Север не будет нашим - он уже наш!
Севморпуть осваивался долго и тяжко. Если в начале 17 века царь Федор Михайлович запрещал "путь из Архангельска в Мангазею" (первое русское поселение на Севере), то в 19-м веке Вилькицкий впервые прошел СМП, правда за две навигации. А настоящий проход совершили лишь при Советской власти - в 1932 году экспедиция Шмидта прошла с запада на восток на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». А в 1934 уже с востока этот путь преодолел ледорез «Фёдор Литке» под командованием капитана Н. М. Николаева.
Долгие годы СМП оставался лишь локально-региональным - через него за несколько месяцев навигации забрасывались грузы в северные города. Плюс проводились исследования, рекордные броски к северному полюсу и военные работы - путь через полюс остается кратчайшей траекторией доставки ядерных боеголовок как к нам, так и от нас "вероятному противнику".
И лишь в последние годы медленное отступление сплошного ледового покрова и качественное развитие судов позволило всерьез говорить о настоящем превращении СМП в коммерчески оправданно мероприятие. Огромным стимулом для этого стала разработка нефтегазовых месторождений на севере России. А в перспективе СМП способен перехватить множество перевозок по традиционному маршруту - он значительно короче, позволяет избежать пробок в Суэцком канале (18 тыс. судов ежегодно) и сэкономить на оплате услуг. А главное время доставки сокращается, а о пиратах и говорить не приходиться - не выживают они в наших широтах.
Первые коммерческие рейсы были совершены лишь 8 лет назад, в 2009 году. Привлекательность СМП для разработчиков того же Штокманского месторождения и Ямала подтолкнула Россию к обустройству порта Сабетта и ускоренному строительству судов ледового класса для сопровождения караванов. По СМП уже пошли газовозы, но их не хватает.
Реально для регулярного вывоза всех производимых объемов (а в 2018 году завод выходит на проектную мощность) потребуется не менее 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров.
Кстати, собственными силами компания "Норникель" перебрасывает своими судами круглогодично по СМП около полутора миллионов тонн. Для этого у компании есть свой флот высшего ледового класса ARC-7 - 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 танкер «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.
Слаженная работа государственных и частных компаний привела к резкому увеличению объемов перевозимых грузов. На сегодняшний день Россия реализует на маршрутах СМП 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - угля и различных руд.
Именно отсюда идет развитие СМП. Иностранные перевозчики будут им пользоваться лишь после того, как убедятся и привыкнут, что в прежде недоступных водах можно работать. А любые идущие с наших территориальных водах суда - это тоже прибыль.
В ближайшие годы атомные ледоколы проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") выйдут для обеспечения безопасной круглогодичной проводки судов по СМП, а после 2026 года к ним присоединятся атомные проекта "Лидер".
Плановые цифры развития СМП сегодня озвучил журналистам депутат госдумы Зубарев:
И это лишь объемы перевозок с собственных месторождений, без снабжения по СМП наших городов и без иностранного транзита. Поистине героическая работа советских полярников, моряков и летчиков, сегодня реализуется в миллионах тонн перевезенных грузов.
А ведь сегодня мало кто знает, что именно здесь, в борьбе за этот русский Север, и родились первые Герои Советского Союза.
20 апреля 1934 года звания Героя Советского Союза были удостоены полярные летчики за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа затонувшего 13 февраля 1934 г. в Беринговом проливе парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский, (медаль «Золотая Звезда» № 1) Сигизмунд Леваневский (из-за аварии самолета не довелось снять со льдины ни одного челюскинца, но он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга, который сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву), Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.
В те годы их знал каждый ребенок. А потом был Михаил Громов, тот самый, перелетевший через Северный полюс аж до границы с Мексикой. Но героя он получил раньше - за самый дальний перелет.
Но это уже другая история.
Долгие годы СМП оставался лишь локально-региональным - через него за несколько месяцев навигации забрасывались грузы в северные города. Плюс проводились исследования, рекордные броски к северному полюсу и военные работы - путь через полюс остается кратчайшей траекторией доставки ядерных боеголовок как к нам, так и от нас "вероятному противнику".
