
Как умирает СССР: Львовский автобусный завод. Украина
Украинский автобусный гигант Львовский автобусный завод как-то почти не заметно прекратил свое существование. А ведь еще совсем недавно, завод выпускал тысячи автобусов различного класса, некоторые из которых не уступали своим зарубежным аналогам. В 1988 году предприятие выпустило рекордное количество машин – 14646 единиц.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
- http://foto.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Репутация армянских коньяков на российском рынке оказалась под угрозой
На днях мир алкогольной отрасли потрясла новость, которая не оставила равнодушными любителей крепких напитков в России. Исследование, проведенное Союзом...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

10-километровые очереди фур: Что ищут на границе с Казахстаном
Ужесточение пограничных досмотров стало для многих водителей неожиданным...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Война резервов. Сколько сил осталось у Киева?
Рейтинг ценных бумаг, привязанных к ВВП Украины, упал до дефолтного уровня, — объявило в июне международное агентство S&P Global Ratings. Киев отказался...

7,5 миллиарда рублей ущерба: итоги работы экс-руководителей Дальнегорского ГОКа
В городе Дальнегорск (Приморский край) вновь разгорелись финансовые страсти – общий ущерб от действий бывших руководителей Дальнегорского горно-обогатительного...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Прощай, Запад: полностью импортозамещённый SJ-100 встал на крыло
В России появился полностью импортозамещённый пассажирский самолёт SJ-100. На днях ОАК продемонстрировала его СМИ...