Север не будет нашим - он уже наш!
Севморпуть осваивался долго и тяжко. Если в начале 17 века царь Федор Михайлович запрещал "путь из Архангельска в Мангазею" (первое русское поселение на Севере), то в 19-м веке Вилькицкий впервые прошел СМП, правда за две навигации. А настоящий проход совершили лишь при Советской власти - в 1932 году экспедиция Шмидта прошла с запада на восток на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». А в 1934 уже с востока этот путь преодолел ледорез «Фёдор Литке» под командованием капитана Н. М. Николаева.
Долгие годы СМП оставался лишь локально-региональным - через него за несколько месяцев навигации забрасывались грузы в северные города. Плюс проводились исследования, рекордные броски к северному полюсу и военные работы - путь через полюс остается кратчайшей траекторией доставки ядерных боеголовок как к нам, так и от нас "вероятному противнику".
И лишь в последние годы медленное отступление сплошного ледового покрова и качественное развитие судов позволило всерьез говорить о настоящем превращении СМП в коммерчески оправданно мероприятие. Огромным стимулом для этого стала разработка нефтегазовых месторождений на севере России. А в перспективе СМП способен перехватить множество перевозок по традиционному маршруту - он значительно короче, позволяет избежать пробок в Суэцком канале (18 тыс. судов ежегодно) и сэкономить на оплате услуг. А главное время доставки сокращается, а о пиратах и говорить не приходиться - не выживают они в наших широтах.

Первые коммерческие рейсы были совершены лишь 8 лет назад, в 2009 году. Привлекательность СМП для разработчиков того же Штокманского месторождения и Ямала подтолкнула Россию к обустройству порта Сабетта и ускоренному строительству судов ледового класса для сопровождения караванов. По СМП уже пошли газовозы, но их не хватает.
Реально для регулярного вывоза всех производимых объемов (а в 2018 году завод выходит на проектную мощность) потребуется не менее 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров.
Кстати, собственными силами компания "Норникель" перебрасывает своими судами круглогодично по СМП около полутора миллионов тонн. Для этого у компании есть свой флот высшего ледового класса ARC-7 - 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 танкер «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.
Слаженная работа государственных и частных компаний привела к резкому увеличению объемов перевозимых грузов. На сегодняшний день Россия реализует на маршрутах СМП 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - угля и различных руд.
Именно отсюда идет развитие СМП. Иностранные перевозчики будут им пользоваться лишь после того, как убедятся и привыкнут, что в прежде недоступных водах можно работать. А любые идущие с наших территориальных водах суда - это тоже прибыль.
В ближайшие годы атомные ледоколы проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") выйдут для обеспечения безопасной круглогодичной проводки судов по СМП, а после 2026 года к ним присоединятся атомные проекта "Лидер".
Плановые цифры развития СМП сегодня озвучил журналистам депутат госдумы Зубарев:
И это лишь объемы перевозок с собственных месторождений, без снабжения по СМП наших городов и без иностранного транзита. Поистине героическая работа советских полярников, моряков и летчиков, сегодня реализуется в миллионах тонн перевезенных грузов.
А ведь сегодня мало кто знает, что именно здесь, в борьбе за этот русский Север, и родились первые Герои Советского Союза.
20 апреля 1934 года звания Героя Советского Союза были удостоены полярные летчики за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа затонувшего 13 февраля 1934 г. в Беринговом проливе парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский, (медаль «Золотая Звезда» № 1) Сигизмунд Леваневский (из-за аварии самолета не довелось снять со льдины ни одного челюскинца, но он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга, который сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву), Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.

В те годы их знал каждый ребенок. А потом был Михаил Громов, тот самый, перелетевший через Северный полюс аж до границы с Мексикой. Но героя он получил раньше - за самый дальний перелет.
Но это уже другая история.
Долгие годы СМП оставался лишь локально-региональным - через него за несколько месяцев навигации забрасывались грузы в северные города. Плюс проводились исследования, рекордные броски к северному полюсу и военные работы - путь через полюс остается кратчайшей траекторией доставки ядерных боеголовок как к нам, так и от нас "вероятному противнику".
И лишь в последние годы медленное отступление сплошного ледового покрова и качественное развитие судов позволило всерьез говорить о настоящем превращении СМП в коммерчески оправданно мероприятие. Огромным стимулом для этого стала разработка нефтегазовых месторождений на севере России. А в перспективе СМП способен перехватить множество перевозок по традиционному маршруту - он значительно короче, позволяет избежать пробок в Суэцком канале (18 тыс. судов ежегодно) и сэкономить на оплате услуг. А главное время доставки сокращается, а о пиратах и говорить не приходиться - не выживают они в наших широтах.

