
«Иностранцам вход запрещен»: Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ
Судоходство по Северному морскому пути (СМП) является важнейшим способом транспортировки сжиженного природного газа из различных терминалов и мест добычи в российские порты. Такие проекты как «Ямал-СПГ» и вовсе выстраивают свою инфраструктуру и рассчитывают на коммуникации, основа которых – навигация по СМП. Однако сегодня некоторые компании жалуются, что в правительстве РФ до сих пор не решили вопрос с каботажем углеводородов по Северному морскому пути.
У Северного морского пути свои правила
Каботаж – плавание коммерческих грузовых или пассажирских кораблей между морскими портами одного и того же государства. В данный момент в России по СМП он до сих пор не разрешён для ледокольных газовозов проекта «Ямал СПГ». Причина – подавляющее число судов, которые собираются использовать в НОВАТЭКе, являются иностранными.
Напомним, 30 декабря 2018 года в России начали действовать поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ. В соответствии с ними, каботаж по Северному морскому пути судов иностранного производства и принадлежности запрещён, т. е. ходить по этому маршруту могут только корабли с российским экипажем и флагом.
Проблема в том, что из-за таких поправок НОВАТЭК, по крайней мере, так утверждает его глава, может де-факто использовать только 1 из 15 газовозов для навигации между Сабеттой и комплексами по перевалке сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке. Конечно, оба терминала ещё строятся (должны быть готовы к 2022 году), но сроки уже поджимают.
Глупая бюрократия или реальные уступки правительства?
Ещё в августе 2018 года НОВАТЭК обращался в Минтранс с просьбой дать ему право пользоваться иностранными судами, поскольку российские ещё только строятся, а СПГ уже через пару лет нужно будет перевозить в больших объёмах. Выглядит так, будто правительство РФ сознательно выставило преграду для транспортировки сжиженного газа по Северному морскому пути, не так ли? Но так может показаться, только если смотреть на ситуацию с позиции НОВАТЭКа, мотивация которого в принципе довольна логична – сэкономить везде, где только можно и получить наибольшую прибыль.
На практике же Минтранс предложил оптимальное решение и пошёл на серьёзные уступки, причём не только для одной компании, а для всех, кого интересует каботаж СПГ по Северному морскому пути. Если говорить сжато, то Россия теперь разрешает иностранным собственникам зарегистрировать принадлежащий им корабль в Российском открытом реестре судов, чего раньше, кстати, вообще нельзя было делать. Более того, специально для НОВАТЭКа в Минтрансе разрешили каботаж СПГ для танкеров Arc7 проекта «Ямал СПГ», поскольку эти суда были заложены ещё до принятия закона.
Зачем РФ вообще ввела этот закон?
В итоге проблема уже не кажется такой ужасной. Да, иностранным судам нельзя перевозить углеводороды по СМП, но кто мешает зарегистрироваться и использовать российский флаг?
Зачем Москва вообще этот закон приняла? На этот вопрос можно очень ёмко и лаконично ответить другим вопросом. А России всё равно кто, сколько и куда увезёт газа из крупнейших месторождений по Северному морскому пути, в которые она вложила миллиарды долларов? Или всё же лучше позволить заниматься этим только своим судам, которые по закону можно проверять и вести надлежащий мониторинг? Ответ очевиден.
Условия каботажа по СМП простые. Создавайте российские корабли, вносите в реестр иностранные, повесив на них флаг РФ, и спокойно перевозите СПГ. Не хотите тратиться даже не это? Выбора нет. В России теперь такие законы. Кому-то это может показаться преградой для бизнеса в стиле «иностранцам вход запрещён» или даже, что Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ. Но де-факто это лишь здоровое желание государства регулировать важные для экономики процессы.
У Северного морского пути свои правила
Каботаж – плавание коммерческих грузовых или пассажирских кораблей между морскими портами одного и того же государства. В данный момент в России по СМП он до сих пор не разрешён для ледокольных газовозов проекта «Ямал СПГ». Причина – подавляющее число судов, которые собираются использовать в НОВАТЭКе, являются иностранными.
Напомним, 30 декабря 2018 года в России начали действовать поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ. В соответствии с ними, каботаж по Северному морскому пути судов иностранного производства и принадлежности запрещён, т. е. ходить по этому маршруту могут только корабли с российским экипажем и флагом.
Проблема в том, что из-за таких поправок НОВАТЭК, по крайней мере, так утверждает его глава, может де-факто использовать только 1 из 15 газовозов для навигации между Сабеттой и комплексами по перевалке сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке. Конечно, оба терминала ещё строятся (должны быть готовы к 2022 году), но сроки уже поджимают.
Глупая бюрократия или реальные уступки правительства?
Ещё в августе 2018 года НОВАТЭК обращался в Минтранс с просьбой дать ему право пользоваться иностранными судами, поскольку российские ещё только строятся, а СПГ уже через пару лет нужно будет перевозить в больших объёмах. Выглядит так, будто правительство РФ сознательно выставило преграду для транспортировки сжиженного газа по Северному морскому пути, не так ли? Но так может показаться, только если смотреть на ситуацию с позиции НОВАТЭКа, мотивация которого в принципе довольна логична – сэкономить везде, где только можно и получить наибольшую прибыль.
На практике же Минтранс предложил оптимальное решение и пошёл на серьёзные уступки, причём не только для одной компании, а для всех, кого интересует каботаж СПГ по Северному морскому пути. Если говорить сжато, то Россия теперь разрешает иностранным собственникам зарегистрировать принадлежащий им корабль в Российском открытом реестре судов, чего раньше, кстати, вообще нельзя было делать. Более того, специально для НОВАТЭКа в Минтрансе разрешили каботаж СПГ для танкеров Arc7 проекта «Ямал СПГ», поскольку эти суда были заложены ещё до принятия закона.
Зачем РФ вообще ввела этот закон?
В итоге проблема уже не кажется такой ужасной. Да, иностранным судам нельзя перевозить углеводороды по СМП, но кто мешает зарегистрироваться и использовать российский флаг?
Зачем Москва вообще этот закон приняла? На этот вопрос можно очень ёмко и лаконично ответить другим вопросом. А России всё равно кто, сколько и куда увезёт газа из крупнейших месторождений по Северному морскому пути, в которые она вложила миллиарды долларов? Или всё же лучше позволить заниматься этим только своим судам, которые по закону можно проверять и вести надлежащий мониторинг? Ответ очевиден.
Условия каботажа по СМП простые. Создавайте российские корабли, вносите в реестр иностранные, повесив на них флаг РФ, и спокойно перевозите СПГ. Не хотите тратиться даже не это? Выбора нет. В России теперь такие законы. Кому-то это может показаться преградой для бизнеса в стиле «иностранцам вход запрещён» или даже, что Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ. Но де-факто это лишь здоровое желание государства регулировать важные для экономики процессы.
- fleetguru.eu
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Правительство РФ решило помочь рыболовам Астраханской области
Астраханская область, известная своими богатыми рыбными запасами, получит дополнительные средства для улучшения состояния своих водоемов. В соответствии с...

