Экономическое обозрение

Российско-китайский CR929: что оставили для производителя из РФ

Российско-китайский CR929: что оставили для производителя из РФ
Новейший самолет российско-китайской разработки CR929 впервые был представлен широкой публике на выставке Airshow China 2018, прошедшей в Китае. На площадке данного авиасалона он приковал повышенное внимание общественности и экспертов. Детали его создания раскрыл главный конструктор самолета с российской стороны Максим Литвинов.


С его слов, в настоящее время ведется эскизное проектирование машины. Ожидается, что оно завершится в 2019 году. На этом же этапе ведется поиск возможных производителей бортовых систем. Самолеты первой очереди, вероятнее всего, будут оснащены двигателями американской GE или британской Rolls Royce; в их адрес уже направлены соответствующие предложения.

При этом за разработку и последующее изготовление центроплана, консолей и механизации крыла, пилонов двигателей отвечает Россия. На Китай возлагаются работы по фюзеляжу и оперению. По всей видимости, фюзеляж китайцы будут создавать в кооперации с итальянской Leonardo, хотя возможен и другой иностранный партнер. При этом Москве не удалось отстоять создание оперения, в итоге оно возложено на COMAC, которая желает применить имеющиеся в ее распоряжении наработки.

Мы не сильно упорствовали по этому вопросу, потому что изготовление оперения, честно говоря, не требует каких-то особо инновационных технологий.

- пояснил Литвинов.



Как он утверждает, гораздо большую актуальность представляет композитное крыло, которое будет создаваться методом вакуумной инфузии. Сделав незначительную уступку по оперению, Россия сможет в перспективе забрать себе все работы по авионике и алгоритмам системы управления самолетом.

Это наша компетенция, наше ноу-хау, которое мы хотели бы закрепить и развить.

- отметил Литвинов.

Еще не решены вопросы по месту изготовления крыла. Из-за своих габаритов оно практически не вмещается в Ан-124. В связи с этим рассматривается вариант сборки крыла в Шанхае. Однако против этого категорически выступают конструкторы. Они предлагают выпускать его во Владивостоке и морем доставлять в указанный китайский прибрежный город. Третий вариант – создание отечественного аналога французской «Белуги» - представляется неоправданным ввиду огромных затрат.

Предполагается, что в работе с российской стороны примут участие до 800 конструкторов. Костяк коллектива составляют специалисты «Сухого». Благодаря их усилиям первый самолет должен взлететь в 2023–2025 годы.

Использованы фотографии: https://www.avionews.com ; https://www.aex.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен