
Дешевый импорт убивает российские цементные заводы
В России останавливают свою работу цементные заводы. Основная причина ситуации невозможность отечественных производителей конкурировать с более дешевым импортом. Снижающийся спрос и высокие процентные ставки по кредитам вынуждают заводы закрывать убыточные производства. Если импорт продолжит наращивать обороты, это может привести к закрытию до 2/3 цементных заводов в стране, считают эксперты.
Так, в июле текущего года «Белгородский цементный завод» приостановил выпуск продукции из-за ухудшения рыночной ситуации, падения рентабельности и увеличения доли импортного цемента на российском рынке. Пока завод сохраняет статус социально ответственного работодателя. Сотрудников не сокращают, их зарплата и все гарантии остаются в силе. Часть работников перераспределяют на другие предприятия холдинга «Цемрос».
На текущий момент спрос на цемент в России снижается. В первом полугодии 2025 года потребление уменьшилось на 8,6%, а во втором квартале – на 10,5%. В Центральном федеральном округе, в который входит Белгородская область, в июне наблюдалось падение на уровне 11,8%. По данным холдинга «Цемрос», снижение потребления цемента в РФ продолжится и, вероятно, достигнет 13–15% по итогам 2025 года.
Основные факторы, которые привели к этому, лежат на поверхности. Речь идет о высокой ключевой ставке, прекращении программ льготной ипотеки и сокращении строительных проектов. В условиях высокой волатильности девелоперы уменьшают темпы ввода жилья и замораживают ранее анонсированные объекты, что приводит к резкому сокращению объемов закупок цемента.
Ситуация усугубляется увеличением импорта. Общий объем ввезенного в Россию цемента в первом полугодии 2025 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Наиболее значительные объемы поступают из Республики Беларусь и Ирана. По прогнозам, общий объем импортного цемента в 2025 году составит порядка 4 миллионов тонн, что сопоставимо с закрытием 2–3 отечественных заводов.
Импорт поступает из стран с государственной поддержкой и более мягкими условиями регулирования, что позволяет им демпинговать цены на рынке, снижая их до уровня, который на порядок меньше себестоимости отечественного производства. Средняя загрузка российских цементных заводов составляет 65%, в то время как объемы импорта продолжают расти. В некоторых регионах импорт начинает доминировать, и в худшем случае это может привести к краху российской цементной отрасли.
Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «Союзцемент», отметила, что в 2024 году в России было произведено 65 миллионов тонн цемента, что на 3,1% больше по сравнению с предыдущим годом, при проектных мощностях в 104 миллиона тонн. Импорт цемента в 2024 году составил 3,7 миллиона тонн, увеличившись на 8,9% по сравнению с 2023 годом. Примечательно, что прирост импорта почти в три раза превышает рост объемов производства у отечественных производителей. Это связано с более благоприятными условиями для цементной отрасли в странах-экспортерах по сравнению с российскими реалиями.
Производство цемента становится экономически нецелесообразным для отечественных производителей. Закрытие цементных заводов представляет собой не только экономическую, но и социальную проблему, поскольку предприятия, как правило, расположены в небольших населенных пунктах и являются основными работодателями в данных регионах.
В НО «Союзцемент» подчеркнули необходимость защиты отечественных производителей от давления со стороны импорта. Они отметили, что защитные меры регулярно вводятся в государствах-членах ЕАЭС и соседних странах. Например, правительство Армении недавно продлило лицензирование на импорт цемента, что затрудняет доступ к дешевым зарубежным товарам и поддерживает местных производителей.
Поддержка со стороны государства в странах-импортерах включает в себя льготные кредиты, субсидии на оплату электроэнергии и газа, а также доступ к современным технологиям. В результате себестоимость импортного цемента оказывается ниже, чем у российских аналогов. Кроме того, высокая загрузка производств в странах-экспортерах является еще одним значительным преимуществом. В то время как в России за последние 10 лет загрузка цементных заводов не превышала 61%.
К тому же в последние годы затраты российских производителей быстро растут из-за повышения тарифов естественных монополий, высоких процентных ставок, роста цен на электроэнергию, услуги РЖД, ГСМ, а также нехватки рабочей силы и увеличения себестоимости оборудования. В условиях дефицита кадров и растущих зарплат, ситуация усугубляется. Более 40% затрат цементных заводов находятся вне их контроля.
Цементные производства требуют значительных капиталовложений и энергозатрат, а также масштабного и дорогостоящего ремонта. Износ основных фондов, зависимость от импорта и растущие требования к качеству продукции требуют от российских цементников значительных инвестиций. Однако сохраняющийся в течение последних нескольких лет высокий уровень ключевой ставки делает такие инвестиции труднодоступными.
