Газовая дубина России или мазохизм Литвы?
Подзуживаемые США страны Балтии годами идут по пути замещения российского газа любым другим. Наиболее мощная из этих стран, Польша, откровенно и прямо заявила, что готова действительно платить дороже за газ, лишь бы через 5 лет отказаться от российского газа вообще. Но это через годы. И при этом рациональные поляки лукавят - они "сидят" на транзитном газопроводе "Ямал", что дает им уверенность - любые заявления по факту можно будет пересмотреть и продолжить закупку у "Газпрома".
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
За сломанную турбину Шольца счет выставили Газпрому
Австрийская OMV хочет взыскать с российской компании 230 миллионов евро за недопоставки газа...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Подруга Собчак пытается замять скандал с винзаводом в Севастополе
Фирма клянётся снять с продажи всё вино с русофобскими этикетками. Цинизм ситуации - прославлять британцев, когда их ракеты бомбят Крым!...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...