
Нашли альтернативу российскому газу: Армения идёт по стопам Украины
Армения вновь заговорила о газе из Ирана, который может частично заменить поставки «голубого топлива» из России. Исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян в своём недавнем интервью специально акцентировал внимание на том, что его страна будет обсуждать вопрос закупки иранского газа до тех пор, пока не будет найден компромисс.
Шантаж или торговля по-восточному?
Очевидно, что такие сообщения Пашинян озвучивает не для Ирана и даже не для населения Армении, а для России. Он также напомнил, что Ереван продолжает переговоры с Москвой по вопросу, связанному с долгосрочными решениями по тарифу на природный газ. В переводе с дипломатического языка это звучит примерно так: «мы собираемся договориться о поставках из Ирана. А что вы там говорили о ценах или скидках на российский газ?». Такой своеобразный лёгкий шантаж подкреплён недавно введённым в эксплуатацию (в 2017 году) новым газопроводом Иран-Армения, который увеличивает ресурсную базу поставок «голубого топлива» в кавказскую страну.
Мотивация Еревана довольно предсказуема. Любая страна в мире, если у неё есть возможность, будет стараться всеми доступными средствами получить от поставщика углеводородов максимальную скидку. Но может ли Пашинян действительно спекулировать темой нового газопровода из Ирана, чтобы получить лучшую цену на российское «голубое топливо»? Это вопрос довольно спорный.
Какой реальный мотив у армянских властей?
Главная цель магистрали Иран-Армения – это обеспечить углеводородами предприятия, которые вырабатывают электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчёта 3 кВт.ч за 1 кубометр природного газа. В целом именно ради этого и строилась подобная коммуникация. В соответствии с соглашением между Ереваном и Тегераном, Исламская Республика в течение 20 лет поставит кавказской стране 36 млрд кубометров природного газа. Бартер предельно простой – «вы нам газ, мы вам энергию».
Выходит, газопровод из Ирана предназначен не для того чтобы конкурировать с поставками российского газа в Армению. У него вообще другая задача. Да, конечно, магистраль можно использовать как альтернативу. Несколько лет назад была авария на газопроводе в Грузии, из-за чего остановились российские поставки в Армению. Тогда использовали именно ветку из Ирана, чтобы кавказская страна совсем не осталась без «голубого топлива». Но то была временная мера.
По стопам Киева?
Примечательно, что сама же армянская сторона заявляла, что приобретать газ в РФ выгоднее. Иранское «голубое топливо» на границе стоит 165 долларов за тысячу кубометров. Российский газ на 15 долларов дешевле. Смысл тогда Еревану переплачивать за углеводороды?
Впрочем, для Украины тоже было нелогично приобретать более дорогой газ в Европе, однако Киев это не остановило. Учитывая то, как Пашинян пришёл к власти, не исключено, что он следом за Порошенко, пусть и в более мягкой форме, захочет добиться «газовой независимости от России». Другой вопрос, что для этого пока ещё нет соответствующей инфраструктуры, ведь одним газопроводом Иран-Армения тут не обойтись.
Шантаж или торговля по-восточному?
Очевидно, что такие сообщения Пашинян озвучивает не для Ирана и даже не для населения Армении, а для России. Он также напомнил, что Ереван продолжает переговоры с Москвой по вопросу, связанному с долгосрочными решениями по тарифу на природный газ. В переводе с дипломатического языка это звучит примерно так: «мы собираемся договориться о поставках из Ирана. А что вы там говорили о ценах или скидках на российский газ?». Такой своеобразный лёгкий шантаж подкреплён недавно введённым в эксплуатацию (в 2017 году) новым газопроводом Иран-Армения, который увеличивает ресурсную базу поставок «голубого топлива» в кавказскую страну.
Мотивация Еревана довольно предсказуема. Любая страна в мире, если у неё есть возможность, будет стараться всеми доступными средствами получить от поставщика углеводородов максимальную скидку. Но может ли Пашинян действительно спекулировать темой нового газопровода из Ирана, чтобы получить лучшую цену на российское «голубое топливо»? Это вопрос довольно спорный.
Какой реальный мотив у армянских властей?
Главная цель магистрали Иран-Армения – это обеспечить углеводородами предприятия, которые вырабатывают электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчёта 3 кВт.ч за 1 кубометр природного газа. В целом именно ради этого и строилась подобная коммуникация. В соответствии с соглашением между Ереваном и Тегераном, Исламская Республика в течение 20 лет поставит кавказской стране 36 млрд кубометров природного газа. Бартер предельно простой – «вы нам газ, мы вам энергию».
Выходит, газопровод из Ирана предназначен не для того чтобы конкурировать с поставками российского газа в Армению. У него вообще другая задача. Да, конечно, магистраль можно использовать как альтернативу. Несколько лет назад была авария на газопроводе в Грузии, из-за чего остановились российские поставки в Армению. Тогда использовали именно ветку из Ирана, чтобы кавказская страна совсем не осталась без «голубого топлива». Но то была временная мера.
По стопам Киева?
Примечательно, что сама же армянская сторона заявляла, что приобретать газ в РФ выгоднее. Иранское «голубое топливо» на границе стоит 165 долларов за тысячу кубометров. Российский газ на 15 долларов дешевле. Смысл тогда Еревану переплачивать за углеводороды?
Впрочем, для Украины тоже было нелогично приобретать более дорогой газ в Европе, однако Киев это не остановило. Учитывая то, как Пашинян пришёл к власти, не исключено, что он следом за Порошенко, пусть и в более мягкой форме, захочет добиться «газовой независимости от России». Другой вопрос, что для этого пока ещё нет соответствующей инфраструктуры, ведь одним газопроводом Иран-Армения тут не обойтись.
- http://vestikavkaza.ru ; am.utro.news
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...