В США признали русский РД-180 устаревшим
Компании SpaceX и Blue Origin надеются явить миру ракетный двигатель, который станет лучше, чем признанный лидер, которым сегодня является российский РД-180, пишет независимый журнал Массачусетского технологического института MIT Technology Review.
Используемый на ракете-носителе Атлас-3 и его преемнике – Атласе-5, РД-180 доставил на орбиту, по меньшей мере, 16 американских орбитальных шпионов, 13 военных спутников связи, полдюжины аппаратов GPS, два военных метеорологических и три спутника предупреждения о ракетном нападении. С его помощью запускали миссии НАСА «Новые горизонты» (2006 год) к Плутону и «Юнона» к Юпитеру.
РД-180 примечателен не только геополитическими особенностями его популярности, но и тем, что во многих отношениях он был просто лучше, чем любой другой ракетный двигатель своего времени. Когда в феврале 2019 года, Элон Маск объявил успешное испытание двигателя Raptor от SpaceX, он написал в Твиттере, что превысил рекорд, удерживаемый в течение нескольких десятилетий «потрясающим русским РД-180».
После того, как Россия забрала Крым в 2014 году, дни РД-180 как существенного элемента американской ракетной программы были сочтены. Ястребам от Минобороны давно не нравилось его происхождение, но двигатель был очень хорош и дешев – и поэтому он оставался в строю до наступления новых времен. Теперь в Конгрессе сумели провести запрет на использование двигателя в американских ракетах после 2022 года. США, имея необходимые технологии, могли бы просто производить РД-180 на предприятиях внутри Штатов, но критики утверждают, что это вышло бы астрономически дорого.
Новый подход и свежие решения
Конгресс обязал ВВС прекратить использование РД-180, это дало старт конкуренции не только за новый двигатель, но и за совершенно новую ракету. Носитель под названием New Glenn, участник конкурса от компании Blue Origin, использует собственный двигатель BE-4. Альтернативой ему от легендарной SpaceX является система под названием Raptor. Обе компании имеют доступ к лучшей диагностике и более сложным методам моделирования, чем те, что имелись у Валентина Глушко, когда тот работал над РД-170 – предшественником РД-180. У новичков есть и другая особенность, важная для американских ВВС: они сделаны в США.
Нельзя не упомянуть, что оба американских проекта используют в качестве топлива метан, а не керосин, который служит в РД-180. Такое решение считается более перспективным именно в плане многоразового использования, так как метан обладает более высоким удельным импульсом, сгорает чище и легче производится.
Ни один новый двигатель еще не достиг орбиты. Этим летом SpaceX планирует испытательные полеты своей ракеты, которая в конечном итоге будет оснащена тремя Raptor. Blue Origin также проводит тесты на BE-4 в Техасе и начала строительство завода в Алабаме.
Между тем «Энергомаш» надеется, что российская космическая программа снова начнет использовать отечественные двигатели. В последние годы около 90% продукции холдинга отправляется в США. Без Штатов «Энергомаш» рискует оказаться один с устаревшим производством по сравнению с корпорациями Илона Маска и Джеффа Безоса, которые, благодаря готовности рисковать, наконец-то вывели производство двигателей из десятилетий застоя.
Используемый на ракете-носителе Атлас-3 и его преемнике – Атласе-5, РД-180 доставил на орбиту, по меньшей мере, 16 американских орбитальных шпионов, 13 военных спутников связи, полдюжины аппаратов GPS, два военных метеорологических и три спутника предупреждения о ракетном нападении. С его помощью запускали миссии НАСА «Новые горизонты» (2006 год) к Плутону и «Юнона» к Юпитеру.
РД-180 примечателен не только геополитическими особенностями его популярности, но и тем, что во многих отношениях он был просто лучше, чем любой другой ракетный двигатель своего времени. Когда в феврале 2019 года, Элон Маск объявил успешное испытание двигателя Raptor от SpaceX, он написал в Твиттере, что превысил рекорд, удерживаемый в течение нескольких десятилетий «потрясающим русским РД-180».
После того, как Россия забрала Крым в 2014 году, дни РД-180 как существенного элемента американской ракетной программы были сочтены. Ястребам от Минобороны давно не нравилось его происхождение, но двигатель был очень хорош и дешев – и поэтому он оставался в строю до наступления новых времен. Теперь в Конгрессе сумели провести запрет на использование двигателя в американских ракетах после 2022 года. США, имея необходимые технологии, могли бы просто производить РД-180 на предприятиях внутри Штатов, но критики утверждают, что это вышло бы астрономически дорого.
