
Газовая дубина России или мазохизм Литвы?
Подзуживаемые США страны Балтии годами идут по пути замещения российского газа любым другим. Наиболее мощная из этих стран, Польша, откровенно и прямо заявила, что готова действительно платить дороже за газ, лишь бы через 5 лет отказаться от российского газа вообще. Но это через годы. И при этом рациональные поляки лукавят - они "сидят" на транзитном газопроводе "Ямал", что дает им уверенность - любые заявления по факту можно будет пересмотреть и продолжить закупку у "Газпрома".
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Круче, чем Севморпуть: Россия готовит масштабный проект в Арктике
Разветвленная транспортная и промышленная сеть должна возникнуть уже в ближайшие годы в российской Арктике. Ее ключевым звеном станет Северный морской путь, но...

Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает...

Российские ученые разработали станок с ЧПУ
Сотрудники Новосибирского технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали станок с числовым управлением (ЧПУ), функционал которого позволяет объединять...

Страны БРИКС и ЕАЭС продолжат создавать независимую платежную инфраструктуру
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) продемонстрировал в 2024 году хорошие результаты экономического развития. Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП)...

Скоро в небе: Россия готовится к первому полёту импортозамещённого SJ-100
В России ожидается первый полёт полностью импортозамещённого пассажирского самолёта нового поколения Superjet. Событие станет значимым шагом в укреплении...

Есть один российский самолет, за которым весь мир к нам в очередь встанет
Возможное возвращение Boeing на российский рынок должно подстегнуть авиапром, чтобы опять не оказаться у разбитого корыта...

Известного советского разработчика систем управления ждет ликвидация
Государственная корпорация «Ростех» приступила к ликвидации «Научно-технического комплекса (НТК) "Ленэлектронмаш"», который во времена Советского...

«Норникель» и собственная электропечь: на пути к технологической независимости
В мире металлургии даже самые малозаметные детали могут сыграть ключевую роль в производственном процессе. Поэтому планы компании «Норникель» по созданию новой...

Притяжение МТК «Север – Юг»: на очереди – Ирак и Бахрейн
По итогам прошедшего в Багдаде 10-го заседания российско-иракской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству было подписано...

Путин сдержал обещание. ЕС переходит в режим выживания
Нефтеперерабатывающие заводы в Чехии боятся лишиться прибыли из-за прекращения поставок российской нефти и надеются получить недостающие объемы из госрезервов....

«Профсоюз олигархов» положил глаз на банковские вклады россиян
Имущий класс стремится закрепить свои права на остатки государственных «заводов и пароходов»...

Гигантский горячий океан в Сибири даст России дешевую энергию
Гигантский горячий подземный океан в Западной Сибири станет источником тепла и электроэнергии для российских городов. Учёные разработали схему гидротермальной...

Судостроение и алюминий: российские реалии
Алюминий – этот легкий и, казалось бы, незаметный металл, который давно завоевал сердца (и суда) технических специалистов по всему миру. Судостроение и...

Промышленность на нуле: в РФ фиксируют переломный спад производства
Рост российской промышленности замедлился почти до нулевой отметки. Причинами спада производства стали санкции и инфляция...

«Мы вам доплатим, только возьмите машину из нашего салона — любую!»
Автодилеры начали скидочную кампанию, но время брать ещё не настало — нужно подождать...

Спасение умирающего гиганта: «Газпром» планирует новое сокращение аппарата
«Газпром» планирует масштабную оптимизацию численности персонала головного офиса. Кроме того, реформы затронут работу восьми подразделений газовой компании....