
Газовая дубина России или мазохизм Литвы?
Подзуживаемые США страны Балтии годами идут по пути замещения российского газа любым другим. Наиболее мощная из этих стран, Польша, откровенно и прямо заявила, что готова действительно платить дороже за газ, лишь бы через 5 лет отказаться от российского газа вообще. Но это через годы. И при этом рациональные поляки лукавят - они "сидят" на транзитном газопроводе "Ямал", что дает им уверенность - любые заявления по факту можно будет пересмотреть и продолжить закупку у "Газпрома".
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Иное дело Литва, Латвия и Эстония. Их магистральные сети исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети. Поставки "Газпрома" в Прибалтику и собственно в ЕС не взаимосвязаны, выкручивать руки, как это со времен Ющенко делала Украина, невозможно. Да и сами потребности лимитрофов в газе настолько малы, что любые стремления к независимости очень накладны для экономик этих государств.
Арендованный Литвой терминал по приему СПГ является одним из таких разорительных проектов. В августе он принял первые 140 тыс. кубометров сжиженного газа из США. В сентябре Литва фактически доплатив Латвии, получила второй газовоз из Соединенных Штатов. Делается это в попытке убедить ЕС, что терминал является региональным и может претендовать на субсидии из фондов ЕС - Еврокомиссия пообещала оказать финансовую помощь балтийскому рынку СПГ в случае, если Прибалтийские республики договорятся между собой об общих принципах работы.
Но пока такого финансирования нет, Литва переплачивает за газ вдвое, если посчитать стоимость аренды терминала, который большую часть времени простаивает. Да еще и норвежцы обязали оплачивать поставки своего газа в течение 10 лет. Оплачивать даже в том случае, если газ фактически не поставляется! Терминал СПГ обошелся Вильнюсу в 101 млн евро. Десятилетняя аренда специально построенного судна у Норвегии стоит еще 61,4 млн евро в год. При этом для безопасного газоснабжения зимой Литве приходится прибегать к закупкам у "Газпрома". В прошедшую зиму закупки достигали 80% потребности Литвы.
Что особенно важно, "Газпром" вовсе не собирается оставлять прибалтийский рынок американским "корсарам". С учетом того, что себестоимость российского газа самая низкая из предлагаемых на европейском рынке, эта политика оправдана. Сейчас Россия наращивает мощности региональных газопроводов, чтобы иметь возможность в любой момент нарастить объемы поставок (зимой), не используя мощности Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ) объемом около 2,2 млрд. кубометров.
Это позволит "Газпрому" гибко регулировать как мощностями, так и ценой, не занимаясь закачкой газа с весны. С неизбежным риском, что теплой зимой газ не будет востребован. До полной реализации проекта требуется около трех лет. После чего терминал сжиженного газа в Литве станет вообще бездонной ямой, в которую будут улетать расходы или просто на оплату простаивающего терминала, или еще и на закупку более дорогого газа.
Литва, связанная 10-летним контрактом, вынуждена от безысходности больше напирать на политику и русофобскую риторику. Но вся беда в том, что законы рынка никто для неё не отменял. И сколь бы громко не звучали обвинения в адрес России, платить за свою независимость от ума будет именно Вильнюс.
Фото: https://news.rambler.ru/baltic/36869572-energeticheskoe-samoubiystvo-zachem-pribaltika-bezhit-iz-brell/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

В Казахстане хотят получить воду Волги, игнорируя проблемы у себя на Каспии
Казахстан планирует обратиться к России из-за обмеления Каспийского моря – с предложением увеличить сток Волги или как-то перенаправить волжскую воду в...

Танкер, который хотела захватить Эстония, прошел обратно с нефтью под новым именем
Танкер, который эстонские власти пытались захватить на его пути в Россию, спокойно прошел обратно с грузом нефти через Финский залив. Правда, под новым именем....

Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период...

Евросоюз раздумывает над отключением российских банков от SWIFT
Возможное отключение 20 российских банков от системы SWIFT стало очередным шагом в долгой и запутанной истории экономических санкций, наложенных Евросоюзом на...

Северная Европа засыхает: что будут есть европейцы и по какой цене
Сильная засуха, подобной которой не было много десятилетий, уже несколько недель бушует в некоторых частях Северной Европы, от Шотландии до Нидерландов, и,...

От металлургии до энергетики: крупнейшие компании РФ на грани краха
Центробанк РФ предупредил о высокой степени риска банкротства среди крупнейших компаний. Изменения, произошедшие в стране, оказали отрицательное влияние на...

Российские фермеры просят государство о помощи
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направила обращение к председателю правительства Михаилу...

Могут ли отменить пенсии в России?
Ведущий телеканала «Соловьев Live» Сергей Мардан в ходе эфирной дискуссии о демографии в России выдвинул провокационное предложение об отмене пенсионного...

Обвал рынка бытовой техники наблюдается в России
В первом квартале 2025 года рынок холодильников в России столкнулся с серьезными изменениями. По информации, предоставленной представителем компании...

Казахстан открывает вторую фазу проекта по спасению Северного Арала
Предусматриваются реконструкция Кокаральской плотины и возведение нового гидроузла. Это позволит повысить уровень моря до 44 м по Балтийской системе, увеличить...

Самолеты недружественных стран начали летать над Россией
Самолеты недружественных стран летают в небе над Россией. Об этом свидетельствуют данные сервиса Flightradar24....

Куда делось золото Российской империи
00:11 Каким был золотой запас царской России 03:16 Сколько золота досталось большевикам после революции 03:58 Золото Колчака: сколько золота было у белых 04:34...

Запад удивлён: Россия строит то, что считали невозможным
МС-21, самый востребованный в мире тип лайнера, стал символом преодоления санкционного давления. Проект не просто жив, а готов пережить Boeing, заявили в...

Процесс запущен: российское сельское хозяйство «умнеет»
В последние годы технологии всерьез добрались до полей и ферм в России. Теперь над нашими хозяйствами все чаще пролетают крупные агродроны, во многих местах в...

Акционеры «Газпрома» могут остаться без дивидендов
Совет директоров ПАО «Газпром» на своем последнем заседании рекомендовал не выплачивать дивиденды владельцам акций за 2024 год. Это решение будет рассмотрено...

Названа цена одного самолета «Байкал»
Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина, но в 2019 г. проект...