Как умирает СССР: Львовский автобусный завод. Украина
Украинский автобусный гигант Львовский автобусный завод как-то почти не заметно прекратил свое существование. А ведь еще совсем недавно, завод выпускал тысячи автобусов различного класса, некоторые из которых не уступали своим зарубежным аналогам. В 1988 году предприятие выпустило рекордное количество машин – 14646 единиц.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.
Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.
Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
- http://foto.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...