Закат подмосковной «Звезды»: в полку банкротов прибыло
Производитель военной электроники ФГУП «Электромеханический завод "Звезда"» (город Сергиев Посад), учредителем которого является Министерство...

Россия создала мировой авиационный прецедент
Российская авиационная промышленность сделала то, что казалось невозможным после развала Советского Союза: свой первый полет совершил полностью отечественный...

Запуск инструментального завода в Петербурге: станки с ЧПУ теперь в безопасности
В Санкт-Петербурге на территории станкостроительного завода «Вириал» состоялся запуск крупнейшего производства, специализирующегося на выпуске металлорежущей...

Убытки «Газпрома» и новый проект: перспективы «Восточной системы газоснабжения»
«Газпром» продолжает развивать свою инфраструктуру, несмотря на значительные финансовые трудности, с которыми он сталкивается в последние годы. Одним из...

Россия забурилась так, как на Западе не ожидали
Российские нефтекомпании бурят в этом году так, как не делали этого уже не менее пяти лет. Санкции не помешали выйти на максимум бурения в то время, как ОПЕК+...

Ипотеке грозит тотальный обвал
К концу этого года ипотека в России может показать худший результат с 2016-2017 годов. Об этом сообщило агентство Национальные кредитные рейтинги (НКР). Кроме...

Тысячи тонн: месторождение золота, о котором не хотят вспоминать в РФ
Первые сведения о золотоносности района относятся ко второй половине XIX века, когда были обнаружены россыпные проявления золота....

Сделка с дьяволом: РФ придется смириться с передачей «Северного потока»
В то время, как Европа собирается полностью отказаться от российских углеводородов, Вашингтон обещает оказать Москве содействие в восстановлении экспорта...

«Был бы ужас»: почему Путин не уволил Набиуллину
Михаил Хазин объяснил, почему Владимир Путин не уволил Эльвиру Набиуллину два года назад или ещё раньше: «Был бы ужас». Но шанс избавиться скоро появится,...

В России могут запретить игру «Мир танков»
Кажется, в российском игровом мире назревает настоящий триллер: Генеральная прокуратура подала иск в Таганский суд Москвы с просьбой запретить деятельность...

Прорыв импортозамещения в авиации: ОАК подготовила к запуску новый SJ-100
В России подошла к завершению подготовка первого полёта импортозамещённого лайнера SJ-100. Руководство «ОАК» анонсировало скорый запуск....

Почему россияне не несут деньги в банк при ставке 21%
Несмотря на всплеск интереса к банковским вкладам, большинство россиян по-прежнему остаются в стороне от активных сберегательных решений. 60% граждан не...

Росстандарт приостановил эксплуатацию грузовых автомобилей марки «Исток»
Важные новости из мира авто: Росстандарт приостановил выпуск и обращение грузовых автомобилей марки «Исток» типа 4749D категории N1. В опубликованном сообщении...

Денежное табу: россиян ждут жёсткие лимиты при купле-продаже недвижимости
В РФ хотят запретить приобретать за наличные жильё дороже миллиона рублей. Законопроект планируют принять летом....