И лишь в последние годы медленное отступление сплошного ледового покрова и качественное развитие судов позволило всерьез говорить о настоящем превращении СМП в коммерчески оправданно мероприятие. Огромным стимулом для этого стала разработка нефтегазовых месторождений на севере России. А в перспективе СМП способен перехватить множество перевозок по традиционному маршруту - он значительно короче, позволяет избежать пробок в Суэцком канале (18 тыс. судов ежегодно) и сэкономить на оплате услуг. А главное время доставки сокращается, а о пиратах и говорить не приходиться - не выживают они в наших широтах.
Первые коммерческие рейсы были совершены лишь 8 лет назад, в 2009 году. Привлекательность СМП для разработчиков того же Штокманского месторождения и Ямала подтолкнула Россию к обустройству порта Сабетта и ускоренному строительству судов ледового класса для сопровождения караванов. По СМП уже пошли газовозы, но их не хватает.
Реально для регулярного вывоза всех производимых объемов (а в 2018 году завод выходит на проектную мощность) потребуется не менее 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров.
Кстати, собственными силами компания "Норникель" перебрасывает своими судами круглогодично по СМП около полутора миллионов тонн. Для этого у компании есть свой флот высшего ледового класса ARC-7 - 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 танкер «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.
Слаженная работа государственных и частных компаний привела к резкому увеличению объемов перевозимых грузов. На сегодняшний день Россия реализует на маршрутах СМП 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - угля и различных руд.
Именно отсюда идет развитие СМП. Иностранные перевозчики будут им пользоваться лишь после того, как убедятся и привыкнут, что в прежде недоступных водах можно работать. А любые идущие с наших территориальных водах суда - это тоже прибыль.
В ближайшие годы атомные ледоколы проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") выйдут для обеспечения безопасной круглогодичной проводки судов по СМП, а после 2026 года к ним присоединятся атомные проекта "Лидер".
Плановые цифры развития СМП сегодня озвучил журналистам депутат госдумы Зубарев:
В 2016 году объем перевозок грузов по трассам СМП достиг рекордного уровня, составив более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. К 2022 году объем перевозок может достигнуть 40 млн тонн, что будет обусловлено вводом новых мощностей по производству сжиженного природного газа и разработкой нефтегазовых месторождений. А к 2030 году, согласно прогнозам наших ведомств и экспертов, 70-80 млн тонн, основная часть которых придется на углеводороды и другое минеральное сырье
И это лишь объемы перевозок с собственных месторождений, без снабжения по СМП наших городов и без иностранного транзита. Поистине героическая работа советских полярников, моряков и летчиков, сегодня реализуется в миллионах тонн перевезенных грузов.
А ведь сегодня мало кто знает, что именно здесь, в борьбе за этот русский Север, и родились первые Герои Советского Союза.
20 апреля 1934 года звания Героя Советского Союза были удостоены полярные летчики за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа затонувшего 13 февраля 1934 г. в Беринговом проливе парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский, (медаль «Золотая Звезда» № 1) Сигизмунд Леваневский (из-за аварии самолета не довелось снять со льдины ни одного челюскинца, но он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга, который сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву), Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.
В те годы их знал каждый ребенок. А потом был Михаил Громов, тот самый, перелетевший через Северный полюс аж до границы с Мексикой. Но героя он получил раньше - за самый дальний перелет.
Но это уже другая история.
- rusplt.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
За сломанную турбину Шольца счет выставили Газпрому
Австрийская OMV хочет взыскать с российской компании 230 миллионов евро за недопоставки газа...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Подруга Собчак пытается замять скандал с винзаводом в Севастополе
Фирма клянётся снять с продажи всё вино с русофобскими этикетками. Цинизм ситуации - прославлять британцев, когда их ракеты бомбят Крым!...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Производство российских лифтов нового поколения стартовало в Петербурге
В Санкт-Петербурге запустили серийное производство российских лифтов. Это значимое событие в истории отечественного лифтостроения....
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Термоядерная реакция в Провансе. Могут ли у России отнять токамак
«Росатом» в состоянии применить такие антисанкции, которых никто не хочет на себе испытывать...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Американский бандитизм 90-х в Арктике подошёл к концу
Россия скоро получит права на 70% шельфа с возможностью добычи нефти и газа....