Новый подход и свежие решения
Конгресс обязал ВВС прекратить использование РД-180, это дало старт конкуренции не только за новый двигатель, но и за совершенно новую ракету. Носитель под названием New Glenn, участник конкурса от компании Blue Origin, использует собственный двигатель BE-4. Альтернативой ему от легендарной SpaceX является система под названием Raptor. Обе компании имеют доступ к лучшей диагностике и более сложным методам моделирования, чем те, что имелись у Валентина Глушко, когда тот работал над РД-170 – предшественником РД-180. У новичков есть и другая особенность, важная для американских ВВС: они сделаны в США.
Нельзя не упомянуть, что оба американских проекта используют в качестве топлива метан, а не керосин, который служит в РД-180. Такое решение считается более перспективным именно в плане многоразового использования, так как метан обладает более высоким удельным импульсом, сгорает чище и легче производится.
Ни один новый двигатель еще не достиг орбиты. Этим летом SpaceX планирует испытательные полеты своей ракеты, которая в конечном итоге будет оснащена тремя Raptor. Blue Origin также проводит тесты на BE-4 в Техасе и начала строительство завода в Алабаме.
Между тем «Энергомаш» надеется, что российская космическая программа снова начнет использовать отечественные двигатели. В последние годы около 90% продукции холдинга отправляется в США. Без Штатов «Энергомаш» рискует оказаться один с устаревшим производством по сравнению с корпорациями Илона Маска и Джеффа Безоса, которые, благодаря готовности рисковать, наконец-то вывели производство двигателей из десятилетий застоя.
- /cdn.wccftech.com/ ; https://www.forbes.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Иначе отберу»: Пашинян просит Москву восстановить железную дорогу в Турцию
Ереван выбирает прозападный путь «развития», но отремонтировать этот путь хочет за счет Москвы....
На Украине готовят разрешение на добычу засекреченного при СССР элемента
На фоне разрухи и выживания, украинские власти нашли повод для «оптимизма»....
Неподъемный дизель: Дунайские порты отрезали от Украины
Украинские националисты не долго радовались топливному кризису в России – получили свой, гораздо более сильный....
Россия завалила Великобританию американскими сладостями
Хитрая схема работает очень стабильно, так что справиться с ней британские чиновники не могут....
Такого не было с 90-х: промышленность России рухнула в глубочайший кризис
Продажи на минимумах, производство падает, оптимизм исчез. Почему промышленность России оказалась в самом тяжёлом кризисе за десятилетия...
«Спираль смерти» АвтоВАЗа: Lada несется в пропасть,
Руководство гиганта из Тольятти работает по принципу, а «зачем делать лучше, если и так купят»?...
Россия совершила инженерное чудо в авиации
С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность...
Китай добил молочную промышленность ЕС налогом в 42%
Этот шаг усиливает и без того напряженные торговые отношения между Брюсселем и Пекином....
Москва не получит доход от нефтегаза в 2026 году
Диверсификация экономики идет очень медленно, хотя подстраховаться не мешало бы в сложившихся обстоятельствах....
Пираты из США впервые не смогли захватить венесуэльский танкер
Ожидается подкрепление армией «спецназа», который начал выполнять роль морских пиратов....
Россиян снова напугали пенсией: в ГД раскрыли, что происходит на самом деле
В СМИ и соцсетях снова вспыхнули слухи о повышении пенсионного возраста. Заголовки вызвали тревогу и волну обсуждений...
Абрамович не хотел помогать СВО – теперь заплатит больше
Пророчество Путина сбывается на наших глазах. Президент еще более 20 лет назад предупреждал толстосумов, что нужно вывести деньги из офшоров и инвестировать в...
После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию
Застройщикам придется поторопиться с выдачей квартир в новостройках, но 20−30% из них все равно ждет банкротство...
В России научили «размножаться» СПГ-танкер «Кристоф да Маржери»
Россия научилась строить современные газовозы, это историческое событие в условиях сплошного шквала санкций....
«Покрамсать» вузы: в РФ запланировали жёсткую оптимизацию высшей школы
В России урежут количество мест и образовательные программы вузов. Министр Фальков раскрыл планы по жёсткой оптимизации...
«Недосмотрели» – Бабаков о том, почему не вывели деньги с Запада перед СВО
Вице-спикер Госдумы не смог дать вразумительного ответа, почему Россия заранее не вывела активы из западных банков перед началом СВО....