Российский авторынок обрушился на треть – что будет дальше?
По итогам первой половины 2025 года в России было продано 569 тысяч легковых автомобилей, что на 27% меньше, чем за тот же период в 2024 году. С грузовым транспортом ситуация еще более печальная. Прогноз на конец года выглядит удручающе, сообщает издание Mashnews.
Продажи падают, несмотря на снижение цен
С января по июнь 2025 года в стране реализовали 569 129 легковых автомобилей, в то время как за аналогичный период 2024 года этот показатель составлял 773 164 машины. Таким образом, рынок показал падение на 27%. Об этом сообщил Алексей Подщеколдин, глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на конференции «Авторитейл. Итоги 1-го полугодия».
Падение продаж месяц к месяцу предыдущего года составило: в феврале – 26%, в марте – 45%, в апреле – 25%, в мае – 27%, в июне – 28%. Интересно, что средняя стоимость нового автомобиля снизилась с 3,35 миллиона рублей в 2024 году до 3,12 миллиона рублей в 2025 году. Однако цена все равно остается высокой: еще четыре года назад новый легковой автомобиль стоил в среднем 1,99 миллиона рублей.
Алексей Подщеколдин отмечает, что бизнес начинает терять прибыль – как дилеры, так и производители. Так, продажи Lada упали на 23%, Haval – на 22%, Chery – на 23%.
По словам эксперта, пессимистичный прогноз для этой отрасли на текущий год составляет 1,15 миллиона автомобилей, а базовый – 1,3 миллиона.
Однако некоторые специалисты, например, главный редактор Quto.ru Максим Ракитин, считают, что такие прогнозы излишне оптимистичны:
Что касается электромобилей, то их популярность так и остается низкой, несмотря на развитие соответствующей инфраструктуры. Они по-прежнему воспринимаются как дорогостоящая игрушка для крупных городов и для семей, у которых уже есть несколько автомобилей. В первые шесть месяцев 2024 года было продано 10 293 электромобиля, в 2025 году – лишь 4 398.
В грузовом сегменте дела обстоят еще хуже: продажи упали на 52%, до 29 144 единиц. Например, продажи «КАМАЗ» упали на 24%, Sitrak – на 24%, ГАЗ – на 36%, а у китайского производителя Shaanxi – на целых 73%.
Автопарк стареет
Дилеры отмечают, что автопарк России стареет. В настоящее время 72% всех автомобилей старше 10 лет. Чтобы его обновить, требуется ежегодно продавать 3 миллиона машин и поддерживать этот уровень в течение 10 лет. Заводы готовы к этому, говорит Алексей Подщеколдин, указывая, что в 2012 году рынок почти достиг этой цифры. Тогда каждый третий россиянин мог позволить себе новую машину, а сейчас таких всего 16%.
По той же причине замедляется производство автокомпонентов: 1,15 миллиона легковых автомобилей – это слишком мало для привлечения серьезных инвестиций в массовое производство деталей. Например, в Энгельсе, где производятся автомобильные свечи, завод работает лишь на 15% своей мощности, так как нет спроса на новые и подержанные автомобили.
В чем проблема?
Причины ситуации очевидны для дилеров. Во-первых, это высокая ключевая ставка Центробанка. Во-вторых, необходима возможность покупки новых автомобилей по ставке 15%. То же самое касается и лизинга. В-третьих, дилеры надеются на государственное регулирование.
Однако Максим Ракитин согласен только с «кредитной» проблемой:
Действительно, стимул нужен, как и обновление автопарка, подчеркивают дилеры.
– отмечают в РОАД.
Алексей Подщеколдин считает, что жизненный цикл автомобиля не должен превышать 15 лет.
Авторынку крайне необходимо больше новых автомобилей, как легковых, так и грузовых. Но встает вопрос: куда их девать? За полгода было продано менее 600 тысяч автомобилей, и это на фоне снижения цен и больших скидок в дилерских центрах. Склады переполнены. Где окажутся те 3 миллиона автомобилей, если заводы действительно произведут их в таком количестве? Они будут стоять у дилеров, как и сейчас стоят сотни тысяч непроданных машин, считает Максим Ракитин.
Как дела у «АвтоВАЗа»?
Что касается «АвтоВАЗа», то по итогам марта 2025 года в России было продано 28 699 легковых и легких коммерческих автомобилей марки Lada, что на 7,4% больше, чем в феврале, но на 33% меньше по сравнению с мартом 2024 года. Президент компании Максим Соколов сообщает, что рынок переживает значительное падение, и это связано с высокой ключевой ставкой, ужесточением требований к заемщикам и другими неблагоприятными факторами.
Перспективы
Перспективы продаж автомобилей в России в ближайшие годы вызывают вопросы.
Аналитики «Авто.ру » предполагают, что по базовому сценарию в 2025 году объем продаж сократится на 10–13%, что составит примерно 1,4 миллиона машин. Это связано с дорогими кредитами и ростом цен из-за повышения утилизационного сбора. При этом предполагается, что подорожание будет постепенным, чтобы не отпугнуть покупателей.
