
Как умирает СССР: Львовский автобусный завод. Украина
Украинский автобусный гигант Львовский автобусный завод как-то почти не заметно прекратил свое существование. А ведь еще совсем недавно, завод выпускал тысячи автобусов различного класса, некоторые из которых не уступали своим зарубежным аналогам. В 1988 году предприятие выпустило рекордное количество машин – 14646 единиц.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
- http://foto.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...