
«Иностранцам вход запрещен»: Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ
Судоходство по Северному морскому пути (СМП) является важнейшим способом транспортировки сжиженного природного газа из различных терминалов и мест добычи в российские порты. Такие проекты как «Ямал-СПГ» и вовсе выстраивают свою инфраструктуру и рассчитывают на коммуникации, основа которых – навигация по СМП. Однако сегодня некоторые компании жалуются, что в правительстве РФ до сих пор не решили вопрос с каботажем углеводородов по Северному морскому пути.
У Северного морского пути свои правила
Каботаж – плавание коммерческих грузовых или пассажирских кораблей между морскими портами одного и того же государства. В данный момент в России по СМП он до сих пор не разрешён для ледокольных газовозов проекта «Ямал СПГ». Причина – подавляющее число судов, которые собираются использовать в НОВАТЭКе, являются иностранными.
Напомним, 30 декабря 2018 года в России начали действовать поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ. В соответствии с ними, каботаж по Северному морскому пути судов иностранного производства и принадлежности запрещён, т. е. ходить по этому маршруту могут только корабли с российским экипажем и флагом.
Проблема в том, что из-за таких поправок НОВАТЭК, по крайней мере, так утверждает его глава, может де-факто использовать только 1 из 15 газовозов для навигации между Сабеттой и комплексами по перевалке сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке. Конечно, оба терминала ещё строятся (должны быть готовы к 2022 году), но сроки уже поджимают.
Глупая бюрократия или реальные уступки правительства?
Ещё в августе 2018 года НОВАТЭК обращался в Минтранс с просьбой дать ему право пользоваться иностранными судами, поскольку российские ещё только строятся, а СПГ уже через пару лет нужно будет перевозить в больших объёмах. Выглядит так, будто правительство РФ сознательно выставило преграду для транспортировки сжиженного газа по Северному морскому пути, не так ли? Но так может показаться, только если смотреть на ситуацию с позиции НОВАТЭКа, мотивация которого в принципе довольна логична – сэкономить везде, где только можно и получить наибольшую прибыль.
На практике же Минтранс предложил оптимальное решение и пошёл на серьёзные уступки, причём не только для одной компании, а для всех, кого интересует каботаж СПГ по Северному морскому пути. Если говорить сжато, то Россия теперь разрешает иностранным собственникам зарегистрировать принадлежащий им корабль в Российском открытом реестре судов, чего раньше, кстати, вообще нельзя было делать. Более того, специально для НОВАТЭКа в Минтрансе разрешили каботаж СПГ для танкеров Arc7 проекта «Ямал СПГ», поскольку эти суда были заложены ещё до принятия закона.
Зачем РФ вообще ввела этот закон?
В итоге проблема уже не кажется такой ужасной. Да, иностранным судам нельзя перевозить углеводороды по СМП, но кто мешает зарегистрироваться и использовать российский флаг?
Зачем Москва вообще этот закон приняла? На этот вопрос можно очень ёмко и лаконично ответить другим вопросом. А России всё равно кто, сколько и куда увезёт газа из крупнейших месторождений по Северному морскому пути, в которые она вложила миллиарды долларов? Или всё же лучше позволить заниматься этим только своим судам, которые по закону можно проверять и вести надлежащий мониторинг? Ответ очевиден.
Условия каботажа по СМП простые. Создавайте российские корабли, вносите в реестр иностранные, повесив на них флаг РФ, и спокойно перевозите СПГ. Не хотите тратиться даже не это? Выбора нет. В России теперь такие законы. Кому-то это может показаться преградой для бизнеса в стиле «иностранцам вход запрещён» или даже, что Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ. Но де-факто это лишь здоровое желание государства регулировать важные для экономики процессы.
У Северного морского пути свои правила
Каботаж – плавание коммерческих грузовых или пассажирских кораблей между морскими портами одного и того же государства. В данный момент в России по СМП он до сих пор не разрешён для ледокольных газовозов проекта «Ямал СПГ». Причина – подавляющее число судов, которые собираются использовать в НОВАТЭКе, являются иностранными.
Напомним, 30 декабря 2018 года в России начали действовать поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ. В соответствии с ними, каботаж по Северному морскому пути судов иностранного производства и принадлежности запрещён, т. е. ходить по этому маршруту могут только корабли с российским экипажем и флагом.
Проблема в том, что из-за таких поправок НОВАТЭК, по крайней мере, так утверждает его глава, может де-факто использовать только 1 из 15 газовозов для навигации между Сабеттой и комплексами по перевалке сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке. Конечно, оба терминала ещё строятся (должны быть готовы к 2022 году), но сроки уже поджимают.
Глупая бюрократия или реальные уступки правительства?
Ещё в августе 2018 года НОВАТЭК обращался в Минтранс с просьбой дать ему право пользоваться иностранными судами, поскольку российские ещё только строятся, а СПГ уже через пару лет нужно будет перевозить в больших объёмах. Выглядит так, будто правительство РФ сознательно выставило преграду для транспортировки сжиженного газа по Северному морскому пути, не так ли? Но так может показаться, только если смотреть на ситуацию с позиции НОВАТЭКа, мотивация которого в принципе довольна логична – сэкономить везде, где только можно и получить наибольшую прибыль.
На практике же Минтранс предложил оптимальное решение и пошёл на серьёзные уступки, причём не только для одной компании, а для всех, кого интересует каботаж СПГ по Северному морскому пути. Если говорить сжато, то Россия теперь разрешает иностранным собственникам зарегистрировать принадлежащий им корабль в Российском открытом реестре судов, чего раньше, кстати, вообще нельзя было делать. Более того, специально для НОВАТЭКа в Минтрансе разрешили каботаж СПГ для танкеров Arc7 проекта «Ямал СПГ», поскольку эти суда были заложены ещё до принятия закона.
Зачем РФ вообще ввела этот закон?
В итоге проблема уже не кажется такой ужасной. Да, иностранным судам нельзя перевозить углеводороды по СМП, но кто мешает зарегистрироваться и использовать российский флаг?
Зачем Москва вообще этот закон приняла? На этот вопрос можно очень ёмко и лаконично ответить другим вопросом. А России всё равно кто, сколько и куда увезёт газа из крупнейших месторождений по Северному морскому пути, в которые она вложила миллиарды долларов? Или всё же лучше позволить заниматься этим только своим судам, которые по закону можно проверять и вести надлежащий мониторинг? Ответ очевиден.
Условия каботажа по СМП простые. Создавайте российские корабли, вносите в реестр иностранные, повесив на них флаг РФ, и спокойно перевозите СПГ. Не хотите тратиться даже не это? Выбора нет. В России теперь такие законы. Кому-то это может показаться преградой для бизнеса в стиле «иностранцам вход запрещён» или даже, что Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ. Но де-факто это лишь здоровое желание государства регулировать важные для экономики процессы.
- fleetguru.eu
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...