В 2026 году рынок может немного восстановиться, если рубль не ослабнет по отношению к основным валютам и не произойдут аномальные колебания цен, а также если реальные доходы населения вырастут на 6–10%. Снижение ключевой ставки также может помочь стимулировать спрос.
Оптимистичный прогноз предполагает стагнацию рынка в 2025 году (1,6 миллиона автомобилей) и небольшой рост в 2026 году (плюс 3–5%) – при условии активного роста экономики и снижении ключевой ставки.
В пессимистичном сценарии рынок может упасть на треть, до 1,1 миллиона транспортных средств, что маловероятно, но допустимо, если инфляция и ключевая ставка продолжат расти. В таких условиях спрос на автокредиты упадет еще больше, и число покупателей, приобретающих машины за наличные, также сократится.
В условиях высокой инфляции брать кредиты под высокие проценты становится невыгодно. Ситуацию может усугубить дальнейший рост цен на автомобили из-за колебаний курса доллара и дополнительных пошлин.
Продажи падают, несмотря на снижение цен
С января по июнь 2025 года в стране реализовали 569 129 легковых автомобилей, в то время как за аналогичный период 2024 года этот показатель составлял 773 164 машины. Таким образом, рынок показал падение на 27%. Об этом сообщил Алексей Подщеколдин, глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на конференции «Авторитейл. Итоги 1-го полугодия».
Падение продаж месяц к месяцу предыдущего года составило: в феврале – 26%, в марте – 45%, в апреле – 25%, в мае – 27%, в июне – 28%. Интересно, что средняя стоимость нового автомобиля снизилась с 3,35 миллиона рублей в 2024 году до 3,12 миллиона рублей в 2025 году. Однако цена все равно остается высокой: еще четыре года назад новый легковой автомобиль стоил в среднем 1,99 миллиона рублей.
Алексей Подщеколдин отмечает, что бизнес начинает терять прибыль – как дилеры, так и производители. Так, продажи Lada упали на 23%, Haval – на 22%, Chery – на 23%.
По словам эксперта, пессимистичный прогноз для этой отрасли на текущий год составляет 1,15 миллиона автомобилей, а базовый – 1,3 миллиона.
Однако некоторые специалисты, например, главный редактор Quto.ru Максим Ракитин, считают, что такие прогнозы излишне оптимистичны:
Каждый месяц мы наблюдаем снижение продаж. Я не вижу причин, по которым рынок мог бы преодолеть хотя бы миллион автомобилей. Я рад, что Алексей Подщеколдин так оптимистичен, но я, честно говоря, с ним не согласен.
Что касается электромобилей, то их популярность так и остается низкой, несмотря на развитие соответствующей инфраструктуры. Они по-прежнему воспринимаются как дорогостоящая игрушка для крупных городов и для семей, у которых уже есть несколько автомобилей. В первые шесть месяцев 2024 года было продано 10 293 электромобиля, в 2025 году – лишь 4 398.
В грузовом сегменте дела обстоят еще хуже: продажи упали на 52%, до 29 144 единиц. Например, продажи «КАМАЗ» упали на 24%, Sitrak – на 24%, ГАЗ – на 36%, а у китайского производителя Shaanxi – на целых 73%.
Автопарк стареет
Дилеры отмечают, что автопарк России стареет. В настоящее время 72% всех автомобилей старше 10 лет. Чтобы его обновить, требуется ежегодно продавать 3 миллиона машин и поддерживать этот уровень в течение 10 лет. Заводы готовы к этому, говорит Алексей Подщеколдин, указывая, что в 2012 году рынок почти достиг этой цифры. Тогда каждый третий россиянин мог позволить себе новую машину, а сейчас таких всего 16%.
По той же причине замедляется производство автокомпонентов: 1,15 миллиона легковых автомобилей – это слишком мало для привлечения серьезных инвестиций в массовое производство деталей. Например, в Энгельсе, где производятся автомобильные свечи, завод работает лишь на 15% своей мощности, так как нет спроса на новые и подержанные автомобили.
В чем проблема?
Причины ситуации очевидны для дилеров. Во-первых, это высокая ключевая ставка Центробанка. Во-вторых, необходима возможность покупки новых автомобилей по ставке 15%. То же самое касается и лизинга. В-третьих, дилеры надеются на государственное регулирование.
Однако Максим Ракитин согласен только с «кредитной» проблемой:
Мы понимаем, почему рынок падает. Это не связано с утилизацией или курсами валют. Дело в кредитной политике, и, к сожалению, она пока не меняется. Ключевая ставка изменилась, но это не решает проблемы – кредиты не стали дешевле, и стимула для рынка нет.
Действительно, стимул нужен, как и обновление автопарка, подчеркивают дилеры.
Покупая подержанные машины, люди делают это не потому, что хотят именно их, а потому, что не могут позволить себе новые
– отмечают в РОАД.
Алексей Подщеколдин считает, что жизненный цикл автомобиля не должен превышать 15 лет.
