Экономическое обозрение

Россия стала главным нефтяным «игроком» в иракском Курдистане

Россия стала главным нефтяным «игроком» в иракском Курдистане
В недавно опубликованном МСФО (Международные стандарты финансовой отчётности) «Роснефти» появилась информация о том, что компания проинвестировала предприятие, которое станет оператором основной коммуникации для углеводородов в Иракском Курдистане. Этот трубопровод тянется до турецкого порта Джейхан и является одной из важнейших веток для экспорта нефти ближневосточной страны.


Что получает «Роснефть»?

В документе говорится о том, что компания, если рассматривать долгосрочные авансы, потратила в целом 125 млрд рублей. Это стало своего рода предоплатой для вклада «Роснефти» в совместное предприятие, цель которого – эксплуатация нефтепровода в Курдском автономном регионе государства Ирак. Вложения российской стороны начались ещё в 2017 году, собственно, тогда же в октябре и стартовала реализация проекта по увеличению поставок углеводородов в турецкий порт Джейхан.

Эксперты считают, что доля «Роснефти» в предприятии, которое станет оператором трубопровода, может составить 60%. Другие же 40% достанутся KAR Group. В итоге российская компания де-факто получит доступ к управлению крупнейшей региональной коммуникацией с мощностью в 700 тысяч баррелей в сутки (планируется расширить объём до 950 тысяч). Кстати, ещё одна очевидная выгода для «Роснефти» – это появление нового канала поставок. После того как иракские углеводороды попадут в турецкий порт Джейхан, компания будет перевозить их на свои НПЗ, расположенные в Германии.


С Российской компанией все хотят сотрудничать

Примечательно, что работать с российской компанией в Ираке хочет и центральное правительство, и курды. Более того, администрация автономии даже открыто говорит о том, что «настаивает на сохранении прав «Роснефти». Не изменил намерений сотрудничать с российской стороной даже тот факт, что Багдад недавно взял под контроль добычу нефти в Киркуке, откуда большая часть углеводородов идёт в трубопровод, тянущийся к турецкому порту Джейхан. Из-за этого у курдов теперь остались доходы только от транзита.

Однако подобное перераспределение активов между иракским правительством и автономией ничуть не повлияло на контракт с российской компанией. Её условия сотрудничества, по всей видимости, всех в Ираке устраивают. Да и времени на поиск новой альтернативы мало, нужно как можно быстрее увеличивать объёмы поставок «чёрного золота».

Багдад хочет получить новый экспортный канал для нефти. Иракское правительство намерено поднять объёмы продаж «чёрного золота» до 4 млн баррелей в сутки (а значит, ветка к турецкому порту Джейхан должна быть расширена) и начать работу в полном объёме как можно быстрее. Это нужно всем – курдам, Багдаду, «Роснефти».

Ради этого в начале ноября 2018 года трубопровод даже успешно модернизировали, увеличив пропускную мощность с 700 тыс до 1 млн баррелей в сутки. В итоге Багдад наращивает экспорт, курды получают неплохой заработок от транзита, а «Роснефть» при этом становится одним из главных «игроков» в иракском Курдистане. Разумеется, это всё, не считая открытия нового канала поставок нефти для Европы.

Использованы фотографии: foxbusiness.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен