Россия оказалась на пороге прорыва в авиастроении
Российская авиастроительная отрасль переживает ренессанс. Его зачатки стали заметны еще в начале 2000-х годов, когда было принято решение о создании первого после развала СССР гражданского лайнера. Им стал уже хорошо известный Sukhoi Superjet 100. Несмотря на то, что собирать самолет планировалось на заводе «Сухого», лайнер почти на 80% состоял из комплектующих западного производства. Никаких прорывных технологий он не содержал.
Примерно 10 лет спустя стало известно об еще одном отечественном проекте узкофюзеляжного пассажирского самолета. Речь о МС-21, который на сегодняшний день проходит летные испытания. В отличие от «Суперджета», он практически полностью построен на отечественной элементной базе. Через пару-тройку лет МС-21 получит двигатели российской разработки ПД-14, и тогда его с гордостью можно будет назвать первым полностью «нашим» самолетом за последние 30 лет.
Но и в МС-21 нет чего-то прорывного. Даже пресловутое «черное крыло», целиком сделанное из композита (углеродное волокно – или карбон), ранее было уже опробовано на таких лайнерах, как Boeing-787 и Airbus A350.
Но в ближайшие годы все может измениться.
Как известно, планер авиалайнера изготавливается из алюминиевых сплавов с большим добавлением титана. Однако такой материал, несмотря на свои довольно высокие прочностные и массовые характеристики, не обладают абсолютной устойчивостью к повреждениям. Хорошо известны случаи, когда самолет при столкновении с птицами, или же попав под град, получал серьезные повреждения.
Но опаснее всего, когда после столкновения не обнаруживается никаких видимых дефектов, хотя на самом деле в большинстве случаев остаются микротрещины. В них попадает вода, а после набора лайнером высоты, она замерзает, расширяя трещину. Со временем такой дефект на корпусе самолета может привести к его разгерметизации.
На днях в СМИ проскользнула новость о том, что российским ученым удалось создать материал, радикально превышающий прочностные характеристики авиационных сплавов. При этом, процесс его производства не требует больших временных или материальных затрат. Суть технологии состоит в добавлении в сплав углеродных и льняных волокон (да-да, обычный лён). Демпфирующие свойства льняных волокон делают композиты существенно жестче и прочнее, при практически неизменяемой массе (+0,1–0,2%).
Такие конфигурации композитных сплавов позволяет строить фактически «вечные» планеры, а такое понятие, как усталость металла, может уйти в прошлое.
Примерно 10 лет спустя стало известно об еще одном отечественном проекте узкофюзеляжного пассажирского самолета. Речь о МС-21, который на сегодняшний день проходит летные испытания. В отличие от «Суперджета», он практически полностью построен на отечественной элементной базе. Через пару-тройку лет МС-21 получит двигатели российской разработки ПД-14, и тогда его с гордостью можно будет назвать первым полностью «нашим» самолетом за последние 30 лет.
Но и в МС-21 нет чего-то прорывного. Даже пресловутое «черное крыло», целиком сделанное из композита (углеродное волокно – или карбон), ранее было уже опробовано на таких лайнерах, как Boeing-787 и Airbus A350.
Но в ближайшие годы все может измениться.
Как известно, планер авиалайнера изготавливается из алюминиевых сплавов с большим добавлением титана. Однако такой материал, несмотря на свои довольно высокие прочностные и массовые характеристики, не обладают абсолютной устойчивостью к повреждениям. Хорошо известны случаи, когда самолет при столкновении с птицами, или же попав под град, получал серьезные повреждения.
Но опаснее всего, когда после столкновения не обнаруживается никаких видимых дефектов, хотя на самом деле в большинстве случаев остаются микротрещины. В них попадает вода, а после набора лайнером высоты, она замерзает, расширяя трещину. Со временем такой дефект на корпусе самолета может привести к его разгерметизации.
На днях в СМИ проскользнула новость о том, что российским ученым удалось создать материал, радикально превышающий прочностные характеристики авиационных сплавов. При этом, процесс его производства не требует больших временных или материальных затрат. Суть технологии состоит в добавлении в сплав углеродных и льняных волокон (да-да, обычный лён). Демпфирующие свойства льняных волокон делают композиты существенно жестче и прочнее, при практически неизменяемой массе (+0,1–0,2%).
Такие конфигурации композитных сплавов позволяет строить фактически «вечные» планеры, а такое понятие, как усталость металла, может уйти в прошлое.
- http://www.uacrussia.ru/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...