Авторынку крайне необходимо больше новых автомобилей, как легковых, так и грузовых. Но встает вопрос: куда их девать? За полгода было продано менее 600 тысяч автомобилей, и это на фоне снижения цен и больших скидок в дилерских центрах. Склады переполнены. Где окажутся те 3 миллиона автомобилей, если заводы действительно произведут их в таком количестве? Они будут стоять у дилеров, как и сейчас стоят сотни тысяч непроданных машин, считает Максим Ракитин.
Как дела у «АвтоВАЗа»?
Что касается «АвтоВАЗа», то по итогам марта 2025 года в России было продано 28 699 легковых и легких коммерческих автомобилей марки Lada, что на 7,4% больше, чем в феврале, но на 33% меньше по сравнению с мартом 2024 года. Президент компании Максим Соколов сообщает, что рынок переживает значительное падение, и это связано с высокой ключевой ставкой, ужесточением требований к заемщикам и другими неблагоприятными факторами.
Перспективы
Перспективы продаж автомобилей в России в ближайшие годы вызывают вопросы.
Аналитики «Авто.ру » предполагают, что по базовому сценарию в 2025 году объем продаж сократится на 10–13%, что составит примерно 1,4 миллиона машин. Это связано с дорогими кредитами и ростом цен из-за повышения утилизационного сбора. При этом предполагается, что подорожание будет постепенным, чтобы не отпугнуть покупателей.
В 2026 году рынок может немного восстановиться, если рубль не ослабнет по отношению к основным валютам и не произойдут аномальные колебания цен, а также если реальные доходы населения вырастут на 6–10%. Снижение ключевой ставки также может помочь стимулировать спрос.
Оптимистичный прогноз предполагает стагнацию рынка в 2025 году (1,6 миллиона автомобилей) и небольшой рост в 2026 году (плюс 3–5%) – при условии активного роста экономики и снижении ключевой ставки.
В пессимистичном сценарии рынок может упасть на треть, до 1,1 миллиона транспортных средств, что маловероятно, но допустимо, если инфляция и ключевая ставка продолжат расти. В таких условиях спрос на автокредиты упадет еще больше, и число покупателей, приобретающих машины за наличные, также сократится.
В условиях высокой инфляции брать кредиты под высокие проценты становится невыгодно. Ситуацию может усугубить дальнейший рост цен на автомобили из-за колебаний курса доллара и дополнительных пошлин.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Назло Лондону: очередной прибыльный западный банк будет пущен с молотка в России
Несмотря на стремление наладить отношения с США и ожидание геополитической оттепели, западные компании уходят из России....
Пекин испуган: танкеры с российским СПГ для Китая исчезают с радаров
Пекин играет в сложную геополитическую игру с привкусов дешевых углеводородов....
Киев в ловушке: Россия «закрыла» Украине солнце
Украинский националистический режим играет с огнем, провоцируя Москву на ответные удары ....
Первый пошел: Болгария начала грабить обездоленный «Лукойл»
Не дожидаясь истечения срока введения ограничений, София предпринимает недружественные шаги к частной собственности....
Москва отдает конкуренту Индию и Китай из-за кабального дисконта на нефть РФ
Отрасль приспосабливается в новым санкциями Соединенных Штатов. Процесс адаптации продлится некоторое время....
Нет будущего: государству придется приютить «Лукойл», теряющего $14 миллиардов
Как утверждают аналитики, руководство частного энергетического гиганта теперь может быть даже не против национализации....
«Аморальная» сделка: во Франции в ярости из-за вывоза радиоактивных отходов в Россию
Несмотря на яростное противостояние и политическую позицию Парижа, Франция согласилась передать опасные отходы отечественному гиганту....
США отсрочили санкции против «Лукойла», но уже слишком поздно
Идя навстречу партнеров, Вашингтон продлевает льготный срок по введения ограничений, но никаких отсрочек уже не хватит, чтобы спасти ситуацию....
Новому среднемагистральнику МС-21 прилично «подрезали» крылья
Производитель пояснил основные причины существенных изменений в летных характеристиках....
Нам же лучше: Бразилия отказалась от российского дизтоплива
Санкции начинают самым прямым способом помогать экономике России....
Жители Нью-Йорка не успевают уехать, ожидая еврейских погромов
Иногда самые добрые намерения обернуты в наиболее жестокую обертку....
Германия заработала в Китае слишком много: экономическая катастрофа не за горами
Сказка Берлина с Пекином слишком хороша, чтобы быть долгой и закончиться хэппи-эндом....
«Это предательство!»: депутаты осудили план «поворота» Оби в Узбекистан
Обсуждение проекта о частичной переброске вод реки Оби из российской Сибири в Узбекистан вызвало споры законодателей и экспертов...
Как Wildberries и Ozon разоряют людей
О политике российских маркетплейсов, их отношениях с покупателями, продавцами и работниками складов и ПВЗ рассказывают экономисты Олег Комолов и Рафаэль...
«Байкал» не мог умереть — потому что он изначально родился мертвым
Врать, вводить в заблуждение и бесконечно просить бюджетные деньги — это, к сожалению, система в современном авиастроении....
Амбициозный план Путина: Россия вступила в смертельную гонку с Западом
Россия предпримет попытки войти в мировую гонку редкоземельных металлов, передает CNBC. Как считают эксперты, Москва может начать сотрудничать в этой области с...