
Как умирает СССР: Львовский автобусный завод. Украина
Украинский автобусный гигант Львовский автобусный завод как-то почти не заметно прекратил свое существование. А ведь еще совсем недавно, завод выпускал тысячи автобусов различного класса, некоторые из которых не уступали своим зарубежным аналогам. В 1988 году предприятие выпустило рекордное количество машин – 14646 единиц.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
- http://foto.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Китай начал массово возвращать российскую нефть обратно
Местные бизнесмены не прочь подзаработать на том, что уже стало предметом заработка и принесло прибыль....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

Десять миллионов пустых домов: Италия превратилась в одну большую заброшку
Проблемы европейской республики накапливаются с кумулятивным эффектом, они не решаются десятилетиями....

Взялись за газ: ВСУ пытались сделать «факел» из крупнейшего в мире ГПЗ в Оренбурге
Враг пытается наносить удары хаотично и по обширной территории, стараясь добиться системного кризиса в отрасли....

Спасет от Китая: обнаружен крупнейший в мире сырьевой «склад», сокровище ЕС
У Европы все есть под боком, однако она хочет быть в зависимости от других стран....

«Уже не взлетит»: КАЗ третий год подряд не может собрать новый Ту-214
Этот новый российский авиалайнер мог бы помочь избавиться от зависимости от западных самолетов....

Россия отомстит Норвегии за притеснение своих рыбаков к концу года
Осло совсем не исправился и не собирается «сдавать назад» в своих недружелюбных действиях, значит Москве также надо начинать предпринимать меры....

Вьетнам быстро отказался от полетов на китайской гордости – авиалайнере COMAC C909
Во время полетов неисправностей выявлено не было, проблемы оказались гораздо глубже....

В Америке тоже кризис: крупнейшие НПЗ США останавливаются и без атак беспилотников
Как долго продлится остановка и в чем причина до сих пор не известно. Атак с воздуха не наблюдалось....

Новая реальность: украинцы остались и без света, и без газа
Украина заслужила тот энергетический шторм, который получила после того, как пыталась посеять бурю в России....

VW на грани банкротства, прекращен выпуск двух популярных моделей
Крупнейшей автомобильной компании Европы не хватает более десяти миллиардов евро на стабильную работу в следующем году....

Помирит врагов: сокровище стоимостью 90 миллиардов долларов, спрятанное в отходах
На данный момент его пытаются использовать только и исключительно частные лица, а не государства....

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...