
Россия оказалась на пороге прорыва в авиастроении
Российская авиастроительная отрасль переживает ренессанс. Его зачатки стали заметны еще в начале 2000-х годов, когда было принято решение о создании первого после развала СССР гражданского лайнера. Им стал уже хорошо известный Sukhoi Superjet 100. Несмотря на то, что собирать самолет планировалось на заводе «Сухого», лайнер почти на 80% состоял из комплектующих западного производства. Никаких прорывных технологий он не содержал.
Примерно 10 лет спустя стало известно об еще одном отечественном проекте узкофюзеляжного пассажирского самолета. Речь о МС-21, который на сегодняшний день проходит летные испытания. В отличие от «Суперджета», он практически полностью построен на отечественной элементной базе. Через пару-тройку лет МС-21 получит двигатели российской разработки ПД-14, и тогда его с гордостью можно будет назвать первым полностью «нашим» самолетом за последние 30 лет.
Но и в МС-21 нет чего-то прорывного. Даже пресловутое «черное крыло», целиком сделанное из композита (углеродное волокно – или карбон), ранее было уже опробовано на таких лайнерах, как Boeing-787 и Airbus A350.
Но в ближайшие годы все может измениться.
Как известно, планер авиалайнера изготавливается из алюминиевых сплавов с большим добавлением титана. Однако такой материал, несмотря на свои довольно высокие прочностные и массовые характеристики, не обладают абсолютной устойчивостью к повреждениям. Хорошо известны случаи, когда самолет при столкновении с птицами, или же попав под град, получал серьезные повреждения.
Но опаснее всего, когда после столкновения не обнаруживается никаких видимых дефектов, хотя на самом деле в большинстве случаев остаются микротрещины. В них попадает вода, а после набора лайнером высоты, она замерзает, расширяя трещину. Со временем такой дефект на корпусе самолета может привести к его разгерметизации.
На днях в СМИ проскользнула новость о том, что российским ученым удалось создать материал, радикально превышающий прочностные характеристики авиационных сплавов. При этом, процесс его производства не требует больших временных или материальных затрат. Суть технологии состоит в добавлении в сплав углеродных и льняных волокон (да-да, обычный лён). Демпфирующие свойства льняных волокон делают композиты существенно жестче и прочнее, при практически неизменяемой массе (+0,1–0,2%).
Такие конфигурации композитных сплавов позволяет строить фактически «вечные» планеры, а такое понятие, как усталость металла, может уйти в прошлое.
Примерно 10 лет спустя стало известно об еще одном отечественном проекте узкофюзеляжного пассажирского самолета. Речь о МС-21, который на сегодняшний день проходит летные испытания. В отличие от «Суперджета», он практически полностью построен на отечественной элементной базе. Через пару-тройку лет МС-21 получит двигатели российской разработки ПД-14, и тогда его с гордостью можно будет назвать первым полностью «нашим» самолетом за последние 30 лет.
Но и в МС-21 нет чего-то прорывного. Даже пресловутое «черное крыло», целиком сделанное из композита (углеродное волокно – или карбон), ранее было уже опробовано на таких лайнерах, как Boeing-787 и Airbus A350.
Но в ближайшие годы все может измениться.
Как известно, планер авиалайнера изготавливается из алюминиевых сплавов с большим добавлением титана. Однако такой материал, несмотря на свои довольно высокие прочностные и массовые характеристики, не обладают абсолютной устойчивостью к повреждениям. Хорошо известны случаи, когда самолет при столкновении с птицами, или же попав под град, получал серьезные повреждения.
Но опаснее всего, когда после столкновения не обнаруживается никаких видимых дефектов, хотя на самом деле в большинстве случаев остаются микротрещины. В них попадает вода, а после набора лайнером высоты, она замерзает, расширяя трещину. Со временем такой дефект на корпусе самолета может привести к его разгерметизации.
На днях в СМИ проскользнула новость о том, что российским ученым удалось создать материал, радикально превышающий прочностные характеристики авиационных сплавов. При этом, процесс его производства не требует больших временных или материальных затрат. Суть технологии состоит в добавлении в сплав углеродных и льняных волокон (да-да, обычный лён). Демпфирующие свойства льняных волокон делают композиты существенно жестче и прочнее, при практически неизменяемой массе (+0,1–0,2%).
Такие конфигурации композитных сплавов позволяет строить фактически «вечные» планеры, а такое понятие, как усталость металла, может уйти в прошлое.
- http://www.uacrussia.ru/
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

В Казахстане хотят получить воду Волги, игнорируя проблемы у себя на Каспии
Казахстан планирует обратиться к России из-за обмеления Каспийского моря – с предложением увеличить сток Волги или как-то перенаправить волжскую воду в...

Автосалоны китайских марок в РФ закрывают свои двери для покупателей
В России с января 2025 года закрылись больше 200 автосалонов китайских брендов из-за резкого снижения спроса. Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период...

Евросоюз раздумывает над отключением российских банков от SWIFT
Возможное отключение 20 российских банков от системы SWIFT стало очередным шагом в долгой и запутанной истории экономических санкций, наложенных Евросоюзом на...

Российские фермеры просят государство о помощи
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направила обращение к председателю правительства Михаилу...

Интерес соседей России к Волге простирается аж до Черного моря
Как-то уходит в сторону, что сверхинтенсивные нефтегазовые разработки в казахстанском секторе Каспия, сопредельном с волжской дельтой и российским сектором...

Обвал рынка бытовой техники наблюдается в России
В первом квартале 2025 года рынок холодильников в России столкнулся с серьезными изменениями. По информации, предоставленной представителем компании...

Куда делось золото Российской империи
00:11 Каким был золотой запас царской России 03:16 Сколько золота досталось большевикам после революции 03:58 Золото Колчака: сколько золота было у белых 04:34...

От металлургии до энергетики: крупнейшие компании РФ на грани краха
Центробанк РФ предупредил о высокой степени риска банкротства среди крупнейших компаний. Изменения, произошедшие в стране, оказали отрицательное влияние на...

Могут ли отменить пенсии в России?
Ведущий телеканала «Соловьев Live» Сергей Мардан в ходе эфирной дискуссии о демографии в России выдвинул провокационное предложение об отмене пенсионного...

Казахстан открывает вторую фазу проекта по спасению Северного Арала
Предусматриваются реконструкция Кокаральской плотины и возведение нового гидроузла. Это позволит повысить уровень моря до 44 м по Балтийской системе, увеличить...

Самолеты недружественных стран начали летать над Россией
Самолеты недружественных стран летают в небе над Россией. Об этом свидетельствуют данные сервиса Flightradar24....

Запад удивлён: Россия строит то, что считали невозможным
МС-21, самый востребованный в мире тип лайнера, стал символом преодоления санкционного давления. Проект не просто жив, а готов пережить Boeing, заявили в...

Процесс запущен: российское сельское хозяйство «умнеет»
В последние годы технологии всерьез добрались до полей и ферм в России. Теперь над нашими хозяйствами все чаще пролетают крупные агродроны, во многих местах в...

Турецкой АЭС «Росатома» ставят палки в колеса, замедляя работы на трех блоках
Из-за задержки с поступлением $ 7 млрд замедляется строительство трех энергоблоков АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Как сообщает «Московский комсомолец —...

Экономисты оценили вероятность исчезновения наличных в России
Многие слышали о том, что мир движется к безналичному обществу. Но кажется, если это и случится, то в далеко в будущем. Однако эта реальность становится все...

Названа цена одного самолета «Байкал»
Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина, но в 2019 г. проект...