
В США признали русский РД-180 устаревшим
Компании SpaceX и Blue Origin надеются явить миру ракетный двигатель, который станет лучше, чем признанный лидер, которым сегодня является российский РД-180, пишет независимый журнал Массачусетского технологического института MIT Technology Review.
Используемый на ракете-носителе Атлас-3 и его преемнике – Атласе-5, РД-180 доставил на орбиту, по меньшей мере, 16 американских орбитальных шпионов, 13 военных спутников связи, полдюжины аппаратов GPS, два военных метеорологических и три спутника предупреждения о ракетном нападении. С его помощью запускали миссии НАСА «Новые горизонты» (2006 год) к Плутону и «Юнона» к Юпитеру.
РД-180 примечателен не только геополитическими особенностями его популярности, но и тем, что во многих отношениях он был просто лучше, чем любой другой ракетный двигатель своего времени. Когда в феврале 2019 года, Элон Маск объявил успешное испытание двигателя Raptor от SpaceX, он написал в Твиттере, что превысил рекорд, удерживаемый в течение нескольких десятилетий «потрясающим русским РД-180».
После того, как Россия забрала Крым в 2014 году, дни РД-180 как существенного элемента американской ракетной программы были сочтены. Ястребам от Минобороны давно не нравилось его происхождение, но двигатель был очень хорош и дешев – и поэтому он оставался в строю до наступления новых времен. Теперь в Конгрессе сумели провести запрет на использование двигателя в американских ракетах после 2022 года. США, имея необходимые технологии, могли бы просто производить РД-180 на предприятиях внутри Штатов, но критики утверждают, что это вышло бы астрономически дорого.
Новый подход и свежие решения
Конгресс обязал ВВС прекратить использование РД-180, это дало старт конкуренции не только за новый двигатель, но и за совершенно новую ракету. Носитель под названием New Glenn, участник конкурса от компании Blue Origin, использует собственный двигатель BE-4. Альтернативой ему от легендарной SpaceX является система под названием Raptor. Обе компании имеют доступ к лучшей диагностике и более сложным методам моделирования, чем те, что имелись у Валентина Глушко, когда тот работал над РД-170 – предшественником РД-180. У новичков есть и другая особенность, важная для американских ВВС: они сделаны в США.
Нельзя не упомянуть, что оба американских проекта используют в качестве топлива метан, а не керосин, который служит в РД-180. Такое решение считается более перспективным именно в плане многоразового использования, так как метан обладает более высоким удельным импульсом, сгорает чище и легче производится.
Ни один новый двигатель еще не достиг орбиты. Этим летом SpaceX планирует испытательные полеты своей ракеты, которая в конечном итоге будет оснащена тремя Raptor. Blue Origin также проводит тесты на BE-4 в Техасе и начала строительство завода в Алабаме.
Между тем «Энергомаш» надеется, что российская космическая программа снова начнет использовать отечественные двигатели. В последние годы около 90% продукции холдинга отправляется в США. Без Штатов «Энергомаш» рискует оказаться один с устаревшим производством по сравнению с корпорациями Илона Маска и Джеффа Безоса, которые, благодаря готовности рисковать, наконец-то вывели производство двигателей из десятилетий застоя.
Используемый на ракете-носителе Атлас-3 и его преемнике – Атласе-5, РД-180 доставил на орбиту, по меньшей мере, 16 американских орбитальных шпионов, 13 военных спутников связи, полдюжины аппаратов GPS, два военных метеорологических и три спутника предупреждения о ракетном нападении. С его помощью запускали миссии НАСА «Новые горизонты» (2006 год) к Плутону и «Юнона» к Юпитеру.
РД-180 примечателен не только геополитическими особенностями его популярности, но и тем, что во многих отношениях он был просто лучше, чем любой другой ракетный двигатель своего времени. Когда в феврале 2019 года, Элон Маск объявил успешное испытание двигателя Raptor от SpaceX, он написал в Твиттере, что превысил рекорд, удерживаемый в течение нескольких десятилетий «потрясающим русским РД-180».
После того, как Россия забрала Крым в 2014 году, дни РД-180 как существенного элемента американской ракетной программы были сочтены. Ястребам от Минобороны давно не нравилось его происхождение, но двигатель был очень хорош и дешев – и поэтому он оставался в строю до наступления новых времен. Теперь в Конгрессе сумели провести запрет на использование двигателя в американских ракетах после 2022 года. США, имея необходимые технологии, могли бы просто производить РД-180 на предприятиях внутри Штатов, но критики утверждают, что это вышло бы астрономически дорого.
Новый подход и свежие решения
Конгресс обязал ВВС прекратить использование РД-180, это дало старт конкуренции не только за новый двигатель, но и за совершенно новую ракету. Носитель под названием New Glenn, участник конкурса от компании Blue Origin, использует собственный двигатель BE-4. Альтернативой ему от легендарной SpaceX является система под названием Raptor. Обе компании имеют доступ к лучшей диагностике и более сложным методам моделирования, чем те, что имелись у Валентина Глушко, когда тот работал над РД-170 – предшественником РД-180. У новичков есть и другая особенность, важная для американских ВВС: они сделаны в США.
Нельзя не упомянуть, что оба американских проекта используют в качестве топлива метан, а не керосин, который служит в РД-180. Такое решение считается более перспективным именно в плане многоразового использования, так как метан обладает более высоким удельным импульсом, сгорает чище и легче производится.
Ни один новый двигатель еще не достиг орбиты. Этим летом SpaceX планирует испытательные полеты своей ракеты, которая в конечном итоге будет оснащена тремя Raptor. Blue Origin также проводит тесты на BE-4 в Техасе и начала строительство завода в Алабаме.
Между тем «Энергомаш» надеется, что российская космическая программа снова начнет использовать отечественные двигатели. В последние годы около 90% продукции холдинга отправляется в США. Без Штатов «Энергомаш» рискует оказаться один с устаревшим производством по сравнению с корпорациями Илона Маска и Джеффа Безоса, которые, благодаря готовности рисковать, наконец-то вывели производство двигателей из десятилетий застоя.
- /cdn.wccftech.com/ ; https://www.forbes.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...