Газовая дубина России или мазохизм Литвы?
Подзуживаемые США страны Балтии годами идут по пути замещения российского газа любым другим. Наиболее мощная из этих стран, Польша, откровенно и прямо заявила, что готова действительно платить дороже за газ, лишь бы через 5 лет отказаться от российского газа вообще. Но это через годы. И при этом рациональные поляки лукавят - они "сидят" на транзитном газопроводе "Ямал", что дает им уверенность - любые заявления по факту можно будет пересмотреть и продолжить закупку у "Газпрома".
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Уже не взлетит»: КАЗ третий год подряд не может собрать новый Ту-214
Этот новый российский авиалайнер мог бы помочь избавиться от зависимости от западных самолетов....
Министр финансов США взбешен – «как могла Россия смеяться с новых санкций»
В окружении президента Трампа русофобов не меньше, чем при прежнем главе администрации....
Россия отомстит Норвегии за притеснение своих рыбаков к концу года
Осло совсем не исправился и не собирается «сдавать назад» в своих недружелюбных действиях, значит Москве также надо начинать предпринимать меры....
Вьетнам быстро отказался от полетов на китайской гордости – авиалайнере COMAC C909
Во время полетов неисправностей выявлено не было, проблемы оказались гораздо глубже....
Денег из Киева не ждите: во Львове воды нет уже три дня, скоро хлынет и канализация
Город не получит десять миллиардов гривен от центральной власти на восстановление изношенного водогона и сточных каналов....
«Латентный друг»: Трамп вместо вреда, начал приносить большую пользу БРИКС
«Разогнанный» в воспаленном сознании президента США глобальный экономический альянс влиятельных государств процветает лучше, чем когда-либо....
Мертвый груз: немецкий энергогигант третий год погибает без российского газа
Убытки и недочет прибыли повсеместный, руководство энергетической компании готово на крайние меры....
Под именем «Волга»: в России показали новую модель легенды автопрома
В России показали предсерийную версию обновлённой «Волги». Машина оказалась копией машины зарубежного производителя...
Назад в СССР: в РФ возродят легендарную советскую традицию в с/хозяйстве
В некоторых регионах наблюдается рекордный урожай. Чтобы решить проблему сбора в России уже предложили вернуть старую добрую советскую традицию...
Грабёж «исключительных обстоятельств»: Запад присваивает китайский капитал
В практике западных государств, давно претендующих на роль хранителей международного правопорядка, наметилась тревожная тенденция, которую эксперты...
Элегантный обман: в Индии нашли способ незаметно покупать «запретную» нефть РФ
Санкции США подтолкнули Индию не к отказу от сырья из РФ, а к решению проблемы невыгодных ограничений....
Деиндустриализация на марше: Германия потеряла свою гордость – знаменитый химпром
Пока власти в Берлине демонстративно-показательно взрывают градирни закрытых АЭС, в стране почти полностью разрушена ключевая отрасль промышленности....
Посмотрим через шесть месяцев: Трамп сорвался после слов Путина о санкциях
Путин поставил точку: Россия не боится санкций. Трамп в бешенстве, но встречу в Будапеште отменить не решился...
Не открыто ничего за десять лет: в мире больше не могут найти новую нефть
Эксперты ожидают профицита предложения, но это может означать временный пир излишков – вскоре сырья просто не станет....
Катастрофа завтрашнего дня: Россия — страна безработных курьеров
Бизнес не понимает, какие специалисты ему нужны в долгосрочной перспективе, и действует из сиюминутной ситуации...
Взрыв на «Пластмасс»: СМИ назвали предварительную версию трагедии
Взрыв на оборонном предприятии в Копейске породил множество версий. СМИ сходятся на одной наиболее вероятной...