Отсутствие «государственного прогноза» по потреблению цемента также осложняет подготовку производств к возможному увеличению спроса. Было бы целесообразно проводить аналитическую работу на основе показателей национальных проектов, а также федеральных и региональных инвестиционных программ, поскольку от представления проекта до начала его реализации проходит не менее года.
Логистические проблемы, особенно в сфере доставки по железной дороге, становятся еще одной головной болью для цементников. Доставка продукции конечным потребителям затруднена из-за проблем в РЖД и ограничений по осевой нагрузке на автодорогах. В результате доставка цемента от завода до потребителя может занимать до месяца, а стоимость автоперевозок в два раза выше.
К сожалению, на рынке цемента также наблюдается рост объема фальсифицированной продукции, который составляет до 25%, что также негативно влияет на ситуацию в отрасли.
В результате стремительного роста импорта цемента экономические потери российских производителей могут достигать почти 11 миллиардов рублей в год, а государственные потери от недополученных налогов 2,2 миллиарда рублей, пишет агентство новостей «Строительный бизнес». Эксперты предупреждают, что если произойдет масштабный рост импорта, это может привести к закрытию до 2/3 цементных заводов в стране.
Для предотвращения шокового роста импорта цемента представители отрасли предлагают ряд мер. Например, временный запрет на импорт цемента из стран, не входящих в ЕАЭС, и введение дополнительных ввозных пошлин на срок до 5 лет для Китая и Ирана. Также необходимо решить логистические проблемы внутри страны, что позволит производителям увеличить объемы производства.
Эксперт от Минэкономразвития РФ Елена Стоянова акцентировала внимание на том, что цементная отрасль Китая сегодня способна поглотить многие национальные рынки. В КНР работает почти три тысячи заводов, а ежегодное производство составляет 2,3 миллиарда тонн почти в 40 раз больше, чем в России.
Страны-лидеры цементной отрасли не только наращивают экспорт, но и активно защищают свои рынки. Российские заводы сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства в условиях жесткой международной конкуренции.
Так, в июле текущего года «Белгородский цементный завод» приостановил выпуск продукции из-за ухудшения рыночной ситуации, падения рентабельности и увеличения доли импортного цемента на российском рынке. Пока завод сохраняет статус социально ответственного работодателя. Сотрудников не сокращают, их зарплата и все гарантии остаются в силе. Часть работников перераспределяют на другие предприятия холдинга «Цемрос».
На текущий момент спрос на цемент в России снижается. В первом полугодии 2025 года потребление уменьшилось на 8,6%, а во втором квартале – на 10,5%. В Центральном федеральном округе, в который входит Белгородская область, в июне наблюдалось падение на уровне 11,8%. По данным холдинга «Цемрос», снижение потребления цемента в РФ продолжится и, вероятно, достигнет 13–15% по итогам 2025 года.
Основные факторы, которые привели к этому, лежат на поверхности. Речь идет о высокой ключевой ставке, прекращении программ льготной ипотеки и сокращении строительных проектов. В условиях высокой волатильности девелоперы уменьшают темпы ввода жилья и замораживают ранее анонсированные объекты, что приводит к резкому сокращению объемов закупок цемента.
Ситуация усугубляется увеличением импорта. Общий объем ввезенного в Россию цемента в первом полугодии 2025 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Наиболее значительные объемы поступают из Республики Беларусь и Ирана. По прогнозам, общий объем импортного цемента в 2025 году составит порядка 4 миллионов тонн, что сопоставимо с закрытием 2–3 отечественных заводов.
Импорт поступает из стран с государственной поддержкой и более мягкими условиями регулирования, что позволяет им демпинговать цены на рынке, снижая их до уровня, который на порядок меньше себестоимости отечественного производства. Средняя загрузка российских цементных заводов составляет 65%, в то время как объемы импорта продолжают расти. В некоторых регионах импорт начинает доминировать, и в худшем случае это может привести к краху российской цементной отрасли.
Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «Союзцемент», отметила, что в 2024 году в России было произведено 65 миллионов тонн цемента, что на 3,1% больше по сравнению с предыдущим годом, при проектных мощностях в 104 миллиона тонн. Импорт цемента в 2024 году составил 3,7 миллиона тонн, увеличившись на 8,9% по сравнению с 2023 годом. Примечательно, что прирост импорта почти в три раза превышает рост объемов производства у отечественных производителей. Это связано с более благоприятными условиями для цементной отрасли в странах-экспортерах по сравнению с российскими реалиями.
