избирателей....
Беззубая реакция Анкары: турецкие владельцы танкеров отказались от сотрудничества с РФ
Судовладельцы прекрасно понимают, что террорист в Киеве – священная «корова» Запада и ему за агрессию ничего не будет. Это не изменить....
На грани обезлюдения: в американском Техасе назревает война за воду
Если не предпринять масштабных мер по охране общего ресурса, сельские общины рискуют остаться без воды...
МС-21 стал неуязвимым
Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать...
Москва дёрнула рубильник: Финны остались без русского электричества
Глава Финляндии Александр Стубб и его предшественники умудрились разрушить мосты между Хельсинки и Москвой, которые создавались целыми поколениями и по...
Смена эшелона: неблагополучный Boeing передал проклятье зазнавшемуся Airbus
Два столпа мировой авиапромышленности неожиданно обменялись местами на самой высоте полета над Олимпом....
В России случилось октябрьское экономическое чудо
Официальная статистика зафиксировала в РФ настоящее экономическое чудо: отечественная промышленность за один месяц увеличила выпуск почти на 11%. Такие...
Россия остаётся без чипов: МПТ собственными руками убил ключевые разработки
Страна осталась без ключевого сырья для микроэлектроники. Минпромторг свернул стратегические разработки из-за нехватки бюджетных средств...
Американские компании самолетами вывозили российских спецов в США
Подобным вывозом талантов из России промышляли, в частности, Netflix и Disney....
Убийца Telegram – мессенджер «Молния»: РФ достала козырь битвы сервисов
В России объявили о старте нового мессенджера для всесторонних контактов с Китаем. Разработчики «Молнии» раскрыли возможности сервиса...
Ульяновск — родина «Слонов». У легендарных «Русланов» будет потомство
«Авиастар» готов стать производственной площадкой для новых военно-транспортных самолетов...