Околонулевой транзит
По словам господина Макогона, еще в прошлом году «Нафтогазом» и позже компанией «Оператор ГТС» разрабатывались несколько планов на случай срыва прокачки. Так называемый «нулевой транзит» (при отсутствии договора) должен был поглотить до 90% компрессорных станций и сделать их неработоспособными, с одновременным выводом из эксплуатации до 5 тысяч километров трубопроводов.
Второй сценарий предусматривал малые объемы прокачки, что и происходит в настоящий момент. В этом случае выводится из эксплуатации 80% компрессоров на узловых точках.
К этому моменту компания «Оператор ГТС» обладает 72 станциями по обеспечению давления в трубе. Уже сейчас есть понимание, что более 40 млрд кубов в год не будет уже никогда, так что необходима глубокая оптимизация всей системы трубопроводов с сокращением ее длины
- говорит Макогон.
По его словам, никто вкладывать деньги в пустующую «трубу» не будет. Модернизация ждет только те компрессоры, которые требуют перестройки и задействованы в работе гарантированно.
Судьба национального газопровода
Дальнейшую судьбу госимущества, комплекса материальных ценностей в виде компрессорных станций и тысяч километров газопроводов, определят совместным решением компания-оператор и кабинет министров Украины.
Конечно, никто не будет выкапывать тысячи километров трубопроводов, это экономически нецелесообразно. Стоимость полученного лома не окупит затраты. В ненужных ответвлениях основной магистрали просто снизят давление до минимума и перестанут обслуживать
- уточняет Макогон.
Первым под «оптимизацию», а, точнее, обычную вырезку, попадут участки ГТС Трансбалканского трубопровода. Некогда по нему сырье подавалось в Турцию, Румынию, Болгарию, Грецию и Македонию. Эта вспомогательная магистраль стала ненужной после запуска «Турецкого потока».
В итоге, несмотря на новогодние победные реляции, Киев несет убытки от транзита, а новый контракт оказался не очень выгодным. Впрочем, как и для России.