Производство цемента становится экономически нецелесообразным для отечественных производителей. Закрытие цементных заводов представляет собой не только экономическую, но и социальную проблему, поскольку предприятия, как правило, расположены в небольших населенных пунктах и являются основными работодателями в данных регионах.
В НО «Союзцемент» подчеркнули необходимость защиты отечественных производителей от давления со стороны импорта. Они отметили, что защитные меры регулярно вводятся в государствах-членах ЕАЭС и соседних странах. Например, правительство Армении недавно продлило лицензирование на импорт цемента, что затрудняет доступ к дешевым зарубежным товарам и поддерживает местных производителей.
Поддержка со стороны государства в странах-импортерах включает в себя льготные кредиты, субсидии на оплату электроэнергии и газа, а также доступ к современным технологиям. В результате себестоимость импортного цемента оказывается ниже, чем у российских аналогов. Кроме того, высокая загрузка производств в странах-экспортерах является еще одним значительным преимуществом. В то время как в России за последние 10 лет загрузка цементных заводов не превышала 61%.
К тому же в последние годы затраты российских производителей быстро растут из-за повышения тарифов естественных монополий, высоких процентных ставок, роста цен на электроэнергию, услуги РЖД, ГСМ, а также нехватки рабочей силы и увеличения себестоимости оборудования. В условиях дефицита кадров и растущих зарплат, ситуация усугубляется. Более 40% затрат цементных заводов находятся вне их контроля.
Цементные производства требуют значительных капиталовложений и энергозатрат, а также масштабного и дорогостоящего ремонта. Износ основных фондов, зависимость от импорта и растущие требования к качеству продукции требуют от российских цементников значительных инвестиций. Однако сохраняющийся в течение последних нескольких лет высокий уровень ключевой ставки делает такие инвестиции труднодоступными.
Отсутствие «государственного прогноза» по потреблению цемента также осложняет подготовку производств к возможному увеличению спроса. Было бы целесообразно проводить аналитическую работу на основе показателей национальных проектов, а также федеральных и региональных инвестиционных программ, поскольку от представления проекта до начала его реализации проходит не менее года.
Логистические проблемы, особенно в сфере доставки по железной дороге, становятся еще одной головной болью для цементников. Доставка продукции конечным потребителям затруднена из-за проблем в РЖД и ограничений по осевой нагрузке на автодорогах. В результате доставка цемента от завода до потребителя может занимать до месяца, а стоимость автоперевозок в два раза выше.
К сожалению, на рынке цемента также наблюдается рост объема фальсифицированной продукции, который составляет до 25%, что также негативно влияет на ситуацию в отрасли.
В результате стремительного роста импорта цемента экономические потери российских производителей могут достигать почти 11 миллиардов рублей в год, а государственные потери от недополученных налогов 2,2 миллиарда рублей, пишет агентство новостей «Строительный бизнес». Эксперты предупреждают, что если произойдет масштабный рост импорта, это может привести к закрытию до 2/3 цементных заводов в стране.
Для предотвращения шокового роста импорта цемента представители отрасли предлагают ряд мер. Например, временный запрет на импорт цемента из стран, не входящих в ЕАЭС, и введение дополнительных ввозных пошлин на срок до 5 лет для Китая и Ирана. Также необходимо решить логистические проблемы внутри страны, что позволит производителям увеличить объемы производства.
Эксперт от Минэкономразвития РФ Елена Стоянова акцентировала внимание на том, что цементная отрасль Китая сегодня способна поглотить многие национальные рынки. В КНР работает почти три тысячи заводов, а ежегодное производство составляет 2,3 миллиарда тонн почти в 40 раз больше, чем в России.
Страны-лидеры цементной отрасли не только наращивают экспорт, но и активно защищают свои рынки. Российские заводы сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства в условиях жесткой международной конкуренции.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Производство авиационных двигателей продолжает развиваться в Москве
Крупнейший российский производитель авиадвигателей получил финансирование для развития производства. Соглашение между «Объединенной двигателестроительной...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

На юге России появится первое хранилище электроэнергии стоимостью 300 млрд
В правительстве обсуждают строительство хранилищ электроэнергии — для Крыма и Краснодарского края. В «Сообществе потребителей энергии» (СПЭ) считают решение...

Градус падает: в России рухнуло производство алкогольных напитков
Алкогольная отрасль в России переживает сложное время. Изменения правил привели к значительному спаду объёмов производства...