Первые коммерческие рейсы были совершены лишь 8 лет назад, в 2009 году. Привлекательность СМП для разработчиков того же Штокманского месторождения и Ямала подтолкнула Россию к обустройству порта Сабетта и ускоренному строительству судов ледового класса для сопровождения караванов. По СМП уже пошли газовозы, но их не хватает.
Реально для регулярного вывоза всех производимых объемов (а в 2018 году завод выходит на проектную мощность) потребуется не менее 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров.
Кстати, собственными силами компания "Норникель" перебрасывает своими судами круглогодично по СМП около полутора миллионов тонн. Для этого у компании есть свой флот высшего ледового класса ARC-7 - 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 танкер «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.
Слаженная работа государственных и частных компаний привела к резкому увеличению объемов перевозимых грузов. На сегодняшний день Россия реализует на маршрутах СМП 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - угля и различных руд.
Именно отсюда идет развитие СМП. Иностранные перевозчики будут им пользоваться лишь после того, как убедятся и привыкнут, что в прежде недоступных водах можно работать. А любые идущие с наших территориальных водах суда - это тоже прибыль.
В ближайшие годы атомные ледоколы проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") выйдут для обеспечения безопасной круглогодичной проводки судов по СМП, а после 2026 года к ним присоединятся атомные проекта "Лидер".
Плановые цифры развития СМП сегодня озвучил журналистам депутат госдумы Зубарев:
В 2016 году объем перевозок грузов по трассам СМП достиг рекордного уровня, составив более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. К 2022 году объем перевозок может достигнуть 40 млн тонн, что будет обусловлено вводом новых мощностей по производству сжиженного природного газа и разработкой нефтегазовых месторождений. А к 2030 году, согласно прогнозам наших ведомств и экспертов, 70-80 млн тонн, основная часть которых придется на углеводороды и другое минеральное сырье
И это лишь объемы перевозок с собственных месторождений, без снабжения по СМП наших городов и без иностранного транзита. Поистине героическая работа советских полярников, моряков и летчиков, сегодня реализуется в миллионах тонн перевезенных грузов.
А ведь сегодня мало кто знает, что именно здесь, в борьбе за этот русский Север, и родились первые Герои Советского Союза.
20 апреля 1934 года звания Героя Советского Союза были удостоены полярные летчики за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа затонувшего 13 февраля 1934 г. в Беринговом проливе парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский, (медаль «Золотая Звезда» № 1) Сигизмунд Леваневский (из-за аварии самолета не довелось снять со льдины ни одного челюскинца, но он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга, который сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву), Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.

В те годы их знал каждый ребенок. А потом был Михаил Громов, тот самый, перелетевший через Северный полюс аж до границы с Мексикой. Но героя он получил раньше - за самый дальний перелет.
Но это уже другая история.
- rusplt.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Министр финансов США взбешен – «как могла Россия смеяться с новых санкций»
В окружении президента Трампа русофобов не меньше, чем при прежнем главе администрации....
Вьетнам быстро отказался от полетов на китайской гордости – авиалайнере COMAC C909
Во время полетов неисправностей выявлено не было, проблемы оказались гораздо глубже....
Денег из Киева не ждите: во Львове воды нет уже три дня, скоро хлынет и канализация
Город не получит десять миллиардов гривен от центральной власти на восстановление изношенного водогона и сточных каналов....
Вместо мостов: Москва отрезала левобережную Украину от западной электроэнергии
Теперь Киеву еще долго не помогут уже ни ляхи, ни любые другие «демократичные» европейские русофобы....
«Латентный друг»: Трамп вместо вреда, начал приносить большую пользу БРИКС
«Разогнанный» в воспаленном сознании президента США глобальный экономический альянс влиятельных государств процветает лучше, чем когда-либо....
Прощай, Америка: Германия впервые «изменила» США с неожиданным торговым партнером
Вся новейшая история ФРГ от Мировой войны и до наших дней строилась на тесных взаимоотношениях Берлина с Вашингтоном. Однако эта эпоха закончилась....
Элегантный обман: в Индии нашли способ незаметно покупать «запретную» нефть РФ
Санкции США подтолкнули Индию не к отказу от сырья из РФ, а к решению проблемы невыгодных ограничений....
Мертвый груз: немецкий энергогигант третий год погибает без российского газа
Убытки и недочет прибыли повсеместный, руководство энергетической компании готово на крайние меры....
Не открыто ничего за десять лет: в мире больше не могут найти новую нефть
Эксперты ожидают профицита предложения, но это может означать временный пир излишков – вскоре сырья просто не станет....
Первый в РФ мегалайнер «Жириновский» прибыл на финальную достройку в СПб
«Жириновский» готовится бороздить моря: первый в России мегалайнер класса люкс завершает достройку в Петербурге...
Назад в СССР: в РФ возродят легендарную советскую традицию в с/хозяйстве
В некоторых регионах наблюдается рекордный урожай. Чтобы решить проблему сбора в России уже предложили вернуть старую добрую советскую традицию...
Деиндустриализация на марше: Германия потеряла свою гордость – знаменитый химпром
Пока власти в Берлине демонстративно-показательно взрывают градирни закрытых АЭС, в стране почти полностью разрушена ключевая отрасль промышленности....
Грабёж «исключительных обстоятельств»: Запад присваивает китайский капитал
В практике западных государств, давно претендующих на роль хранителей международного правопорядка, наметилась тревожная тенденция, которую эксперты...
Посмотрим через шесть месяцев: Трамп сорвался после слов Путина о санкциях
Путин поставил точку: Россия не боится санкций. Трамп в бешенстве, но встречу в Будапеште отменить не решился...
Катастрофа завтрашнего дня: Россия — страна безработных курьеров
Бизнес не понимает, какие специалисты ему нужны в долгосрочной перспективе, и действует из сиюминутной ситуации...
В пику фон дер Ляйен: Европа теснит Индию и Китай по показателям импорта из России
Брюссель из штанов выпрыгивает, чтобы сократить доходы российской казны от поставки товаров и сырья за рубеж, однако подавить экспорт не получается....